Муниципальное автономное образовательное учреждение № 150
Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и ДОУ
Педагогический совет
- Выполнила:
- Рыбакова Ирина Владимировна
Цель исследования: – выявить особенности формирования здорового образа жизни у старших дошкольников
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», а так же особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников;
- Рассмотреть роль семьи в формировании здорового образа жизни через двигательную активность дошкольников;
- Проанализировать состояние работы ДОУ по формированию здорового образа жизни;
- Описать опытно-экспериментальную работу по формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников и их родителей;
- Разработать рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Объект исследования : формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : формирование здорового образа жизни у детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(Всемирная Организация Здравоохранения)
Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через:
- Занятия
- Режим
- Игру
- Прогулку
- Индивидуальную работу
- Самостоятельную деятельность детей
Организованная работа с родителями
Проверка уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшей группы
Полученные результаты показали необходимость проведения работы по повышению уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы.
Анкетирование родителей
Результаты анкетирования показали, что в семьях наших воспитанников мало внимания уделяется здоровому образу жизни
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика
- Игровая оздоровительная гимнастика
Динамические паузы
Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам и т.д.).
Подвижные игры
В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.
Релаксация
В основе данной методики лежит уже давно доказанный наукой факт того, что существует определенная взаимосвязь между нашим телом и разумом. Известно, что в стрессовом состоянии у человека повышается тонус мышц. При этом существует и обратная связь. Снятие психического напряжения возможно при снижении мышечного тонуса. Это и есть релаксация. Она бывает как непроизвольной, так и произвольной. Второй вид релаксации возможен при выполнении определенных упражнений
Пальчиковая гимнастика
С развитием моторных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика используется на всех видах деятельности, а также в процессе проведения утренней гимнастики.
Дыхательная гимнастика
Значение такой гимнастики для общего физического развития дошколят велико, ведь: упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка упражнения учат управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой. Правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья. Дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.
Игровая оздоровительная гимнастика
Врач и педагог В. В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движений, а так же совершенствование некоторых элементов их техники. Ребята этого возраста овладевают различными движениями и упражняются осознанно.
Повторный опрос детей после проведенных мероприятий
Здоровая семья – здоровая планета
Результаты повторного анкетирования родителей
Таким образом, формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности и адекватности самооценки.