СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование универсальных учебных  действий

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Универсальные учебные действия Термин «универсальные учебные действия» - умение учиться , т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  Термин «универсальные учебные действия» - умение учиться , т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  Термин «универсальные учебные действия» - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений , включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия

  • Термин «универсальные учебные действия» - умение учиться , т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • Термин «универсальные учебные действия» - умение учиться , т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • Термин «универсальные учебные действия» - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений , включая организацию этого процесса.
Классификация универсальных учебных действий Вид УУД  УУД обеспечивает  Личностные  Краткое содержание УУД  Ценностно – смысловая ориентацию обучающихся Регулятивные  Сформированность исторического, социального, географического образа России; моральные нормы и ценности, экологическое сознание Организация обучающимися своей учебной деятельности Коммуникативные  Познавательные  Умение ставить цели и достигать их; принимать решения, осуществлять контроль своей деятельности, прогнозировать события Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с окружающими Умение сотрудничать, разрешать конфликты, адекватно использовать речевые средства, уметь убеждать Умения общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем Владение проектно – исследовательской деятельностью, умение работать с информацией, навыки логического мышления

Классификация универсальных учебных действий

Вид УУД

УУД обеспечивает

Личностные

Краткое содержание УУД

Ценностно – смысловая ориентацию обучающихся

Регулятивные

Сформированность исторического, социального, географического образа России; моральные нормы и ценности, экологическое сознание

Организация обучающимися своей учебной деятельности

Коммуникативные

Познавательные

Умение ставить цели и достигать их; принимать решения, осуществлять контроль своей деятельности, прогнозировать события

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с окружающими

Умение сотрудничать, разрешать конфликты, адекватно использовать речевые средства, уметь убеждать

Умения общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем

Владение проектно – исследовательской деятельностью, умение работать с информацией, навыки логического мышления

Технологии, формирующие УУД  Проблемно – диалогическая технология; Технология продуктивного чтения; Технология оценивания учебных успехов; Технология метода проектов; Кейс – технология (метод кейсов); Проблемное обучение.

Технологии, формирующие УУД

  • Проблемно – диалогическая технология;
  • Технология продуктивного чтения;
  • Технология оценивания учебных успехов;
  • Технология метода проектов;
  • Кейс – технология (метод кейсов);
  • Проблемное обучение.
Методы и приёмы

Методы и приёмы

Типы задач Типы задач (Дана Толлингерова) Формируемые универсальные учебные действия  1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных Познавательные общеучебные 2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными 3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными Познавательные общеучебные, логические Познавательные общеучебные, логические 4. Задачи, требующие сообщения данных Регулятивные, познавательные. коммуникативные 5. Задачи, требующие творческого мышления Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные

Типы задач

Типы задач

(Дана Толлингерова)

Формируемые универсальные

учебные действия

1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных

Познавательные общеучебные

2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными

Познавательные общеучебные, логические

Познавательные общеучебные, логические

4. Задачи, требующие сообщения данных

Регулятивные, познавательные. коммуникативные

5. Задачи, требующие творческого мышления

Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные

  Задачи, требующие  мнемического воспроизведения данных: Задачи по узнаванию; Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий; Задачи по воспроизведению норм, правил; Задачи по воспроизведению больших текстовых блоков, стихов, таблиц, и т.п.

  Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:

  • Задачи по узнаванию;
  • Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий;
  • Задачи по воспроизведению норм, правил;
  • Задачи по воспроизведению больших текстовых блоков, стихов, таблиц, и т.п.
  Задачи, требующие  простых мыслительных операций : Задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и  т.п.); Задачи по перечислению и описанию фактов; Задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий; Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез); Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение); Задачи по распределению (категоризация и классификация); Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие,  цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.); Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению; Решение несложных примеров (с неизвестными величинами…).

  Задачи, требующие простых мыслительных операций :

  • Задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и  т.п.);
  • Задачи по перечислению и описанию фактов;
  • Задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий;
  • Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез);
  • Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение);
  • Задачи по распределению (категоризация и классификация);
  • Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие,  цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.);
  • Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению;
  • Решение несложных примеров (с неизвестными величинами…).
Задачи, требующие  сложных мыслительных операций  с данными : Задачи по переносу (трансляция, трансформация); Задачи по изложению (интерпретация,  Разъяснение смысла, значения, обоснование); Задачи по индукции; Задачи по дедукции; Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации); Задачи по оценке.

Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными :

  • Задачи по переносу (трансляция, трансформация);
  • Задачи по изложению (интерпретация,
  • Разъяснение смысла, значения, обоснование);
  • Задачи по индукции;
  • Задачи по дедукции;
  • Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации);
  • Задачи по оценке.
  Задачи,  требующие сообщения данных : Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания…; Задачи по разработке отчетов, сообщений, рефератов; Самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты.

  Задачи, требующие сообщения данных :

  • Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания…;
  • Задачи по разработке отчетов, сообщений, рефератов;
  • Самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты.
Задачи, требующие творческого мышления : Задачи по практическому   приложению; Решение проблемных задач и ситуаций; Постановка вопросов и формулировка задач и заданий; Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений; Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений.

Задачи, требующие творческого мышления :

  • Задачи по практическому   приложению;
  • Решение проблемных задач и ситуаций;
  • Постановка вопросов и формулировка задач и заданий;
  • Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений;
  • Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений.
Виды заданий:  Участие в проектах; Подведение итогов урока; Творческие задания; Дневники достижений.

Виды заданий:

  • Участие в проектах;
  • Подведение итогов урока;
  • Творческие задания;
  • Дневники достижений.
Виды заданий:  «Найди отличия» (можно задать их количество); «На что похоже?»; Поиск лишнего (игра «Третий лишний?»); «Лабиринты»; Упорядочивание; «Цепочки»; Хитроумные решения; Составление схем-опор; Работа с разного вида таблицами; Составление и распознавание диаграмм; Работа со справочниками, словарями; Изготовление моделей из бумаги, спичек, палочек.

Виды заданий:

  • «Найди отличия» (можно задать их количество);
  • «На что похоже?»;
  • Поиск лишнего (игра «Третий лишний?»);
  • «Лабиринты»;
  • Упорядочивание;
  • «Цепочки»;
  • Хитроумные решения;
  • Составление схем-опор;
  • Работа с разного вида таблицами;
  • Составление и распознавание диаграмм;
  • Работа со справочниками, словарями;
  • Изготовление моделей из бумаги, спичек, палочек.
Виды заданий: «Преднамеренные ошибки»;  Поиск информации в предложенных источниках;  Взаимоконтроль;  Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);  Заучивание материала наизусть в классе;  «Ищу ошибки»;  КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Виды заданий:

  • «Преднамеренные ошибки»;
  • Поиск информации в предложенных источниках;
  • Взаимоконтроль;
  • Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);
  • Заучивание материала наизусть в классе;
  • «Ищу ошибки»;
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Виды заданий: Составь задание партнеру; 2. Отзыв на работу товарища; 3. Групповая работа по составлению кроссворда, ребуса; 4. Диалоговое слушание  (формулировка вопросов для обратной связи); 5. «Подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...».. .

Виды заданий:

  • Составь задание партнеру;

2. Отзыв на работу товарища;

3. Групповая работа по составлению кроссворда, ребуса;

4. Диалоговое слушание

(формулировка вопросов для обратной связи);

5. «Подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...».. .

Формирование  коммуникативных учебных действий  на уроке математики Развитие навыков активного слушания, взаимодействия в группе, ведения диалога и монолога

Формирование коммуникативных учебных действий на уроке математики

  • Развитие навыков активного слушания, взаимодействия в группе, ведения диалога и монолога
Задание, направленное на развитие коммуникативных УУД Задача: Устный счет: (Проводится по колонкам, учащиеся пишут только ответы) Эстафета:  1 колонка 2 колонка 3 колонка 0,22 0,8 7 ,2 1,1 4 0,9 4,5 1,6 0,18 0,4 2,25 2

Задание, направленное на развитие коммуникативных УУД

Задача:

Устный счет:

(Проводится по колонкам, учащиеся пишут только ответы)

Эстафета:

1 колонка 2 колонка 3 колонка

0,22

0,8

7 ,2

1,1

4

0,9

4,5

1,6

0,18

0,4

2,25

2

Формирование  познавательных учебных действий  на уроке математики Умение учащихся выделять тип задач и способы их решения

Формирование познавательных учебных действий на уроке математики

  • Умение учащихся выделять тип задач и способы их решения
Задание, направленное на развитие познавательных УУД Задача: Используя рисунок, найдите число   Решение:

Задание, направленное на развитие познавательных УУД

Задача:

Используя рисунок, найдите число

Решение:

Формирование  личностных учебных действий  на уроке математики Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве

Формирование личностных учебных действий на уроке математики

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве
Задание, направленное на развитие личностных УУД Задача:  Можно ли в аквариум с измерениями 50см, 30см, 40см налить 55 л воды? Решение: 1)50см 30см 40см = 60000 см = 60дм = 60 л 55 л Ответ: можно

Задание, направленное на развитие личностных УУД

Задача:

Можно ли в аквариум с измерениями 50см, 30см, 40см налить 55 л воды?

Решение:

1)50см 30см 40см = 60000 см = 60дм = 60 л

55 л

Ответ: можно

 Формирование  регулятивных учебных действий  на уроке математики Развитие умения разворачивания информации, планирования, смыслового чтения на этапе применения знаний

Формирование регулятивных учебных действий на уроке математики

  • Развитие умения разворачивания информации, планирования, смыслового чтения на этапе применения знаний
Задание, направленное  на развитие регулятивных УУД Задача: Найди пропущенное число:  3,2  2,6 5,1  1,9 4,5 Решение:  3,2  2,6 5,1  1,9 4,5 7,1 2,6+4,5=7,1

Задание, направленное на развитие регулятивных УУД

Задача:

Найди пропущенное число:

3,2

2,6

5,1

1,9

4,5

Решение:

3,2

2,6

5,1

1,9

4,5

7,1

2,6+4,5=7,1

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!