СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД младших школьников через исследовательско-проектную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

        Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектно-исследовательский метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

         В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

        Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

-  полное внимание к однокласснику;

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 - терпимость, дружелюбие:

-  никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

      Все дети   принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных сферах (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли школьника, формирование интереса к учению), коммуникативных  сферах (участие в диалоге), познавательных сферах (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных сферах (работа по инструкции, которую сами выработали).

     С первой минуты урока или занятия кружка учащиеся вклю.  К ним относятся:

• целеполагание, как постановка учебной задачи. Каким бы вы хотели видеть наш урок, занятие? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок? Далее, обучающиеся разгадав ребусы, загадки самостоятельно формулируют тему урока.

        При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения,  после чего они должны ответить на вопросы, поставленные учителем. После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.

       Каждый из ребят думает по – разному, но проведённый опыт по теме помогает  выбрать правильный ответ. Ребята принимают  активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развиваются УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса)

- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других).

       Мной разработана программа кружка «Я -  исследователь». Этот кружок имеет тесную связь с учебными предметами. С большим интересом дети занимаются исследовательской  деятельностью, учатся проводить первые исследования, опыты и наблюдения, делают самостоятельно  выводы.

      Уроки-исследования помогли мне создать благоприятные условия для интеллектуального, личностного роста младших школьников и формирования общеучебных, логических универсальных учебных действий, а также действия постановки и решения проблем. Организация такой формы познавательной деятельности, как научно-исследовательская, даёт возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя на уроках и в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей, неуверенных в себе.

     Сейчас на конкретных примерах расскажу, как формирую  познавательные универсальные действия. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а так же постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

1.   Поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки, фотографии к занятиям).

2.  Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (прошлозанятие «След войны в моей семье», где ребята рассказывали о  членах своей семьи, побывавших на войне и представляли презентации своих проектов).

3.    Рефлексия результатов деятельности (проходит в различной форме на каждом занятии).

4.   Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров (тексты читает учитель или хорошо читающий ребёнок).

Логические универсальные действия:

1.  Установление причинно- следственных связей (одно из занятий кружка было посвящено газированным напиткам и ребята выясняли, как действуют на человека кока-кола, газировка, спрайт).

2.   Доказательство (на этом же занятии ребята доказали, что употребление данных напитков пагубно влияет на зубы, желудок и вообще  вредны для здоровья)

3.  Выдвижение гипотез и их обоснование (совместно с учителем)

          Почему я более подробно остановилась на познавательных универсальных действиях? Потому что они являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку и самоопределение обучающегося.

        Могу сделать вывод, что использование проектно-исследовательского метода в обучении младших школьников способствует формированию УУД.