СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий в процессе реализации курса «Астрономия»

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа выполнялась на курсах  (к теме 1.3. Требования к проектированию рабочей программы по астрономии в условиях ФГО СОО) и может быть полезна другим слушателям

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий в процессе реализации курса «Астрономия»»

Апрельская В.И.

Практическая работа «Формирование универсальных учебных действий в процессе реализации курса «Астрономия»»

(к теме 1.3 Требования к проектированию рабочей программы по астрономии в условиях ФГО СОО)

  1. Ознакомьтесь с описанием УУД, представленном в «Фундаментальном ядре» (с.62-66):

  2. Ознакомьтесь с некоторыми описаниями УУД, представленными в одном из вариантов Примерной основной образовательной программы среднего общего образования («Ведущие целевые установки и ожидаемые результаты», «Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ», «Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего общего образования»).

  3. Ознакомьтесь с планируемыми результатами освоения курса астрономии на уровне среднего общего образования, представленными в примерной программе по астрономии.

  4. Заполните таблицу, указав формулировки развиваемых  средствами астрономии УУД, представленные трех источниках:

Блок УУД

Фундаментальное ядро

ПООП СОО

ПП по астрономии

 Личностный

 В блок личностных универсальных учебных действий входят: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения

выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.


•ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

•российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

•уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

•мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

•готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

•экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

•эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

•осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;


 — овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

— формирование научного мировоззрения;

— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Познавательный

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические , действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; вы-движение гипотез и их обоснование.


•искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

•критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

•использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках.


Выпускник научится:

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

• распознавать и фиксировать противоречия

в информационных источниках

• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

• осуществлять развернутый информационный

поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

• искать и находить обобщенные способы решения задач;

• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении

действий и суждений другого;

• анализировать и преобразовывать проблемно-

противоречивые ситуации;

• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности

широкого переноса средств и способов действия;

• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

• менять и удерживать разные позиции в по-

знавательной деятельности (быть учеником и учите-

лем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;

ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и

подчиняться).


Коммуникативный

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в ди­алог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, ин­тегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрос­лыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициа­тивное сотрудничество в поиске и сборе информации; разре­шение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конф­ликта, принятие решения и его реализация; управление по­ведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выра­жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации; владение монологической и диалогической фор­мами речи в соответствии с грамматическими и синтаксичес­кими нормами родного языка.


развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.


Выпускник научится:

• осуществлять деловую коммуникацию как со

сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды

в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

• развернуто, логично и точно излагать свою

точку зрения с использованием адекватных (устных

и письменных) языковых средств;

• распознавать конфликтогенные ситуации и

предотвращать конфликты до их активной фазы;

• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания

реального и виртуального);

• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

• точно и емко формулировать как критические,

так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.


Регулятивный

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.




ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.


Выпускник научится:

• самостоятельно определять цели, ставить

и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

• оценивать ресурсы, в том числе время и другие

нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

• организовывать эффективный поиск ресурсов,

необходимых для достижения поставленной цели;

• определять несколько путей достижения поставленной цели;

• выбирать оптимальный путь достижения цели,

учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

• задавать параметры и критерии, по которым

можно определить, что цель достигнута;

• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.


  1. Исследуйте учебник Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута на наличие в нем заданий, направленных на развитие УУД. Для этого заполните таблицу:

Страница, тема

Пример задания

Развиваемое УУД

 

 Стр.63. Задание12  

Законы движения планет Солнечной системы





















Стр. 19, задание 2

Наблюдения — основа астрономии

 1) Нарисуйте в своей тетради орбиты четырёх ближайших к Солнцу планет: Меркурия, Венеры, Земли и Марса. Для того чтобы наибольшая из орбит — орбита Марса — уместилась на листе тетради, следует выбрать масштаб, при котором 1 см соответствует 30 млн км (1 : 3 000 000 000 000). Рассчитайте размеры орбит планет и с помощью циркуля проведите окружности соответствующего радиуса. Необходимые данные возьмите из приложения VI.

2) Используйте данные таблицы гелиоцентрических долгот планет из «Школьного астрономического календаря» для ответа на следующие вопросы…

3) Пользуясь таблицей гелиоцентрических долгот планет, на орбите каждой планеты отметьте её положения в сентябре — декабре текущего года.



Подберите линзы, необходимые для изготовления простейшего телескопа-рефрактора. Измерив оптическую силу объектива и окуляра, определите, какое увеличение может обеспечить такой телескоп.

Регулятивный блок:

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.


 Стр.33. Вопросы 1,2;

 Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.



Стр.97. . Вопросы 1- -7 Система Земля—Луна















Стр.81. Природа тел солнечной системы

  1.  Почему полуденная высота Солнца в течение года меняется?

  2.  В каком направлении происходит видимое годичное движение Солнца относительно звёзд?



  1. Какие особенности распространения волн в твёрдых телах и жидкостях используются при сейсмических исследованиях строения Земли? 2. Почему в тропосфере температура с увеличением высоты падает? 3. Чем объясняются различия плотности веществ в окружающем нас мире? 4. Почему при ясной погоде ночью происходит наиболее сильное похолодание? 5. Видны ли с Луны те же созвездия (видны ли они так же), что и с Земли? 6. Назовите основные формы рельефа Луны. 7. Каковы физические условия на поверхности Луны? Чем и по каким причинам они отличаются от земных



Задание 13 На основе данных приложения VI: 1) определите, по какой из физических характеристик планеты наиболее чётко разделяются на две группы; 2) сформулируйте основные отличительные особенности каждой группы планет.

Коммуникативный блок:

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.


 Стр.97, ссылка на сайт для подробного изучения карты Луны

Стр. 105, адрес сайта и задание по планете Марс

Стр.72, Движение небесных тел под действием сил тяготения

Стр. 33. Задания 6,7, 10. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика

Стр.113, задание 14. Далёкие планеты

Стр.142, вопрос 10. Солнце и звёзды

Стр. 47,задание 11. Время и календарь

Стр.81, задание 13. Природа тел солнечной системы

Стр.97,упр.13 – 2

Стр. 7. Структура и масштабы Вселенной, задание 1


 Подробные карты Луны (физическая и геологическая) размещены на сайте http://moon.google.com/moon/.

Адрес сайта, на котором можно найти карту Марса: http://www.google.com/mars.



Задание 7.  Найдите на звёздной карте эклиптику и проследите, по каким созвездиям она проходит, Составьте в тетради таблицу, в которую запишите координаты Солнца в дни равноденствий и солнцестояний.

Задание 10. Установите звёздную карту на полночь того числа, когда выполняется это задание. Запишите несколько созвездий, которые будут видны в это время в южной, западной, северной и восточной стороне над горизонтом. Затем установите звёздную карту на полночь той даты, которая отличается от первой ровно на полгода. Снова запишите созвездия, видимые в различных сторонах горизонта. Сравнивая эти две записи, укажите, какие изменения произошли в положении созвездий. Чем можно объяснить эти изменения?

Задание 14 Подготовьте доклад о природе одной из планет Солнечной системы.

Задание 11.  Подготовьте доклад об истории календаря.

Познавательный блок:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

• использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках.


 Стр.233. Список исследовательских проектов



















Стр.197. Основы современной космологии

Стр.83, Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

Стр. 100, Планеты земной группы









Стр. 121, Малые тела Солнечной системы. Планеты-карлики



Стр. 112, Далёкие планеты





Стр. 219. Приложение















Стр.223- о наших достижениях в космонавтике

Приложение

 XII. Список исследовательских проектов

1. Конструирование и установка глобуса Набокова.

2. Определение высоты гор на Луне по способу Галилея.

3. Определение условий видимости планет в текущем учебном году.

4. Наблюдение солнечных пятен с помощью камеры-обскуры.

5. Изучение солнечной активности по наблюдению солнечных пятен.

6. Определение температуры Солнца на основе измерения солнечной постоянной…

11. Исследование ячеек Бенара.

12. Конструирование школьного планетария.

13. Происхождение названий планет и объектов на поверхности Луны, планет и других тел Солнечной системы



Стр. 198, Работы А.А. Фридмана



Работы О.Ю. Шмидта



1. Проанализировав приложение IV, можно увидеть, что атмосферы Венеры и Марса …(стр.98)

2. М.В. Ломоносов и исследование атмосферы Венеры – стр.100

3. На основе радиолокационных данных с КА «Магеллан» составлена подробная карта поверхности Венеры. Она находится на сайте http://gis-lab/projects/venus.html.



Вклад Ф.А. Бредихина



Вклад А.А. Белопольского



О разработках наших учёных

Доказательство метеоритного строения колец Сатурна (А. А. Белопольский, Россия)

Экспериментальное доказательство давления света на пылевые частицы и газы (П. Н. Лебедев, Россия)

Теоретическое обоснование нестационарности Вселенной (А. А. Фридман, Россия)

Разработка теории «горячей Вселенной», предсказание существования реликтового излучения (Г. Гамов), Открытие взаимодействующих галактик (Б. А. Воронцов-Вельяминов, Россия)



1957 г.

4 октября

Вывод на орбиту первого искусственного спутника Земли (СССР). Начало космической эры

1959 г.

7 октября

Первое фотографирование обратной стороны Луны («Луна-3», СССР)

1961 г.

12 апреля

Первый полёт человека в космос (КК «Восток», Ю. А. Гагарин, СССР). Всемирный день авиации и космонавтики

1963 г.

16—19 июня

Первый полёт женщины в космос (КК «Восток-6», В. В. Терешкова, СССР),…..

Личностный блок:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

•Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству

•Уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России

•Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира

•Осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов






1