СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы используем практические методы обучения т.к. при формировании УУД на уроках физической культуры словесные методы играют вспомогательную роль.

  На этапе углубленного изучения я организую работу в группе. Критерии выполнения упражнений дети открывают сами, когда выполняют, рекомендуемые учителем подводящие упражнения (например для кувырка вперёд и назад дети выполняют перекаты в группировке на гимнастических матах  : «катаемся на спине как медвежата» - звучит команда учителя - « спина круглая, подбородок прижат к груди , затылок при этом не касается мата» , «кто у нас лучший медвежонок?»).

  Сотрудничество детей при выполнении упражнений – в группах и парах, применение этих двигательных действий – в эстафетах , играх, преодолении полосы препятствий и других видах деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

Муниципальное автономное образовательное учреждение  «Средняя Общеобразовательная Школа № 23»  (с углубленным изучением отдельных предметов)  Городского округа «Город Якутск» Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры    учитель начальных классов  Петрова Надежда Игоревна.

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа № 23» (с углубленным изучением отдельных предметов) Городского округа «Город Якутск»

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры учитель начальных классов Петрова Надежда Игоревна.

 Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования.  Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования.

Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 Учителя физической культуры своей повседневной педагогической практике наибольшее внимание уделяем универсальным учебным действиям: (само)контроль, коррекция, (само)оценка, волевая саморегуляция.  Мы используем практические методы обучения т.к. при формировании УУД на уроках физической культуры словесные методы играют вспомогательную роль.  На этапе углубленного изучения я организую работу в группе. Критерии выполнения упражнений дети открывают сами, когда выполняют, рекомендуемые учителем подводящие упражнения (например для кувырка вперёд и назад дети выполняют перекаты в группировке на гимнастических матах  : «катаемся на спине как медвежата» - звучит команда учителя - « спина круглая, подбородок прижат к груди , затылок при этом не касается мата» , «кто у нас лучший медвежонок?»).  Сотрудничество детей при выполнении упражнений – в группах и парах, применение этих двигательных действий – в эстафетах , играх, преодолении полосы препятствий и других видах деятельности.

Учителя физической культуры своей повседневной педагогической практике наибольшее внимание уделяем универсальным учебным действиям: (само)контроль, коррекция, (само)оценка, волевая саморегуляция.

Мы используем практические методы обучения т.к. при формировании УУД на уроках физической культуры словесные методы играют вспомогательную роль.

На этапе углубленного изучения я организую работу в группе. Критерии выполнения упражнений дети открывают сами, когда выполняют, рекомендуемые учителем подводящие упражнения (например для кувырка вперёд и назад дети выполняют перекаты в группировке на гимнастических матах  : «катаемся на спине как медвежата» - звучит команда учителя - « спина круглая, подбородок прижат к груди , затылок при этом не касается мата» , «кто у нас лучший медвежонок?»).

Сотрудничество детей при выполнении упражнений – в группах и парах, применение этих двигательных действий – в эстафетах , играх, преодолении полосы препятствий и других видах деятельности.

Разделы программы по формированию УУД Личностные Легкая атлетика Виды УУД Регулятивные Гимнастика + Подвижные игры с элементами спортивные + Познавательные игры + + + Коммуникативные + + + Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и подвижные игры с элементами спортивные игры.

Разделы программы по формированию УУД

Личностные

Легкая

атлетика

Виды УУД

Регулятивные

Гимнастика

+

Подвижные игры с элементами спортивные

+

Познавательные

игры

+

+

+

Коммуникативные

+

+

+

Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и подвижные игры с элементами спортивные игры.

 Так на уроке физической культуры в первом классе, целью которого является - освоение приёмов саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся, обращается внимание, на то, что напряженные эмоциональные состояния меняют мимику, повышают тонус скелетной мускулатуры, темп речи, дыхание, пульс, цвет лица, приводящие к ошибкам ориентировки в пространстве, подавленному настроению. Поэтому во вводной части целесообразно введение элементов активных методов обучения, например, игра «Физкульт-привет!»

Так на уроке физической культуры в первом классе, целью которого является - освоение приёмов саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся, обращается внимание, на то, что напряженные эмоциональные состояния меняют мимику, повышают тонус скелетной мускулатуры, темп речи, дыхание, пульс, цвет лица, приводящие к ошибкам ориентировки в пространстве, подавленному настроению. Поэтому во вводной части целесообразно введение элементов активных методов обучения, например, игра «Физкульт-привет!»

Цели урока Создание условий освоения способов саморегуляции, командной работы и сотрудничества на уроках физической культуры Задачи урока Помочь освоить некоторые способы саморегуляции на уроках физической культуры; научить контролировать и регулировать свое настроение; создать условия для формирования навыков командной работы и сотрудничества; способствовать формированию устойчивого интереса к своему здоровью, профилактике плоскостопия, нарушений осанки.

Цели урока

Создание условий освоения способов саморегуляции, командной работы и сотрудничества на уроках физической культуры

Задачи урока

  • Помочь освоить некоторые способы саморегуляции на уроках физической культуры;
  • научить контролировать и регулировать свое настроение;
  • создать условия для формирования навыков командной работы и сотрудничества;
  • способствовать формированию устойчивого интереса к своему здоровью, профилактике плоскостопия, нарушений осанки.

Игра «Физкульт-привет».

Личностные – смыслообразование (установление связи между вытянутой рукой учителя и началом игры, между результатом выполнения задания и ради чего она осуществляется)

- Цели и задачи метода – создание эмоционального настроя учащихся на урок; сплочение ( тактильное общение, доверие друг другу, открытые ладони), отработка быстрого построения.

- Технология проведения: Учитель, протягивая руку, произносит: «Физкульт» - все ребята подбегают к учителю, кладут свои руки на открытую ладонь учителя и одновременно поизносят – «Привет!» и быстро встают на свои места, кладут мешочки на голову и принимают стойку «Смирно». Учитель определяют, кто быстрее построился – мальчики или девочки?

Регулятивные – предвосхищение результата(быть первыми)

- Варианты проведения метода – можно использовать без применения мешочков, в конце урока – «Физкульт – ура». Возможно деление на команды по каким либо признакам. Например, по расположению ребят за партами – слева /справа…

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнеров по группе

 

Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий  реализуется через  педагогические технологии:   проектную;   информационную;  игровую

Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий

реализуется через  педагогические технологии:

  • проектную;
  •   информационную;
  • игровую

Игры: «Периметр», «Колечко» , «Надежный друг», «Круг»

Цели и задачи метода - повышение уровня взаимодействия между членами команды;

- развитие сплоченности коллектива;

- оценка роли каждого «игрока» в команде;

- выявление лидеров;

- оттачивание навыков решения нестандартных задач;

- повышение мотивации на достижение коллективных целей;

- развитие стрессоустойчивости;

- возможность для членов команды попробовать себя в новой роли;

- моделирование различных ситуаций;

- повышение эффективности коммуникаций внутри коллектива.

Личностные

Смыслообразование

(установление связи между выполняемыми упражнениями и предметными знаниями); коррекция –внесение необходимых корректив при выполнении задания, саморегуляция .

Познавательные, включая общеучебные и логические – поиск ивыделение необходимой информации;выбор наиболее эффективных способов решения задачи (при работе на станциях);рефлексия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности; создание алгоритмов при решении поставленной задачи; самостоятельное создание упражнения тимбилдинга. (командообразование»).

Коммуникативные – умение договариваться, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (при выборе методов реализации заданий); разрешение конфликтов, возникающих в процессе деятельности.

 Так, учащиеся 3х и 4х классов могут самостоятельно составить и провести комплекс ОРУ со всем классом или группой. Объяснить, показать и провести подвижную игру, эстафету и т.д. Во время круговой тренировки организовать группу, отвечать за дисциплину. Учащиеся во время урока любят выступать в роли учителя, судьи. Хорошо справляются со свистком, судят игру, ведут счет, объявляют результаты игры и даже выступают в роли комментатора. Это является ярким примером комплексного подхода и формированию УУД на уроках физической культуры – регулятивных, познавательных и коммуникативных – планирования, самоконтроль, рефлексия, управления поведения партнёром.

Так, учащиеся 3х и 4х классов могут самостоятельно составить и провести комплекс ОРУ со всем классом или группой. Объяснить, показать и провести подвижную игру, эстафету и т.д. Во время круговой тренировки организовать группу, отвечать за дисциплину. Учащиеся во время урока любят выступать в роли учителя, судьи. Хорошо справляются со свистком, судят игру, ведут счет, объявляют результаты игры и даже выступают в роли комментатора.

Это является ярким примером комплексного подхода и формированию УУД на уроках физической культуры – регулятивных, познавательных и коммуникативных – планирования, самоконтроль, рефлексия, управления поведения партнёром.

 Хочется отметить, что уроки, с использованием системно деятельностного подхода, даются нелегко. Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае применения данной технологии по формированию УУД необходимо осуществлять вынужденные простои, т.к. не будешь же ставить учебные цели и проектировать пути их реализации в процессе двигательной активности, а на это уходит не мало времени. Использование УУД на уроках физической культуры, повышает сформированность общеучебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету .

Хочется отметить, что уроки, с использованием системно деятельностного подхода, даются нелегко. Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае применения данной технологии по формированию УУД необходимо осуществлять вынужденные простои, т.к. не будешь же ставить учебные цели и проектировать пути их реализации в процессе двигательной активности, а на это уходит не мало времени.

Использование УУД на уроках физической культуры, повышает сформированность общеучебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету .

Информационные источники http://standart.edu.ru/  ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с. Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. –М.: Вита-Пресс, 2012. Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.  http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования http://pedsovet.org/forum/  - Педсовет- форум

Информационные источники

http://standart.edu.ru/ ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта

Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с.

Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. –М.: Вита-Пресс, 2012.

Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.

http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования

http://pedsovet.org/forum/ - Педсовет- форум


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!