СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников в учебно-методическом комплекте «Школа России» (Выпускная квалификационная работа)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

выпускная квалификационная работа на тему: «Формирование УУД в процессе обучения младших школьников в УМК «Школа России»

Стр.2 Актуальность: С 2011 учебного года учителям начальных классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит формирование умения учиться. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования  ставят перед учительством задачу формирования «УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся» В связи с этим особую важность  приобретает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. В настоящее время широкое распространение и признание в школах России получил учебно – методический комплект (далее УМК)  «Школа России», реализующий ФГОС НОО.

Цель работы – выявить влияние  УМК «Школа России» на формирование УУД младших школьников.

Объект исследования – образовательный процесс  начальной школы.

Предмет исследования – влияние учебных занятий в  УМК «Школа России» на процесс формирования  УУД младших школьников.

Гипотеза: формирование УУД в УМК «Школа России» возможно, если:

- осуществлять последовательную и планомерную реализацию программного  содержания в УМК «Школа России»;

- использовать вариативный подбор различных образовательных технологий;

-своевременно осуществлять диагностическую работу для подбора индивидуальных заданий.

  База исследования:МБОУ Каргасокская  СОШ – интернат №1; 2 «Д» класс в составе 12 человек, классный руководитель: Толмачева Н.А. 

Стр.3 Необходимость формирования УУД, как описывает  Петерсон Л.Г.,  для начального общего образования обусловлена следующими факторами: необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства; задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся; необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы, возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Теоретико-методологическим обоснованием формирования УУД   служит системно-деятельностный культурно-исторический подход. Учитывая данное положение, основу формирования УУД у детей младшего школьного возраста составляет процесс развития личности. Качество развития личности определяется характером и многообразием видов УУД: познавательных, регулятивных и коммуникативных. Для создания условий развития  УУД  необходимо  исключить передачу готовых знаний, деятельность учителя должна быть направлена на развитие умений по применению знаний, создание условий для самостоятельного открытия знаний через содержание учебно-методических комплектов, формирования умения делать свои выводы, оценки, применять знания в новых условиях. Учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), в том числе и на основе результатов диагностики сформированности УУД, определение планируемых результатов – все это требует от педагога грамотного подхода и использования эффективных программ, средств, методов в реализации учебной деятельности.

Стр.4 УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно – методическое обеспечение. УМК «Школа России» реализует ФГОС  НОО и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС НОО. В структуру и содержание учебников заложена система заданий, на­правленных на включение младших школьников в деятельностное осво­ение учебного материала с целью овладения  УУД и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую об­разовательную компетенцию — умение учиться. Использование инновационных методов, творческого подхода и самостоятельного поиска решения любой проблемы формирует новый тип личности ученика. Продуманное развернутое тематическое планирование призвано не просто передать знания ребенку, а помочь в формировании УУД, как основы дальнейшего обучения и развития школьника.

Стр.5 Для определения уровня сформированности УУД младших школьников нами была проведена диагностика  сформированности УУД  обучающихся начальной школы на базе МБОУ Каргасокская СОШ-интернат №1. В исследовании принял участие  2 «Д» класс. Возраст испытуемых: 7-8 лет. В классе 50% девочек и 50% мальчиков.

 Цель исследования: выявить влияние  УМК «Школа России» в учебной деятельности младших школьников на формирование УУД.

Основные этапы эксперимента: констатирующий,  формирующий, контрольно – обобщающий.

Для проведения  контрольного эксперимента были выбраны следующие методы и методики:

1) Тест простых поручений. Данная методика была направлена на определение уровня  сформированности  регулятивных  УУД.

2) Диагностика «Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)». Данная методика была направлена на определение уровня сформированности познавательных УУД.

3) Модифицированный вариант методики «Архитектор - строитель» - задание «Дорога к дому». Данная методика была направлена на определение уровня сформированности коммуникативных УУД.

Стр.6 На констатирующем этапе эксперимента с использованием методики Тест простых поручений получены следующие результаты: сформированность регулятивных УУД учащихся 2 «Д» класса находится преимущественно на среднем уровне – 58% учащихся.

Стр. 7 на констатирующем этапе эксперимента с использованием диагностики « Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова)» получены следующие результаты: уровень сформированности познавательных универсальных действий находится на преимущественно на среднем уровне – 50% учащихся класса. У 25% учащихся на низком уровне, так как у школьников выражена ориентация на предметную действительность без осознания особого существования речевой действительности как знаково – символической. Учащиеся во время диагностики  допускали ошибки при определении количества слов в предложении наибольшие трудности при определении количества слов представляли предложения с предлогами. Многие не могли определить место слов предложении и либо определяли наугад, либо отказывались отвечать. И лишь у 25 % учащихся высокий уровень сформированности познавательных УУД, у учащихся выражена ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково – символического и предметного планов.

Стр. 8 На констатирующем этапе эксперимента с использованием модифицированного варианта методики «архитектор - строитель» - задание «Дорога к дому» получены следующие результаты: уровень сформированности действий по передачи информации преимущественно находятся на среднем уровне – 50% учащихся класса. У 33% учащихся класса уровень сформированности действий по передачи информации находится на высоком уровне и у 17% учащихся – на низком.

Таким образом, дети частично достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой информацией, так как расплывчато формулируют свои ответы, которые порой непонятны для собеседника.

Так, уровень развития коммуникативных  УУД находятся преимущественно на среднем уровне.

Стр.9 В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента получены следующие данные об уровне сформированности УУД: уровень сформированности регулятивных УУД у учащихся 2 «Д» класса находится преимущественно на среднем уровне, то есть регулятивные УУД сформированы слабо. Уровень сформированности познавательных универсальных действий находится на преимущественно на среднем уровне. Уровень развития коммуникативных  УУД находится преимущественно на среднем уровне. Для формирования УУД младших школьников мы опирались на  программу  УМК «Школа России».  Формирование УУД приходится на сентябрь – май 2012-2013 учебный год.

Непосредственно сама программа формирования универсальных учебных действий в соответствии с  УМК «Школа России» представлена в приложении к диплому на стр.66 – 72.

Стр. 10 На контрольном этапе эксперимента с использованием методики тест простых поручений получены следующие результаты: наблюдается рост уровня сформированности УУД. Так на контрольном этапе эксперимента выявлен преимущественно высокий уровень развития, сформированности регулятивных УУД, который составляет 58% (на констатирующем этапе эксперимента данный показатель составлял – 42%),  остальные учащиеся 42% (на констатирующем этапе данный показатель составлял 58%) имеют средний уровень сформированности регулятивных УУД.  Следовательно, наблюдается развитие регулятивных УУД. 

 Стр. 11 На контрольном этапе эксперимента с использованием диагностики « Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова)» получены следующие результаты: уровень сформированности познавательных универсальных действий находится на преимущественно на высоком  уровне – 50% учащихся класса. У 16% учащихся на низком уровне и у 34% учащихся на среднем уровне. При повторном проведении диагностики учащиеся допускали меньше ошибок, отвечали на вопросы порой и не с первого раза, но немного подумав давали верные ответы. Учащихся отказывающихся проходить задание не было. Дети пытались справиться с заданием. Соответственно происходит формирование познавательных УУД.

Стр.12 На контрольном этапе эксперимента с использованием модифицированного варианта методики «Архитектор - строитель» - задание «Дорога к дому» получены следующие результаты: уровень сформированности коммуникативных  УУД находится  на высоком уровне – 75% учащихся класса. У 35% учащихся класса уровень сформированности коммуникативных УУД находится на среднем уровне.

Таким образом, дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой информацией, довольно четко формулируют свои ответы. В результате обмена информацией учащиеся значительно лучше стали понимать друг друга. Так, уровень развития коммуникативных УУД находится преимущественно на высоком уровне.

 Стр. 13. Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы: программное содержание УМК «Школа России» способствует эффективному формированию УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных).