Педсовет: «Формирование УУД – необходимое условие реализации стандарта образования»
Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации стандарта образования
Все школы в настоящее время переживают очень важный и ответственный период своего развития – переход на новый стандарт – ФГОС. От того, насколько методически подготовленными окажемся мы, педагоги, к этому переходу, зависит успех реализации ФГОС, а в конечном итоге – результат обучения.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Одно из главных отличий ФГОС от стандартов предыдущих поколений заключается в новых целях образования, сформулированных в виде требований к результатам образования – личностным, метапредметным, предметным, что, естественно, диктует необходимость выбора педагогических технологий, позволяющих достичь этих результатов и обеспечить развитие универсальных учебных действий учащихся – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. К таким технологиям относятся: проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных достижений, проектная технология.
Нельзя научить детей учиться, если они сами не осознают, что это тоже является их целью обучения. Дети должны понимать, какими универсальными учебными действиями они должны овладеть. Поэтому очень важно на уроке ставить не только предметные цели, но и метапредметные.
Метапредметные результаты только тогда будут достигнуты, если дети увидят, как можно использовать определённые умения на уроках по разным предметам. Поэтому в идеале следует стараться планировать деятельность по достижению метапредметных результатов каждый день.
Однако это не означает, что учитель должен их все использовать. Более того, это невозможно! Поэтому учитель должен самостоятельно (или вместе с учениками и коллегами-учителями) определить, на какие именно УУД на данном уроке следует обратить внимание.
Можно в каждый период заниматься определённой группой результатов (например, познавательными универсальными учебными действиями), договариваясь об этом с учениками и другими учителями-предметниками. В конце этого периода с учениками рекомендуется провести рефлексию.
Сегодня нельзя сидеть и ждать, когда к нам придут классы, требующие новых подходов в обучении. Уже сейчас необходимо осваивать педагогические технологии, позволяющие достичь новых образовательных результатов, и апробировать их в своей повседневной деятельности.
Формирование УУД на уроках информатики
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. В новых условиях стремительного роста объёма информации идёт переоценка ценностей в образовании. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции.
Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, её анализа, обработки, хранения. Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования.
Значительным недостатком российских школьников является отсутствие навыков применения полученных в школе знаний и умений в контексте жизненных ситуаций. Действительно, жизнь совсем не похожа на задачи, которые ученики решают в школе; каждая возникающая жизненная проблема, по меньшей мере, обладает новизной. Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач — формирование универсальных учебных действий.
Что же такое УУД и каковы пути их формирования?
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные действия.
Познавательные УУД Как сделать учебу интересней?
Для формирования познавательных УУД на уроках информатики полезно подбирать задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, в справочной литературе, в сети Интернет есть подсказки, позволяющие его выполнить. Как правило это задания исследовательского характера. Именно при исследовании какой-либо темы у школьника часто возникает интерес к учебе. Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Он овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), но и логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез). Он как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, который, как правило, именно в период обучения в школе ослабевает, у ребёнка развивается способность объективно относится к результатам своего труда.
В качестве примера такой работы приведу задание по созданию движущихся изображений в программе PowerPoint: придумать анимационный сюжет и создать мультфильм по собственному сценарию.
В формировании познавательных УУД в начале знакомства с предметом «Информатика» помогает составление ребенком собственного портфолио, первые странички которого посвящены информации о его владельце. На них размещены фотографии его и его друзей, родственников, а также рассказ о себе, своих хобби. Далее ученик берет интересующую его тему и на последующих страницах как можно шире раскрывает ее. Как раз в процессе этого у ребенка и развивается интерес к исследованию, и, разумеется, к знаниям. Работая с портфолио, школьник учится работать с информацией, ищет пути, как добывать новые сведения, анализирует, сравнивает, выдвигает гипотезы. Так из ученика, который лишь механически запоминал школьный материал и выполнял действия по образцу учителя, зачастую не понимая смысла, школьник постепенно превращается в активного человека, саморазвивающуюся личность.
Регулятивные УУД
Что входит в умение учиться?
Для успешного существования в современном обществе человек должен владеть регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник, обладающий умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи.
Для формирования регулятивных УУД на своих уроках я подбираю задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат с образцом, выводом. Часто называю тему урока, а детей прошу сказать, о чём мы будем говорить на уроке. Использую задания на моделирование различных физических процессов («Определение дальности полёта тела, брошенного под углом к горизонту»), биологических («Моделирование сосуществования соперничающих видов в природе») и т.п.
Личностные УУД Как понять себя и чувства другого?
Для формирования личностных УУД я использую задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку. Проектная деятельность – один из самых подходящих методов формирования таких УУД. В процессе выполнения проектов «Жизнь без сигареты», «Я знаю, как жить свободным», «Компьютер и здоровье школьников» ребята осваивают личностные универсальные умения, более успешно принимают нормы поведения в обществе, учатся правильно оценивать себя и свои поступки. Начинают осознавать свою сопричастность к стране, в которой они живут, и, как следствие, у них воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства.
Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.
Также школьник учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества.
Коммуникативные УУД Умеем ли мы общаться?
В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.
Для формирования коммуникативных УУД самым лучшим вариантом работы детей считаю выполнение заданий в паре или группе. Организация работы в парах или группах не требует от учителя особых усилий. Единственная трудность – это непривычный шум в классе, так как партнеры практически все время объясняются устно. Необходимо научить ребят регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал.
При выполнении работы в такой форме школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
В заключение хочу сказать, что сейчас любую нужную нам для жизни информацию мы можем черпать из различных источников (том числе и из Интернета), и зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями. Наша жизнь непредсказуема. Возможно через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения нынешнему школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Чтобы он не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть универсальными учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе и профессионального роста.