СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемного обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация раскрывает сущность одной из актуальных технологий системно-деятельностного подхода-пробемно-диалогической технологии.Описывает преимущества работы в парах, групповой работы.

Показывает,как в процессе применения проблемно-диалогического обучения, формируются УУД.

Просмотр содержимого презентации
«Ковалева Н.Ю.»

«Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемного обучения»  « Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью! » (Л.Н.Толстой) Выполнила: Ковалева Наталья Юрьевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4 г. Льгова»

«Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемного обучения»

« Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью! » (Л.Н.Толстой)

Выполнила:

Ковалева Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4 г. Льгова»

Проблемно-диалогическая технология  Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.  Девиз ПДО:  «Открывать знания вместе с детьми »   В словосочетании проблемный диалог первое слово

Проблемно-диалогическая технология

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Девиз ПДО: «Открывать знания вместе с детьми »

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово " диалог " означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий . Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект .

«проблемный»

  • постановка проблемы
  • поиск решения

«диалог»

  • побуждающий
  • подводящий

Методы постановки учебной проблемы Сообщение темы с мотивирующим приёмом Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог

Методы постановки учебной проблемы

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

Методы постановки учебной проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

1) создание проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1 . Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью.  «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено. Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.

Приёмы создания проблемной ситуации

«с удивлением»

Приём 1 . Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом:

шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»;

шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью.

«с затруднением»

Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос)

Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими

Приём 6.

шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим

шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.

Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили?  Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока  Какой возникает вопрос?  Какова будет тема нашего урока?   Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Система вопросов для побуждающего диалога:

Побуждение к осознанию противоречия

  • Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
  • Вопрос был один? А мнений сколько?
  • Что вас удивило? Что интересного заметили?
  • Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока

  • Какой возникает вопрос?
  • Какова будет тема нашего урока?  

Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Методы постановки учебной проблемы Подводящий Сообщение темы к теме диалог с мотивирующим приёмом «яркое пятно» В качестве

Методы постановки учебной проблемы

Подводящий

Сообщение темы

к теме диалог

с мотивирующим приёмом

«яркое пятно»

В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, т.е. любой ма­териал, способный заинтриговать и за­хватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность " состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся.

«актуальность»

сообщения темы с мотивирующим приёмом    Приём «яркое пятно» Урок русского языка на тему «Предложный падеж». - Мы сегодня познакомимся с падежом, который в 1916 году имел название сказательный падеж. Его ввёл учёный-грамматик Мелетий Смотрицкий. Основное значение этого падежа связано с глаголом говорить, сказать о чём-нибудь или о ком-нибудь. Позже сказательный был переименован в …

сообщения темы с мотивирующим приёмом Приём «яркое пятно»

Урок русского языка на тему «Предложный падеж».

- Мы сегодня познакомимся с падежом, который в 1916 году имел название сказательный падеж. Его ввёл учёный-грамматик Мелетий Смотрицкий. Основное значение этого падежа связано с глаголом говорить, сказать о чём-нибудь или о ком-нибудь. Позже сказательный был переименован в

  • Кто догадался, о каком падеже идёт речь? Верно. –
  • Предложный падеж – тема нашего урока.
  • ( Фиксирую тему на доске
сообщения темы с мотивирующим приёмом  (Приём « актуальность ») Урок математики в 4 м классе на тему:  «Проценты» - Начинаем новую тему, а какую - догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся на каждом шагу. -Вы приходите в универсам и видите объявление:  «В дневные часы скидка 10...». Чего? -Процентов. -Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2...». Чего? -- Процентов. - Реклама по телевизору: «В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13...». - Процентов . - А в школе вам уже встречался термин «процент»? -Термин «процент» прочно вошел в нашу жизнь. - Это и есть тема урока. ( Фиксирую т ему на доске )  Приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предполагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. 

сообщения темы с мотивирующим приёмом (Приём « актуальность »)

Урок математики в 4 м классе на тему:

«Проценты»

- Начинаем новую тему, а какую - догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся на каждом шагу.

-Вы приходите в универсам и видите объявление:

«В дневные часы скидка 10...». Чего? -Процентов. -Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2...». Чего? -- Процентов. - Реклама по телевизору: «В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13...». - Процентов .

- А в школе вам уже встречался термин «процент»?

-Термин «процент» прочно вошел в нашу жизнь.

- Это и есть тема урока. ( Фиксирую т ему на доске

Приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предполагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. 

Методы постановки учебной проблемы подводящий диалог Урок русского языка в 4-м классе на тему : «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных» - Прочитайте слова на доске. Читают: душ, ночь, ложь, стриж, дочь, муж, ключ - Чем все эти слова похожи? - А чем слова отличаются? - Над какой темой будем работать? - Это существительные с шипящими на конце. В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет. - Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных . ( Фиксирую тему на доске ) 

Методы постановки учебной проблемы подводящий диалог

Урок русского языка в 4-м классе на тему :

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»

- Прочитайте слова на доске. Читают: душ, ночь, ложь, стриж, дочь, муж, ключ

- Чем все эти слова похожи?

- А чем слова отличаются?

- Над какой темой будем работать?

- Это существительные с шипящими на конце.

  • В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет.

- Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных . ( Фиксирую тему на доске

П ример побуждающего диалога при одновременном выдвижении гипотез    Урок математики в 4 классе на тему «Умножение двузначных чисел на однозначные».  - Сейчас вы разобьётесь по группам и будете решать пример 12*7=? Способ решения запишите на листке. (Ученики разбиваются по группам, начинают работу.)  Учитель подходит к каждой группе: С чего нужно начать? (Группы вывешивают на доску и озвучивают две гипотезы: 12*7=84 (способ 10*7+2*7) (Решающая гипотеза.) 2*7=140 (способ 10*7*2) (Ошибочная гипотеза). - Из каких разрядных слагаемых состоит 12? - Итак, группам предложены два разных способа умножения. Как можно проверить, какой из них верный? (Молчат.) Вспомните, что такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых. ) В нашем примере надо умножение заменить сложением! (План проверки.) - Попробуйте. (При сложении получилось 84.) (Аргумент.) Значит, как надо умножать двузначные числа? (Формулируют правило ( Открытие нового знания).

П ример побуждающего диалога при одновременном выдвижении гипотез

Урок математики в 4 классе на тему «Умножение двузначных чисел на однозначные».

- Сейчас вы разобьётесь по группам и будете решать пример 12*7=?

Способ решения запишите на листке. (Ученики разбиваются по группам, начинают работу.)

Учитель подходит к каждой группе:

С чего нужно начать? (Группы вывешивают на доску и озвучивают две гипотезы: 12*7=84 (способ 10*7+2*7)

(Решающая гипотеза.) 2*7=140 (способ 10*7*2) (Ошибочная гипотеза).

- Из каких разрядных слагаемых состоит 12?

- Итак, группам предложены два разных способа умножения. Как можно проверить, какой из них верный? (Молчат.)

Вспомните, что такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых. )

В нашем примере надо умножение заменить сложением!

(План проверки.)

- Попробуйте. (При сложении получилось 84.) (Аргумент.)

Значит, как надо умножать двузначные числа? (Формулируют правило

( Открытие нового знания).

Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением»   Урок русского языка во 2 классе на тему: «Произношение парных и непарных звонких и глухих согласных в конце слова, их правописание».  На доске записаны слова: дуб, плод, грязь, сторож. - Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся). - Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся). Читают, испытывают удивление ( возникновение проблемной ситуации). _ Что вас удивило? Что интересного заметили? (Произносим один звук, например, в слове ду[п], а на письме обозначаем его другой буквой б.) Осознание противоречия. - Какой же у вас возникает вопрос? (Почему звук произносим один, а на письме его обозначаем буквой другой?) Учебная проблема как вопрос .

Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением»

Урок русского языка во 2 классе на тему: «Произношение парных и непарных звонких и глухих согласных в конце слова, их правописание».

На доске записаны слова: дуб, плод, грязь, сторож.

- Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся).

- Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся). Читают, испытывают удивление ( возникновение проблемной ситуации).

_ Что вас удивило? Что интересного заметили? (Произносим один звук, например, в слове ду[п], а на письме обозначаем его другой буквой б.) Осознание противоречия.

- Какой же у вас возникает вопрос? (Почему звук произносим один, а на письме его обозначаем буквой другой?) Учебная проблема как вопрос .

Приёмы создания проблемной ситуации «с затруднением»   Урок математики во втором классе по теме : «Умножение двузначного числа на однозначное».  - На доске ряд чисел. Что это за числа? (Однозначные и двузначные.) - Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте на 7. (Ученики выполняют задание.) - Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте на 7. (Испытывают затруднение. Возникновение проблемной ситуации. - Вы смогли выполнить задание? (Нет не смогли.) - В чём затруднение ? (Мы таких примеров не решали.) - А чем эти примеры не похожи на предыдущие? (Здесь надо умножать не однозначные, а двузначные числа. Осознание противоречия.) - Значит, какая сегодня тема урока ? (Умножение двузначных чисел) ( Фиксирую тему на доске ) 

Приёмы создания проблемной ситуации «с затруднением»

Урок математики во втором классе по теме : «Умножение двузначного числа на однозначное».

- На доске ряд чисел. Что это за числа? (Однозначные и двузначные.)

- Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте на 7. (Ученики выполняют задание.)

- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте на 7. (Испытывают затруднение. Возникновение проблемной ситуации.

- Вы смогли выполнить задание? (Нет не смогли.)

- В чём затруднение ? (Мы таких примеров не решали.)

- А чем эти примеры не похожи на предыдущие? (Здесь надо умножать не однозначные, а двузначные числа. Осознание противоречия.)

- Значит, какая сегодня тема урока ? (Умножение двузначных чисел) ( Фиксирую тему на доске

РАБОТА В ПАРАХ, групповая форма работы -происходит взаимообучение; - развиваются коммуникативные навыки, умение вести диалог; - улучшается психологический климат в классе; - развивается умение правильно оценивать и одноклассников; анализировать процесс работы, себя; -формируются речевые навыки, - развивается навык общения с аудиторией; - развивается умение отстаивать свою точку зрения, использование доказательства; -повышается творческий потенциал ;  Уроки проблемного обучения развивают коммуникативные способности детей. - партнёрские отношения типа «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – учитель; -диалог - ведущее средство общения; - формируется коммуникативная и учебно- познавательная компетенции;

РАБОТА В ПАРАХ, групповая форма работы

-происходит взаимообучение;

- развиваются коммуникативные навыки, умение вести диалог;

- улучшается психологический климат в классе;

- развивается умение правильно оценивать и одноклассников; анализировать процесс работы, себя;

-формируются речевые навыки,

- развивается навык общения с аудиторией;

- развивается умение отстаивать свою точку зрения, использование доказательства;

-повышается творческий потенциал ;

Уроки проблемного обучения развивают коммуникативные способности детей.

- партнёрские отношения типа «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – учитель;

-диалог - ведущее средство общения;

- формируется коммуникативная и учебно- познавательная компетенции;

Технология проблемно-диалогического обучения помогает добиться следующих результатов : Предметные :   они достигаются за счет методов постановки и поиска решения проблемы. Детям на проблемно-диалогическом уроке интересно, знания закрепляются легко и быстро . Метапредметные результаты: Познавательные результаты   – при побуждающем диалоге у детей формируются творческие способности, они учатся осознавать противоречие, выдвигать гипотезы, при подводящем диалоге формируются логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение) Кроме того развивается речь. Регулятивные умения  – когда ставят проблему, развивается целеполагание, когда ищут решение проблемы, то развивается планирование, когда открывают учебник и сравнивают свой вывод с авторским, то развивается контроль. Использование различных форм работы формирует  коммуникативные умения. Личностные результаты : проблемный диалог воспитывает определенные черты характера: смелость, инициативность, активность, толерантность..

Технология проблемно-диалогического обучения помогает добиться следующих результатов :

Предметные :   они достигаются за счет методов постановки и поиска решения проблемы. Детям на проблемно-диалогическом уроке интересно, знания закрепляются легко и быстро .

Метапредметные результаты:

Познавательные результаты   – при побуждающем диалоге у детей формируются творческие способности, они учатся осознавать противоречие, выдвигать гипотезы, при подводящем диалоге формируются логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение) Кроме того развивается речь.

Регулятивные умения  – когда ставят проблему, развивается целеполагание, когда ищут решение проблемы, то развивается планирование, когда открывают учебник и сравнивают свой вывод с авторским, то развивается контроль.

Использование различных форм работы формирует  коммуникативные умения.

Личностные результаты : проблемный диалог воспитывает определенные черты характера: смелость, инициативность, активность, толерантность..

Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной  обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей  позволяет снижать нервно-психические нагрузки  учащихся за счет стимуляции познавательной  мотивации и «открытия» знаний; общепедагогической  реализуется на любом предметном содержании и  в любой образовательной ступени.    По мнению учёных   проблемно –диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения:  более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности .

Технология проблемно-диалогического обучения является :

  • результативной

обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

  • здоровьесберегающей

позволяет снижать нервно-психические нагрузки

учащихся за счет стимуляции познавательной

мотивации и «открытия» знаний;

  • общепедагогической

реализуется на любом предметном содержании и

в любой образовательной ступени.

По мнению учёных   проблемно –диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения:  более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности .

«Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Давайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие» Э.И. Александрова Спасибо за внимание!

«Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Давайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие»

Э.И. Александрова

Спасибо за внимание!