СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД на уроках биологии ( из опыта работы). Выступление на РМО ( районном методическом объединении).

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках биологии.»

Муниципальное Образовательное Учреждение

«Новоигирменская СОШ №3»

Иркутская область

Нижнеилимский район

Жмурова Виктория Ивановна.


Формирование УУД на уроках биологии.

(из опыта работы).


На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формируется умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, а в более узком - совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В настоящее время в педагогической науке выделяют следующие виды УУД:

- познавательные: общеучебные и логические действия, обеспечивающие процесс познания и усвоения нового;

- регулятивные: обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности;

- личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;

- коммуникативные: обеспечивают социальную компетентность.


Приемы формирования познавательных УУД.


В предметах естественного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность, поэтому организация образовательного процесса на уроках биологии, прежде всего направлена развитие познавательных учебных действий, первое из которых – формулирование цели.


Задание1.

Загляните на часок 
В нашу клетку-теремок, 
В цитоплазме там и тут 
Органоиды живут. 
Там такое происходит - 
Цитоплазма кругом ходит, 
Помогает то движенье 
В клетке чудным превращеньям. 
Их не видел Левенгук, 
Удивился б Роберт Гук. 


- О чем говорится в данном стихотворении?

- Из чего состоят все живые организмы, из……(клеток). Правильно.

- Так какова тема сегодняшнего урока? (версии детей).

- Какую цель мы с вами поставим?

- Какие задачи мы с вами наметим?


Не менее важным учебным действием является поиск информации, а надежным источником информации служит учебник, в ходе обучения биологии можно использовать разные приемы работы с учебником.


Прием 1 « Чтение с пометками».

В таблицу заносятся краткие сведения из текста, что позволяет провести работу по осмыслению прочитанного и его сворачиванию в конспект.


Я это знал

Новое для меня

Я думал иначе

Интересно, непонятно, нужно разобраться






Прием 2 «Синквейн».

Прием, полезный в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, развивающий умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко формулировать.


Структура синквейна.

1 строка – одно существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырех слов, показывающих отношение к теме (понятию)

5 строка – одно слово (синоним, который повторяет суть темы).


Примеры синквейнов.


5класс.

1.Растения.

2.Красивые, милые

3.Растут, питаются, размножаются

4.Они драгоценны, п.что дают кислород.

5.Красота.


1.Грибы.

2.Вкусные, невкусные

3.Размножаются, растут, развиваются.

4.Из них делают лекарство.

5.Мухомор


Прием 3 « Заполнить пропуски в тексте…»

  1. В клетках бактерий нет оформленного ……………, поэтому бактерии относятся к ………..

  2. Клетка бактерий снаружи покрыта …………., которая выполняет………….и ………..функции.

  3. Иногда бактерии выделяют еще один защитный слой снаружи, его называют…………………….


Прием 4 «Ролевая игра».

Каково значение бактерий в природе и жизни человека?

Ответить, предлагаю в форме ролевой игры «Суд над бактериями».

1 группа – «обвинители» называют отрицательную роль бактерий

2 группа – «защитники» указывают на положительную роль бактерий

3 группа – «судьи» выносят решение.

- оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему соседу по изученной теме.


Прием 5 «Работа в группах».

Тема урока «Бактерии», 5 класс.

Деятельность учителя: формирование групп, ознакомление с инструкцией.

Инструкция (общая для всех групп).

  1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

  2. Прочитайте текст.

  3. Назовите его.

  4. Составьте план текста.


1 группа.

  1. Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

  2. Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках, используя только прилагательные.


2 группа.

  1. Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

  2. Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий.


3 группа.

  1. Сформулируйте и запишите определение «Спора – это…».

  2. Какие условия являются неблагоприятными для бактерий?

4 группа.

  1. Заполните таблицу «Значение бактерий».


+

-






Приёмы формирования регулятивных УУД.


1.Тема « Строение клетки», 9 класс.


Терминологический диктант (один ученик придумывает сам термины, четко произносит заранее придуманный вопрос, а другой учащийся вспоминает и записывает на доске номер вопроса и ответ – один или несколько терминов).

  1. В каком органоиде синтезируются белки?

  2. В каком органоиде происходит окисление и расщепление органических веществ?

  3. В какой части клетки помещаются хромосомы?


2.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

А. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.

Б. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела составляет мицелий, или грибница.

В.По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты.

Г. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.


3.Умение работать с таблицами.

Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 мм2 листа», 5 класс.

Ответьте на вопросы:

- для чего нужны устьица растениям?

- у каких растений число устьиц на обеих поверхностях примерно одинаково и чем это можно объяснить?

- на какой стороне расположены устьица у кувшинки и почему?




Приемы формирования личностных УУД.


Рефлексия. Самоконтроль учащихся. Учащиеся оценивают свою работу. Комментируют ошибки, ищут их причины, отмечают для себя моменты, на которых возникли затруднения.


1.Рефлексивный полилог:

Сегодня я узнал………

Было интересно…….

Было трудно………..

Теперь я могу……..

Я научился…………

У меня получилось…….

Я смог………..

2.Анкетирование.

1. На уроке работал активно/ пассивно.

2.Своей работой доволен/ не доволен.

3.Урок для меня показался коротким/ длинным.

4.За урок я устал/ не устал.

5.Моё настроение стало лучше/ хуже.

6.Материал урока понятен/ не понятен.



Приемы формирования коммуникативных УУД.


Коммуникативные УУД –

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Постановка вопросов.

3.Разрешение конфликтов.

4.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Т.е. Коммуникативные УУ Д- это умеем ли мы общаться?


1.Составить задание соседу по парте.

2.Отзыв на работу товарища.

3.Групповая работа по составлению кроссворда.

4.» Отгадай о ком говорим».


Биология, 5 класс. Тема «Ткани».

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Совместное открытие знаний.

Работа с текстом учебника. Предварительное обсуждение в парах.

-Что такое ткань?

-Какие виды тканей бывают?

-Какие функции они выполняют?


При формировании навыков самоконтроля и самооценки можно использовать приём «Дерево успехов»

После урока дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат)

Яблоко – все удалось

Цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось

Листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.


Прием «Смайлики».

Учащиеся отмечают с помощью смайликов свое настроение и внутреннее состояние в начале и в конце урока. У учителя есть возможность увидеть динамику внутреннего состояния ребенка и вовремя оказать ему педагог и психолог помощь, скорректировать работу на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!