СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование здорового образа жизни. Здоровьесберегающая организация учебного процесса"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема доклада "Формирование здорового образа жизни.Здоровьесберегающая организация учебного процесса". Включает собой все нормы для здоровьесберегеания студентов а так же школьников. И методы их профилактики, так же вкючена презентация 

Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни. Здоровьесберегающая организация учебного процесса»


КГКП «Павлодарский колледж технического сервиса»

ҚМКҚ «Павлодар техникалық сервис колледжі»







Доклад


Формирование здорового образа жизни. Здоровьесберегающая организация учебного процесса







Подготовила: Адылханова А.М.






2017г

  1. Современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке

На современном этапе актуальной становится задача обеспечения образования без потерь здоровья учащихся. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – задача родителей и образовательных учреждений.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания; привитие элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение элементарным приемам здорового образа жизни; проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Основной формой обучения остается урок. Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие его аспекты:

    1. Гигиенические условия в классе (кабинете).

    2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем (нормой считается 4–7 видов за урок).

    3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7–10 минут).

    4. Число использованных учителем видов преподавания (норма – не менее трех за урок).

    5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.

    6. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

    7. Физкультминутки и физкультпаузы (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

    8. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

    9. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

    10. Благоприятный психологический климат на уроке.

    11. Преобладающее выражение лица учителя.

    12. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.

    13. Темп и особенности окончания урока.

    14. Состояние и вид учеников, выходящих с урока.


Таким образом, для сохранения здоровья студентов в коррекционно-педагогическом процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.

  • Основные здоровье сберегающие методы

  • педогагическая

  • Организационная

Гигиенические условия в классе (кабинете):

- чистота,

- температура и свежесть воздуха,

- рациональность освещения класса и доски,

- наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

Мебель

  • Оснащение образовательного учреждения школьной мебелью в соответствии с возрастом обучающихся.

  • Расстановка школьной мебели в кабинетах в соответствии с требованиями СанПиН:

  1. между рядами столов не менее 60 см;

  2. между рядом столов и наружной продольной стеной – 50-70 см;

  3. от первой парты до учебной доски – 2,4 – 2,7 м;

  4. наибольшая удалённость последнего места обучающегося до учебной доски – 860 см;

  5. высота нижнего края доски над полом – 80-90 см;

  6. угол видимости доски с первых крайних парт для 5 – 11 классов не менее 35 градусов, для начальной ступени – не менее 45 градусов.

Педагогические факторы, оказывающие отрицательное воздействие на развитие и здоровье студентов

  1. Стрессовая педагогическая тактика

  2. Интенсификация учебного процесса

  3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям

  4. Нерациональная организация учебной деятельности

  5. Недостаточная грамотность педагогов в вопросах роста и развития, охраны и укрепления его здоровья

  6. Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья

  7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

Показатели рациональной организации учебного процесса

Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

  • объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

  • нагрузка от дополнительных занятий в школе – факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);

  • занятие активно-двигательного характера – динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели.

  • Рационально составленное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов.

Двигательная активность учащихся

  • Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая походка, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В представленной ниже таблице приведены рекомендованные объемы различных видов двигательной активности для учащихся 1 и 11 классов, разработанные с учетом интенсивности и характера соответствующих видов деятельности. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности.

Рациональная организация урока

  • От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся

Число видов учебной деятельности, используемых учителем:

  • опрос учащихся,

  • письмо,

  • чтение,

  • слушание,

  • рассказ,

  • рассматривание наглядных пособий,

  • ответы на вопросы,

  • решение примеров, задач,

  • практические занятия и т. д.

Число использованных учителем видов преподавания:

  • словесный,

  • наглядный,

  • аудиовизуальный,

  • самостоятельная работа и др.

Норма - не менее трех за урок.

Темп и особенности окончания урока.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

  • учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,

  • учитель мог прокомментировать задание на дом,

  • попрощаться со школьниками.

Благоприятный психологический климат на уроке

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Музтерапия

Цветотерапия

Красный цвет влияет на физическое состояние.

Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности.

Жёлтый – на умственное, это цвет хорошего настроения. Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача.

Голубой –влияет на эмоции.

Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов.

Синий цвет способствует восстановлению нервной

системы, помогает при рассеянности.

Точечный массаж

Разного рода траектории, по которым «бегают»глазами

Вывод

  • Внимательно относиться к состоянию каждого ребенка , оценивать его настроение и эмоциональные реакции

  • следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям школьников

  • соблюдать рациональный режим труда и отдыха

  • создать оптимальные условия среды обучения, которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям

  • организовать режим учебных занятий с учетом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года

  • обеспечить и поддерживать двигательную активность ребенка, правильную рабочую позу при разных видах деятельности, охрану зрения и слуха

  • создание благоприятной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона обучения






















  1. Профилактическая и коррекционная работа учителя на уроке

Необходимость осуществления профилактической и коррекционной работы учителя на уроке обусловлена ростом в последние годы числа разного рода отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников.

Суть психотерапии педагогической деятельности заключается в организации комфортного общения, приносящего удовольствие совместной деятельности учителя и учащихся.

К примеру, учитель приходит на урок, испытывая сильную физическую боль или переживая крупные неприятности. Такое состояние педагога отражается на его внешнем облике и угнетающе действует на учеников. В результате их активность резко снижается.

Эффективность урока также будет страдать, если педагог часто бывает чрезмерно возбужденным, веселым. Подобная повышенная активность на учебном занятии может вызвать обратную реакцию учащихся. Эмоциональный настрой и физическое состояние учителя, во многом определяют ход и результаты урока. Настроенный на доброжелательное общение он мобилизует учащихся на работу.

Наблюдения показывают, что в речевых действиях учителя нередко преобладают отрицательные оценочные суждения или сравнения, которые неприятны ученику. Не часто учитель при затруднении школьника позволяет себе поддержать его успокаивающими «похлопываниями» со словами: «Не волнуйся», «Я уверен, у тебя все получится» и т.д. Словесные педагогические действия, в которых доминируют приказания, предупреждения, упреки следует отнести к авторитарному стилю, ведущему к снижению психического здоровья учащихся.

Зная основные виды словесных воздействий, можно уяснить для себя причины неудач в общении с учениками и наметить конкретные пути профилактики на учебном занятии.

Реализация профилактической и коррекционной функции на уроке не ограничивается психотерапией педагогической деятельности – она проявляется в постоянной заботе учителя о психическом и физическом здоровье учащихся. Особое внимание педагог должен уделять реализации потребности школьников в двигательной активности.

Двигательная активность оказывает чрезвычайно благоприятное воздействие на растущий организм. Напротив, ее ограничение ведет к задержке развития организма, ухудшает здоровье ребенка, но и затрудняет освоение необходимых двигательных навыков.

Общепринятые методики обучения детей, как правило, осуществляются в условиях обездвиженности учащихся, что способствует принятию ими аномальной, а не рабочей позы.

Согласно гигиеническим требованиям, посадка учащихся является устойчивой и менее утомительной, а площадь опоры достаточной, если глубина сиденья составляет не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедер и ягодиц. Если такая пропорция нарушается, то ребенок во время письма будет либо поднимать, либо опускать правое плечо, что ведет к искривлению позвоночника.

Важно помнить, что расстояние от переднего края крышки стола до грудной клетки ученика должно составлять не более 5 см. При увеличении или уменьшении этой дистанции ребенок будет вынужден принимать неудобную рабочую позу. При такой посадке увеличивается статическое напряжение, и ребенок быстро утомляется.

На уроке учитель обязательно должен следить за тем, как ученик держит голову, руки, как опирается на спинку стула, насколько близко придвинут стул к столу. Профессор В.Ф. Базарный рекомендует проводить занятия в системе периодической смены позы «сидя» на позу «стоя», т.е. в режиме динамической позы.

Потребность в двигательной активности учащихся на уроке может реализовываться и посредством проведения физкультминуток. Приведу пример использования физкультминутки:

– Ребята, я предлагаю отдохнуть и отправиться в путешествие. Выберем маршрут. Север или юг? (Ученики выбирают юг.) На чем совершим экскурсию? (Ученики выбирают самолет)

– Итак, приготовились. Садитесь поудобнее, пристегните ремни, самолет набирает высоту. (Ребята имитируют движение самолета.) Посмотрите в иллюминатор. Богатая растительность средней полосы сменяется огромными степными просторами. А вот и Черное море. Мы спускаемся по трапу самолета. Как приятны его теплые осенние лучи! Вдохнем терпкий, соленый аромат воздуха. Не пора ли искупаться? Осторожно входим в воду. Обрызгайте друг друга водой! Поплывем? А теперь – на берег. Потянулись к солнечным лучам. Еще! Еще! Ах, как здорово!

Наше воображаемое путешествие заканчивается. В следующий раз мы отправимся на север. Я думаю, это тоже будет интересно.

Учитель может проводить физкультминутки на всех этапах урока.

Современной педагогикой и психологией разработан широкий арсенал игр, предназначенных для внедрения в процесс обучения. Многие из них успешно решают и проблемы двигательной активности учащихся на уроке. Использование игр не только позволяет развивать общеучебные умения и психические свойства – память, внимание, но и помогают создавать благоприятный психологический климат на уроках, объединять коллектив учащихся, устанавливать эмоциональные контакты. Игру «Словесный волейбол» можно применять на уроках русского языка или логопедических занятиях. Учитель (или ведущий), кидая мяч, называет слово, например существительное «облако». Тот, кто ловит мяч, добавляет подходящий по смыслу глагол, например «плывет». Учащийся, неверно подобравший слово, в результате чего получилась бессмыслица, выбывает из игры. Таким образом, к концу игры доходят только самые знающие и сообразительные.

В процессе учебной деятельности система зрительного анализатора испытывает сильную нагрузку, что приводит к общей утомляемости учащихся. Одним из эффективных способов профилактики утомлений школьников является использование на уроке опорных зрительно-двигательных траекторий, предложенных профессором В.Ф. Базарным. Метод заключается в перемещении взгляда учеников по траекториям, изображенным на одной из стен кабинета. Схема должна быть яркой и видимой из любой точки класса, траектории должны быть разного цвета. Упражнение выполняется по команде учителя только стоя. Стрелки траектории указывают, куда должны двигаться глаза учащегося в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Повторить каждое из этих упражнений нужно 10–15 раз по порядку с №1 по №5 (см. рис. 1).

Рис. 1. Схема траекторий и направления взгляда учащихся

Для снятия зрительного утомления в арсенале учителя должно находиться множество специальных упражнений и игр. Достаточно проста и эффективна физкультура для глаз, предложенная профессором Э.С. Аветисовым:

• крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть их (повторить упражнение 6–8 раз);

• быстро моргать в течение 15 секунд (повторить 3–4 раза);

• закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями указательного пальца в течение одной минуты;

• выполнять круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении.

Своеобразной гимнастикой для глаз являются игры «Пчела» и Дирижер». Игра «Пчела» заключается в том, что нужно представить перед собой медленно летящую кругами пчелу, сфокусировать на ней свой взгляд и выполнять, таким образом, круговые движения глазами. По команде учителя «пчела садится учащимся на переносицу». Школьники не должны упускать ее из виду.

В игре «Дирижер» ученики представляют себя дирижерами. Они встают, берут в руку «дирижерскую палочку» (карандаш, ручку) и в такт звукам музыки начинают дирижировать. При этом они не отрывают глаз от кончика палочки. Движения палочки должны быть плавными, чтобы взгляд не соскальзывал с выбранной точки фиксации.

В процессе обучения наиболее сильная нагрузка приходится на нервно-психическую сферу учащихся. Поэтому профилактика педагогическими средствами переутомлений, невротических реакций, а в ряде случаев и коррекция неблагоприятных психосоматических состояний детей на уроке являются приоритетными задачами в здоровьесберегающей работе учителя. С этой целью многие педагоги, особенно в начальной школе, с успехом применяют психогимнастику, физкультминутки, дыхательные упражнения.

При нервно-психическом перенапряжении и переутомлении хорошие результаты дает тонизирующий вариант дыхательных упражнений.

Упражнение 1:

• вдох (спокойный, полный, глубокий);

• выдох (интенсивный, резкий, энергичный).


Упражнение 2: сидя или стоя, набрать полные легкие воздуха.

Задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.

Перед тем как приступить к упражнениям, учащиеся должны расслабить пояса и расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке. Не следует забывать и о свежем воздухе в классе.

Представляют интерес так называемые «оживлялки». Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Вот некоторые из них:

Упражнение 1:

• с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

• щеки – вверх – вниз (10 раз);

• кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);

• указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

• 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

Упражнение 2:

• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);

• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);

• «кручение козелка» – большой палец руки ввести в слуховой проход, указательным пальцем охватить ухо сверху и делать круговые движения (30 секунд).


  1. Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе.

К нетрадиционным здоровьесберегающим технологиям мы относим такие технологии, как фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, арт-терапия и др.

Ароматерапия

Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.

Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:

- при вдыхании лаванды – на 20%

- при вдыхании жасмина – на 30%

- при вдыхании лимона – на 50%

  • Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса

  • запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность

  • эфирное масло чабреца – успокаивает

  • эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта – тонизирует

  • запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей

  • запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему

  • запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.

Аромотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.

Фитотерапия

Фитотерапия – метод оздоровления с использованием лекарственных трав и препаратов из них, соков фруктов и овощей. Они представляют собой природные лекарственные средства и способствуют укреплению здоровья, придают нам бодрость и энергичность, повышают нашу жизнеспособность. В силу естественного происхождения растительных продуктов их сильные лечебные свойства не вызывают побочных эффектов. Современные медицинские исследования подтверждают их уникальную способность лечить и предупреждать большое число болезней. Растительные плоды содержат огромное количество целебных для растущего организма школьника веществ. Природа предлагает нам эти вещества в готовом виде.

Многовековой опыт показывает, что лекарственные травы, соки фруктов и овощей оказывают существенный положительный эффект на профилактику и лечение многих заболеваний и могут успешно использоваться в общеобразовательных учреждениях. Внедрение фитотерапии в школе следует начинать с разъяснительной работы среди педагогов, учащихся и их родителей.

Для внедрения фитотерапии необходимо в школе организовать кабинет фитотерапии. Например, ежедневное употребление настоя плодов шиповника позволит восполнить детский организм необходимым витамином С.  Использование данной методики позволяет избежать утомления детского организма в весенний период, уменьшить заболеваемость и повысить эффективность учебы.

Арт-терапия

О способности искусства оказывать и целительное, и воспитывающее воздействие на человека в целом, формировать и развивать его как личность, мы находим сведения в трудах древних философов Платона, Аристотеля и др.

В педагогической практике эти возможности искусства определяют понятием «арт-терапия». Педагоги используют арт-терапию в образовании в качестве фактора социализации ученика, оптимизирующего педагогические условия формирования здоровой самоактуализирующейся личности. Эта деятельность педагога направлена на оказание ребенку помощи в формировании отношения к самому себе, своему здоровью, своих отношений с другими людьми и окружающим миром, воспитание здоровой личности.

Организация арт-терапевтического процесса представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющихся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией применения:

– музыка – музыкотерапия,

– изобразительное искусство – изотерапия;

– театр, образ – имаготерапия

– литература, слово – библиотерапия;

– танец – танцетерапия;

– пластическое интонирование, движение, ритмическая пластика.

Использование арт-терапии в различных её формах для детей с ограничениями в развитии позволяет стабилизировать их эмоциональные состояния, развивает коммуникативные навыки.


4. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологии в школе VIII вида.


Одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе является строгое соблюдение охранительного педагогического режима.

В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках можно выделить несколько направлений.

Это, прежде всего, создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимся. Очень важно создать позитивный психологический настрой в начале занятий.

Создание доброжелательной обстановки способствует формированию желания заниматься, создает благоприятные условия для успешного обучения ребенка.

Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния учащихся. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья. Напротив, отсутствие интереса к занятиям, скука являются сильным фактором утомляемости.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы учащихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока школьники, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся. Одним из путей решения этой проблемы может стать динамизация рабочей позы учащихся (сидя – стоя). Учитель планирует построения урока с таким расчетом, чтобы ребенок несколько раз переходил из положения «сидя» в положение «стоя». Учащимся рекомендуется менять рабочую позу 2–3 раза за урок с учетом сезона года, характера предшествующего урока, состояния здоровья ребенка в настоящий момент, индивидуальных особенностей. Важна не столько продолжительность пребывания в положении «стоя», сколько сам факт смены поз.

Периодическая смена поз учащихся занимает важное место и в профилактике близорукости.

В связи с этим, направлением физиологической коррекции и здоровьесберегающих мероприятий является обучение в режиме зрительных горизонтов (удаление дидактического материала соразмерно остроте зрения).

Наиболее оптимальной нагрузкой для детского глаза является рассматривание удаленных в пространстве объектов. В то же время большая часть учебных занятий проводится на близких от глаз дистанциях (работа с учебником, тетрадью). Отсюда часто у детей возникают зрительные расстройства.

Необходимо размещать дидактический материал на максимально возможном удалении от детей. Каждый ученик находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1 см.

Необходимо соблюдать размер предъявляемого дидактического материала. Самые мелкие детали должны быть по высоте не менее 1 см., размер самых крупных изображений не должен превышать 2–3 см.

Во время урока целесообразно чередовать занятия в режиме зрительных горизонтов с занятиями на близких дистанциях. В процессе занятий учитель может выполнять с учащимися упражнений со зрительными метками. В различных участках кабинета фиксируются или подвешиваются привлекающие внимание объекты – яркие зрительные метки. Ими могут быть небольшие предметы, игрушки или яркие картинки. Располагать их рекомендуется в разноудаленных участках комнаты: две подвесить к потолку в центре кабинета, две – зафиксировать по углам у фронтальной стены.

Игрушки или картинки целесообразно подобрать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет. Один раз в две недели сюжеты рекомендуется менять. Упражнение необходимо выполнять в положении «стоя».

Большое значение в предупреждении утомления у детей на занятиях принадлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток, можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления детей.

Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики учащихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью (прил. 4). Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма. На физкультминутках можно использовать упражнения на дыхание, упражнения, стимулирующие кровообращение головы: различные наклоны, повороты, вращения головы. Содержание упражнений для физкультминуток должно меняться, не быть однообразным.

Важным моментом сохранения работоспособности учащихся во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволит без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с нарушениями слуха, но и повысить эффективность учебного процесса.


  1. Заключение

1. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе; рациональная организация учебного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

2. Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

3. Для здоровьесбережения школьников оправдано применение таких нетрадиционных технологий, как ароматерапия, фитотерапия и арт-терапия.

4. В работе со школьниками особое внимание следует обратить на дозирование зрительных нагрузок и состояние зрения детей.

5. Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий в работе с обучающимися коррекционной школы является развитие мелкой пальцевой моторики учащихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках при помощи пальчиковой гимнастики.


6. Библиография


  1. Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М.: 1974. – 136 с.

  2. Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.

  3. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.

  4. Коростелев Н.В. Воспитание здорового школьника. М., 1986.

  5. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.

  6. Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/

  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.

  8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.


16


Просмотр содержимого презентации
«23949e4e4eff3487b412624b10db80e5»

Сахарный диабет
  • Сахарный диабетзаболевание, обусловленное недостаточностью или полным отсутствием гормона под названием инсулин, который вырабатывается поджелудочной железой. (Иногда слабой чувствительностью клеток тела к инсулину.) Инсулин необходим для того, чтобы клетки организма могли усваивать сахар из крови. При нехватке инсулина уровень сахара в крови может увеличиваться до опасного для жизни уровня. Это заболевание возникает в результате сбоя эндокринной системы
Причина заболевания

Причина заболевания

  • Недостаток или полное отсутствие инсулина в организме
Что нужно для нормального углеводного обмена? Углеводный обмен в норме, если:

Что нужно для нормального углеводного обмена?

Углеводный обмен в норме, если:

  • Количество глюкозы в норме.
  • Количество инсулина достаточно, чтобы глюкоза могла попасть в клетку
Что такое глюкоза?   Глюкоза - основной источник энергии клетки. Чем больше клетка «работает», тем больше глюкозы ей требуется.

Что такое глюкоза?

Глюкоза - основной источник энергии клетки. Чем больше клетка «работает», тем больше глюкозы ей требуется.

Источник глюкозы Глюкоза постоянно находится в крови человека и поступает в кровь из пищи или из печени , в которой накапливается в виде гликогена. Гликоген может расщепляться с образованием глюкозы при уменьшении уровня глюкозы крови ниже критического уровня.

Источник глюкозы

Глюкоза постоянно находится в крови человека и поступает в кровь из пищи или из печени , в которой накапливается в виде гликогена.

Гликоген может расщепляться с образованием глюкозы при уменьшении уровня глюкозы крови ниже критического уровня.

К чему приводит дефицит инсулина?

К чему приводит дефицит инсулина?

  • Если инсулина не хватает или он полностью отсутствует, глюкоза не может поступать в клетку. В результате клетки не хватает энергии.
  • Чтобы выжить, клетка ищет другие источники энергии. Чаще всего – это жировая ткань.
  • При расщеплении жиров клетки получают необходимую энергию, но образуются вредные для организма соединения (кетоновые тела и ацетон)
Косвенные признаки повышенного сахара крови

Косвенные признаки повышенного сахара крови

  • Сухость во рту
  • Гнойничковые поражения кожи
  • Грибковые поражения ногтей
  • Шелушение кожи и ее избыточное ороговение в области стоп
  • Повторные конъюнктивиты, ячмени
  • Плохое заживление ран, порезов
  • Заболевания полости рта – гингивиты, стоматиты, пародонтоз (расшатывание зубов)
Формы сахарного диабета .

Формы сахарного диабета .

  • 1.Инсулинзависимый диабет( 1 тип)
  •   аутоиммунное заболевание эндокринной системы, основным диагностическим признаком которого является хроническая гипергликемия — повышенный уровень сахара в крови, полиурия, как следствие этого — жажда; потеря веса; чрезмерный либо сниженный аппетит.
  • Диабет первого типа чаще всего развивается у детей и молодежи в возрасте до 30 лет, причем наиболее подвержены ему женщины. Это очень тяжелый тип диабета, встречающийся у 10% больных. Диабет сахарный первого типа встречается во всех странах мира
Формы сахарного диабета . 2.Инсулиннезависимый диабет( 2 тип) Метаболическое заболевание, характеризующееся хронической гипергликемией, развивающейся в результате нарушения взаимодействия инсулина с клетками тканей   Сахарным диабетом второго типа болеют, в основном, люди после 40 лет, причем данный тип заболевания наиболее часто встречается у тучных людей (85%). Развивается он постепенно, незаметно, именно поэтому выявляется он случайно, при плановом осмотре или диагностике других болезней. больных диабетом второго типа в основном распространен в экономически развитых странах – США, Франция, Германия, Австралия, Швеция и других странах

Формы сахарного диабета .

  • 2.Инсулиннезависимый диабет( 2 тип)
  • Метаболическое заболевание, характеризующееся хронической гипергликемией, развивающейся в результате нарушения взаимодействия инсулина с клетками тканей 

Сахарным диабетом второго типа болеют, в основном, люди после 40 лет, причем данный тип заболевания наиболее часто встречается у тучных людей (85%). Развивается он постепенно, незаметно, именно поэтому выявляется он случайно, при плановом осмотре или диагностике других болезней. больных диабетом второго типа в основном распространен в экономически развитых странах – США, Франция, Германия, Австралия, Швеция и других странах

Наследственность. Какие риски? Доказано, что диабет 1 типа и диабет 2 типа являются генетически наследуемыми заболеваниями. Риск развития диабета 1 типа у ребенка:  если мать больна этой же формой диабета – 3-5% если болен отец – около 6% если оба родителя – более 30% Риск развития диабета 2 типа 10-20%, если в семье есть случаи заболевания диабетом 2 типа.

Наследственность. Какие риски?

Доказано, что диабет 1 типа и диабет 2 типа являются генетически наследуемыми заболеваниями.

Риск развития диабета 1 типа у ребенка:

  • если мать больна этой же формой диабета – 3-5%
  • если болен отец – около 6%
  • если оба родителя – более 30%

Риск развития диабета 2 типа 10-20%, если в семье есть случаи заболевания диабетом 2 типа.

Почему появляются те или иные симптомы?

Почему появляются те или иные симптомы?

  • Причина снижения веса – обезвоживание организма и расщепление жиров
  • Причина слабости и повышенной утомляемости – недостаток энергии (голод) клеток
  • Сухость во рту и жажда – вторичные проявления обезвоживания организма из-за частого мочеиспускания
  • Причина обильного мочеиспускания (полиурия) – избыток сахара в крови
  • Снижение зрения при диабете может быть связано как с колебаниями водного баланса в организме, так и с плохой работой глазных мышц на фоне энергетического дефицита
Если своевременно не обратиться к врачу Разрушение бета-клеток нарастает, обмен веществ еще больше ухудшается и могут появиться признаки кетоацидоза:  - ацетона изо рта  - тошнота или рвота  - заторможенность  - сонливость  - наличие кетоновых тел (ацетона) в моче

Если своевременно не обратиться к врачу

  • Разрушение бета-клеток нарастает, обмен веществ еще больше ухудшается и могут появиться признаки кетоацидоза:

- ацетона изо рта

- тошнота или рвота

- заторможенность

- сонливость

- наличие кетоновых тел (ацетона) в моче

  • В дальнейшем развивается кетоацидотическая кома (потеря сознания)
Причины и Факторы возникновения сахарного диабета.

Причины и Факторы возникновения сахарного диабета.

Избыточный вес – одна из основных причин сахарного диабета 2 типа   Чем больше вес человека, тем больше инсулина требуется организму, но поджелудочная железа не способна продуцировать его в необходимом количестве. Результат: глюкоза в крови повышается, но не поступает в клетку.

Избыточный вес – одна из основных причин сахарного диабета 2 типа

Чем больше вес человека, тем больше инсулина требуется организму, но поджелудочная железа не способна продуцировать его в необходимом количестве.

Результат: глюкоза в крови повышается, но не поступает в клетку.

ожирение

ожирение

  • Этот фактор, к счастью, может быть нейтрализован, если человек, сознавая всю меру опасности, будет усиленно бороться с избыточным весом и победит в этой борьбе.
НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ.

НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ.

  •   риск заболеть сахарным диабетом возрастает, если в вашей семье кто-то болеет или болел сахарным диабетом — один из ваших родителей, брат или сестра.
ПСИХИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ТРАВМЫ.

ПСИХИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ТРАВМЫ.

  • Особенно следует избегать нервного и физического перенапряжения лицам с отягченной наследственностью и имеющим избыточный вес
ВОЗРАСТ.

ВОЗРАСТ.

  • Чем человек старше, тем больше есть оснований опасаться сахарного диабета.
РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ :

РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ :

  • краснуха, ветряная оспа, эпидемический гепатит и некоторые другие заболевания, включая грипп .Эти инфекции играют роль спускового механизма, как бы запускающего болезнь.
Современные препараты для лечения сахарного диабета.

Современные препараты для лечения сахарного диабета.

ИНСУЛИНЫ

ИНСУЛИНЫ

Профилактика сахарного диабета

Профилактика сахарного диабета

  • Профилактику диабета необходимо начинать как можно раньше. Взрослый человек должен самостоятельно следить за условиями своей жизни и привычками, питанием. Дети же должны находиться под строгим присмотром родителей в этом плане.
Водный баланс   Необходимо поддерживать в организме здоровый водный баланс.

Водный баланс

Необходимо поддерживать в организме здоровый водный баланс.

  • Во-первых, поджелудочная железа кроме инсулина должна вырабатывать водный раствор вещества бикарбоната для нейтрализации естественных кислот организма.
  • Во-вторых, процесс проникновения глюкозы в клетки требует не только инсулина, но и присутствия воды.
Здоровая диета

Здоровая диета

  • При риске заболевания следует в первую очередь сократить потребление легкоусвояемых углеводов. Они дают значительную нагрузку на поджелудочную железу. При этом энергии организму дают минимум, а чувство насыщения от такой пищи длится совсем не долго.
Для тех, кто попадает в группу риска заболевания или уже имеет некоторые проблемы с содержанием уровня сахара в крови, следует включить в свой рацион: Капусту Свеклу Морковь Редис Болгарский перец Брюкву Зеленую фасоль Цитрусовые
  • Для тех, кто попадает в группу риска заболевания или уже имеет некоторые проблемы с содержанием уровня сахара в крови, следует включить в свой рацион:
  • Капусту
  • Свеклу
  • Морковь
  • Редис
  • Болгарский перец
  • Брюкву
  • Зеленую фасоль
  • Цитрусовые
Избегать стрессов

Избегать стрессов

  • Стрессы напрямую связаны с давлением. Контролируйте его. Повышенное артериальное давление нарушает здоровые процессы углеводного обмена. Любое сердечнососудистое заболевание повышает риск заболевания сахарным диабетом.
Физическая активность

Физическая активность

  • Регулярные физические нагрузки являются эффективным методом профилактики сахарного диабета. Самая очевидная причина такой взаимосвязи – профилактика ожирения. Но есть и другие причины.
  • Жировые клетки сжигаются естественным путем и в нужных количествах, а клетки мышц поддерживаются в здоровом и активном состоянии. При этом глюкоза не застаивается в крови, даже если есть некоторый ее избыток.
Постоянное наблюдение у специалистов

Постоянное наблюдение у специалистов

  • Для тех, у кого риск появления сахарного диабета очень высок (имеется ожирение или многие родственники страдают этим заболеванием), целесообразно проверять уровень сахара постоянно, возможно даже ежедневно. В свободной продаже по доступной цене имеются специальные устройства, которые значительно облегчают задачу.
Примеры успешной жизни с диабетом

Примеры успешной жизни с диабетом

  • В наше время люди с сахарным диабетом живут полноценной жизнью, занимаются спортом, достигают поставленных целей и добиваются успеха
  • Известные люди с сахарным диабетом: Федор Шаляпин, Юрий Никулин, Элла Фицжеральд, Холли Бэрри, Шарон Стоун и др.
Спасибо за внимание! Крепкого вам здоровья вам!

Спасибо за внимание!

  • Крепкого вам здоровья вам!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!