Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом
для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образова-нием на первой ступени обучения. В современной начальной школе ребенка недоста-точно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению самоорганиза-ция, саморазвитие. Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить интерес к учебе,научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятель-ного познания и от результата своего учебного труда.В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю. Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения современного младшего школьника, по-новому взглянуть на само построение урока, форму его проведения. Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал.
Как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их само-стоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качествен-ного усвоения материала. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации
главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет спо-
собствовать реализации задач стандартов нового поколения.
В работе педагогу необходимо помнить, что организация учебного процесса в началь-
ной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психичес-кому развитию ребенка.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором ре-
бенок является активным субъектом учебной деятельности.Это способствует осознан-ному усвоению знаний учащихся. Я уверена, что использование компьютерных техно-логий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, вызвав более высокий уровень интереса к учебе.
Уроки литературного чтения дают учащимся возможность проявлять творчество, раз-вивают воображение. Особенно благодатной почвой в решении этих задач являются
уроки, на которых звучат поэтические слова. Уроки поэзии – всегда праздник в нашем
классе.
Так, во время знакомства с произведением Бунина « Полевые цветы» в начале урока была создана лирическая обстановка. Под музыку « Лунная соната» Бетховена я за-
жгла свечи и прочитала строки из стихотворения Бунина, посвященного матери. В это
время на проекторе демонстрируется портрет матери поэта. Таким образом у детей
формируются Личностные УУД ( позитивное отношение к предстоящей деятель-ности; вызов и сохранение интереса).
После проверки домашнего задания я организовываю деятельность учащихся по оп-ределению темы, цели и задач урока. Ввожу в новую тему с помощью короткой беседы
о красоте цветов, показа фото и презентации цветов.Ученики класса в костюмах цветов
читают о полевых цветах и учащиеся уже сами могут определить о чем пойдет речь на уроке.
Ученики делают предположения: знакомство со стихотворения о полевых цветах. И тут же сами формулируют цели и задачи урока: продолжим знакомство с биографией
И.А.Бунина, будем развивать речь, выразительность чтения; будем учиться контроли-
ровать и оценивать свою работу и ее результат.
Регулятивные УУД
Умение отличать новое знание от уже известного, принятие и удержание темы, цели и задач урока.
Здесь я использую шкалу 0-10, на которой учащиеся могут выразить свое мнение о цве-
та: какие цветы им больше нравятся: дорогие заморские или полевые. Такая форма работы позволяет за короткое время не обойти вниманием каждого ребенка.Даже те, дети, которые стесняются, вместе со всеми участвуют в работе. В это же время дети имеют возможность передвигаться по классу. Целесообразно выслушать мнение некоторых детей, почему они сделали тот или иной выбор. На этом этапе формируются
познавательные УУД: умение доказывать свой выбор, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение прогнозировать.
Изучение нового материала проходит в ходе активного взаимодействия между учителем и учащимися. Прослушивание произведения в аудиозаписи повышает интерес
учащихся к изучаемому произведению. Вопрос после прослушивания: что затронуло ваше сердце?
Перед дальнейшей работой предлагаю отдохнуть. –Формирование личностных УУД: укрепление здоровья.
После самостоятельного прочтения стихотворения, чтения в парах формируются познавательные УУД: учащиеся анализируют произведение с опорой на систему вопросов учителя или учебника, определяют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в
тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих ответах. Определяют основ-
ную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, определяют отношение автора к описываемым событиям.
Коммуникативные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; строить рассуждения и доказательства своей точки зрения из 3-4 предложений; проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; осознавать цель своего высказывания; пользоваться элементарными приемами убежления, мимикой и жестикуляцией; строить диалог в паре.
Свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы ребята оценивают при подведении итога работы. Они по кругу
высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из « Рефлексивного экрана» на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось…
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось.