«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ»
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Как именно формировать у ребят универсальные учебные действия? Для формирования УУД у младших школьников мы используем базовые образовательные технологии. проблемное обучение, проектная деятельность, информационные и коммуникационные технологии, уровневая дифференциация
Также одним из средств формирования УУД у младших школьников может стать использование метода интеллект-карт. В русскоязычном варианте встречается перевод термина Mind map как карта ума, карта сознания, карта памяти. Автором этого метода принято считать Тони Бьюзена, который в 70-х годах ХХ века задумался о том, как повысить эффективность мышления,
В чём суть этого метода? Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. При составлении интеллект-карт работают оба полушария мозга. Интеллект-карты могут помочь учащимся, так как в процессе их построения участвует большинство каналов восприятия. Для меня решения только этой задачи достаточно, чтобы отнестись к интеллект-картам со всей серьёзностью.
Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству, рефлексия. Здорово!
С чего начать?
Мы, прежде всего усвоили шаги построения интеллект-карт: - готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры;
- лист кладём горизонтально;
- в центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную тему (1-2 ключевых слова);
- от центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами;
- каждую ветку подписываем 1-2 словами,
- на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подписываем их; устанавливаем связи между понятиями.
В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрирум их: рисунки, схемки, символы и т. д..
Преимущества карты перед текстовой формой изложения материала:
выделена основная идея
выделены ключевые понятия
видны взаимосвязи между ключевыми понятиями
можно трансформировать и дополнять
Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее - для этого интеллект-карты и были придуманы.
Я использую интеллект-карты при повторении пройденного материала, при изучении нового материала, при проверке изученного материала, т. е. практически на всех этапах урока.
Использование этого метода дает положительный результат и приносит удовлетворение от труда.. Описывая метод интеллект-карт, Бьюзен постоянно подчёркивает, что он не является лишь ещё одним приёмом обучения. По его мнению, на основе данного метода можно создать систему обучения, которая вооружит учащегося самым важным умением ― умением самостоятельно приобретать знания и использовать их в своей деятельности.