Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа № 23» (с углубленным изучением отдельных предметов) Городского округа «Город Якутск»
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры учитель начальных классов Петрова Надежда Игоревна.
Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования.
Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Учителя физической культуры своей повседневной педагогической практике наибольшее внимание уделяем универсальным учебным действиям: (само)контроль, коррекция, (само)оценка, волевая саморегуляция.
Мы используем практические методы обучения т.к. при формировании УУД на уроках физической культуры словесные методы играют вспомогательную роль.
На этапе углубленного изучения я организую работу в группе. Критерии выполнения упражнений дети открывают сами, когда выполняют, рекомендуемые учителем подводящие упражнения (например для кувырка вперёд и назад дети выполняют перекаты в группировке на гимнастических матах : «катаемся на спине как медвежата» - звучит команда учителя - « спина круглая, подбородок прижат к груди , затылок при этом не касается мата» , «кто у нас лучший медвежонок?»).
Сотрудничество детей при выполнении упражнений – в группах и парах, применение этих двигательных действий – в эстафетах , играх, преодолении полосы препятствий и других видах деятельности.
Разделы программы по формированию УУД
Личностные
Легкая
атлетика
Виды УУД
Регулятивные
Гимнастика
+
Подвижные игры с элементами спортивные
+
Познавательные
игры
+
+
+
Коммуникативные
+
+
+
Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и подвижные игры с элементами спортивные игры.
Так на уроке физической культуры в первом классе, целью которого является - освоение приёмов саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся, обращается внимание, на то, что напряженные эмоциональные состояния меняют мимику, повышают тонус скелетной мускулатуры, темп речи, дыхание, пульс, цвет лица, приводящие к ошибкам ориентировки в пространстве, подавленному настроению. Поэтому во вводной части целесообразно введение элементов активных методов обучения, например, игра «Физкульт-привет!»
Цели урока
Создание условий освоения способов саморегуляции, командной работы и сотрудничества на уроках физической культуры
Задачи урока
- Помочь освоить некоторые способы саморегуляции на уроках физической культуры;
- научить контролировать и регулировать свое настроение;
- создать условия для формирования навыков командной работы и сотрудничества;
- способствовать формированию устойчивого интереса к своему здоровью, профилактике плоскостопия, нарушений осанки.
Игра «Физкульт-привет».
Личностные – смыслообразование (установление связи между вытянутой рукой учителя и началом игры, между результатом выполнения задания и ради чего она осуществляется)
- Цели и задачи метода – создание эмоционального настроя учащихся на урок; сплочение ( тактильное общение, доверие друг другу, открытые ладони), отработка быстрого построения.
- Технология проведения: Учитель, протягивая руку, произносит: «Физкульт» - все ребята подбегают к учителю, кладут свои руки на открытую ладонь учителя и одновременно поизносят – «Привет!» и быстро встают на свои места, кладут мешочки на голову и принимают стойку «Смирно». Учитель определяют, кто быстрее построился – мальчики или девочки?
Регулятивные – предвосхищение результата(быть первыми)
- Варианты проведения метода – можно использовать без применения мешочков, в конце урока – «Физкульт – ура». Возможно деление на команды по каким либо признакам. Например, по расположению ребят за партами – слева /справа…
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнеров по группе
Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий
реализуется через педагогические технологии:
- проектную;
- информационную;
- игровую
Игры: «Периметр», «Колечко» , «Надежный друг», «Круг»
Цели и задачи метода - повышение уровня взаимодействия между членами команды;
- развитие сплоченности коллектива;
- оценка роли каждого «игрока» в команде;
- выявление лидеров;
- оттачивание навыков решения нестандартных задач;
- повышение мотивации на достижение коллективных целей;
- развитие стрессоустойчивости;
- возможность для членов команды попробовать себя в новой роли;
- моделирование различных ситуаций;
- повышение эффективности коммуникаций внутри коллектива.
Личностные
Смыслообразование
(установление связи между выполняемыми упражнениями и предметными знаниями); коррекция –внесение необходимых корректив при выполнении задания, саморегуляция .
Познавательные, включая общеучебные и логические – поиск ивыделение необходимой информации;выбор наиболее эффективных способов решения задачи (при работе на станциях);рефлексия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности; создание алгоритмов при решении поставленной задачи; самостоятельное создание упражнения тимбилдинга. (командообразование»).
Коммуникативные – умение договариваться, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (при выборе методов реализации заданий); разрешение конфликтов, возникающих в процессе деятельности.
Так, учащиеся 3х и 4х классов могут самостоятельно составить и провести комплекс ОРУ со всем классом или группой. Объяснить, показать и провести подвижную игру, эстафету и т.д. Во время круговой тренировки организовать группу, отвечать за дисциплину. Учащиеся во время урока любят выступать в роли учителя, судьи. Хорошо справляются со свистком, судят игру, ведут счет, объявляют результаты игры и даже выступают в роли комментатора.
Это является ярким примером комплексного подхода и формированию УУД на уроках физической культуры – регулятивных, познавательных и коммуникативных – планирования, самоконтроль, рефлексия, управления поведения партнёром.
Хочется отметить, что уроки, с использованием системно деятельностного подхода, даются нелегко. Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае применения данной технологии по формированию УУД необходимо осуществлять вынужденные простои, т.к. не будешь же ставить учебные цели и проектировать пути их реализации в процессе двигательной активности, а на это уходит не мало времени.
Использование УУД на уроках физической культуры, повышает сформированность общеучебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету .
Информационные источники
http://standart.edu.ru/ ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта
Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с.
Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. –М.: Вита-Пресс, 2012.
Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования
http://pedsovet.org/forum/ - Педсовет- форум