Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Универсальные учебные действия
- Термин «универсальные учебные действия» - умение учиться , т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- Термин «универсальные учебные действия» - умение учиться , т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- Термин «универсальные учебные действия» - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений , включая организацию этого процесса.
Классификация универсальных учебных действий
Вид УУД
УУД обеспечивает
Личностные
Краткое содержание УУД
Ценностно – смысловая ориентацию обучающихся
Регулятивные
Сформированность исторического, социального, географического образа России; моральные нормы и ценности, экологическое сознание
Организация обучающимися своей учебной деятельности
Коммуникативные
Познавательные
Умение ставить цели и достигать их; принимать решения, осуществлять контроль своей деятельности, прогнозировать события
Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с окружающими
Умение сотрудничать, разрешать конфликты, адекватно использовать речевые средства, уметь убеждать
Умения общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем
Владение проектно – исследовательской деятельностью, умение работать с информацией, навыки логического мышления
Технологии, формирующие УУД
- Проблемно – диалогическая технология;
- Технология продуктивного чтения;
- Технология оценивания учебных успехов;
- Технология метода проектов;
- Кейс – технология (метод кейсов);
- Проблемное обучение.
Методы и приёмы
Типы задач
Типы задач
(Дана Толлингерова)
Формируемые универсальные
учебные действия
1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных
Познавательные общеучебные
2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными
3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными
Познавательные общеучебные, логические
Познавательные общеучебные, логические
4. Задачи, требующие сообщения данных
Регулятивные, познавательные. коммуникативные
5. Задачи, требующие творческого мышления
Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные
Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:
- Задачи по узнаванию;
- Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий;
- Задачи по воспроизведению норм, правил;
- Задачи по воспроизведению больших текстовых блоков, стихов, таблиц, и т.п.
Задачи, требующие простых мыслительных операций :
- Задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и т.п.);
- Задачи по перечислению и описанию фактов;
- Задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий;
- Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез);
- Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение);
- Задачи по распределению (категоризация и классификация);
- Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.);
- Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению;
- Решение несложных примеров (с неизвестными величинами…).
Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными :
- Задачи по переносу (трансляция, трансформация);
- Задачи по изложению (интерпретация,
- Разъяснение смысла, значения, обоснование);
- Задачи по индукции;
- Задачи по дедукции;
- Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации);
- Задачи по оценке.
Задачи, требующие сообщения данных :
- Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания…;
- Задачи по разработке отчетов, сообщений, рефератов;
- Самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты.
Задачи, требующие творческого мышления :
- Задачи по практическому приложению;
- Решение проблемных задач и ситуаций;
- Постановка вопросов и формулировка задач и заданий;
- Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений;
- Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений.
Виды заданий:
- Участие в проектах;
- Подведение итогов урока;
- Творческие задания;
- Дневники достижений.
Виды заданий:
- «Найди отличия» (можно задать их количество);
- «На что похоже?»;
- Поиск лишнего (игра «Третий лишний?»);
- «Лабиринты»;
- Упорядочивание;
- «Цепочки»;
- Хитроумные решения;
- Составление схем-опор;
- Работа с разного вида таблицами;
- Составление и распознавание диаграмм;
- Работа со справочниками, словарями;
- Изготовление моделей из бумаги, спичек, палочек.
Виды заданий:
- «Преднамеренные ошибки»;
- Поиск информации в предложенных источниках;
- Взаимоконтроль;
- Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);
- Заучивание материала наизусть в классе;
- «Ищу ошибки»;
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Виды заданий:
- Составь задание партнеру;
2. Отзыв на работу товарища;
3. Групповая работа по составлению кроссворда, ребуса;
4. Диалоговое слушание
(формулировка вопросов для обратной связи);
5. «Подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...».. .
Формирование коммуникативных учебных действий на уроке математики
- Развитие навыков активного слушания, взаимодействия в группе, ведения диалога и монолога
Задание, направленное на развитие коммуникативных УУД
Задача:
Устный счет:
(Проводится по колонкам, учащиеся пишут только ответы)
Эстафета:
1 колонка 2 колонка 3 колонка
0,22
0,8
7 ,2
1,1
4
0,9
4,5
1,6
0,18
0,4
2,25
2
Формирование познавательных учебных действий на уроке математики
- Умение учащихся выделять тип задач и способы их решения
Задание, направленное на развитие познавательных УУД
Задача:
Используя рисунок, найдите число
Решение:
Формирование личностных учебных действий на уроке математики
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве
Задание, направленное на развитие личностных УУД
Задача:
Можно ли в аквариум с измерениями 50см, 30см, 40см налить 55 л воды?
Решение:
1)50см 30см 40см = 60000 см = 60дм = 60 л
55 л
Ответ: можно
Формирование регулятивных учебных действий на уроке математики
- Развитие умения разворачивания информации, планирования, смыслового чтения на этапе применения знаний
Задание, направленное на развитие регулятивных УУД
Задача:
Найди пропущенное число:
3,2
2,6
5,1
1,9
4,5
Решение:
3,2
2,6
5,1
1,9
4,5
7,1
2,6+4,5=7,1
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!