Кузнецова Марина Викторовна,
заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
МАОУ – гимназии №13
г. Екатеринбурга
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
как механизм, обеспечивающий непрерывность процесса совершенствования качества образования в МАОУ – гимназии №13
Современная образовательная модель? Какая она? Каждый участник образовательных отношений уже принял ее новые условия и «примерил» на себя новые «роли». Центральная роль отведена ученику. Теперь он является центром этой модели, выступает в роли активного и самореализующегося человека. Учитель же занимает позицию тьютора, посредника, наставника, сотрудника. Обеспечивает обучающемуся возможность свободно проявлять свои душевные склонности, предлагает ребенку изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно. В нашей гимназии с самого первого дня пребывания ребенка в школе учитель открывает ученику доступ к оцениванию, способствует реализации всех направлений деятельсностоного подхода в обучении, включению детей в активный процесс оценивания своей собственной деятельности. Что же необходимо сделать для того, чтобы обучение стало центрированым на ученике? В статье представлены материалы, используемые учителями начальных классов нашей гимназии.
Организация урока с использованием приемов формирующго оценивания в начальных классах приводит учителя к современному тьюторскому движению, педагог отходит на второй план и занимает подчеркнуто недирективную позицию. Урок насыщается живой практикой. Именно это и привело к необходимость внедрения новой системы оценивания, как неотъемлемой части новой модели образования. Следует разделить несколько понятий, необходимых для более чёткого осознания сути проблемы. Что такое оценка и оценивание? Рассматриваем оценку, как определение ценности или значимости чего-нибудь. А оценивание, как любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Исходя их представленных понятий учитель четко формулирует основные задачи оценивания:
спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
обеспечить обратную связь;
оценить степень достижения намеченных целей;
оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
На базе сформированных задач реализуются основные функции оценивания:
стимулирующая;
диагностическая;
проверка эффективности;
формирование у обучающегося адекватной самооценки и личностного образования;
мотивационная;
изменение межличностных отношений;
повышение статуса обучающихся.
В чем же принципиальное отличие формирующего оценивания? Оно формируются на основе ключевых характеристик, обеспечивающих реализацию главной цели:
Каждый учитель в гимназии осваивает четкий алгоритм создания формирующего оценивания на уроке. Именно это помогает реализовывать процесс оценивания с точки зрения полезности и информационности, т.к. оно дает информацию, которую ученик и учитель используют, как обратную связь для оценивания себя и друг друга, чтобы изменить деятельность преподавания. Учитель обеспечивает:
выявление планируемых результаты;
организацию деятельности ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
сопровождение достижения учащимися результатов с помощью организованной обратной связи.
Используются основные группы методов формирующего оценивания, на базе которых каждый учитель создает новые и индивидуальные формы системы оценивания в своем классе.
Теперь каждый ученик в классе должен иметь доступ к инструментам оценивания, а сам процесс оценивания осуществляется на всех стадиях процесса обучения. Принципиальными отличиями формирующего оцениванивания выступают:
Для повышения эффективности работы в процесс регулярно вовлекаются дети, организуется помощь в формировании собственного суждения о том, насколько хорошо они что-либо делают. Использование приемов формирующего оценивания упрощает процесс партнерского оценивания:
1. Предъявлены учебные показатели (цели) – то, что должно быть изучено;
2. Представлены учебные результаты – то, на что ученики будут способны после того, как выполнят то или иное задание;
3. Помогают определить, в чем ребенок был успешным и над чем ему надо работать, чтобы продвинуться дальше.
Работа точно осуществляется с полным вовлечением в процесс всех детей в классном коллективе. На уроках в первом классе для организации своевременной обратной связи используются приемы рефлексии:
«Волшебная линеечка»
«Светофор»
«Лесенка успеха»
«Смайлики или солнышки»
«Радуга настроения».
Начиная со второго класса обучающимся предлагают к освоению прием «совместного целеполагания», на базе которого строится система критериального формирующего оценивания деятельности обучающихся на различных этапах урока. Реализуются эффективные стратегии ежедневного оценивания в ходе урока:
1. Вопросы: задаются, чтобы определить стартовые позиции детей и адаптировать преподавание к ним.
2. Наблюдение: легко оценить то, как происходит учение на уроке, легко составить определенный план для наблюдения за отдельными детьми.
3. Дискуссии: обсуждение выполненных работ вместе с детьми. Тут же идентифицируются все ошибки и неправильное понимание, показывается детям, что нужно сделать, чтобы улучшить свою работу.
4. Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения: поддерживается и развивается самооценивание и парное оценивание. Пара или даже группа учеников определяет, что они знают и могут делать, где были допущены ошибки, что осталось трудным и непонятным, что нужно сделать в дальнейшем. Развивается самооценивание и парное оценивание, в котором ученики идентифицируют свои достижения и прогресс и продумывают, что им нужно для дальнейшего улучшения.
5. Осуществляется непрерывная обратная связь между учителем, отдельными учениками и группами.
6. Определяется прогресс, который дети могут достичь, планируя то, какую работу нужно выполнить дальше.
В процессе работы над проблемой формирующего оценивания перед каждым учителем встают вопросы: что оценивать? по какой шкале? где накапливать и фиксировать результаты? кто должен осуществлять оценивание? как определять итоговую оценку? В ходе решения возникающих вопросов, у учителя, который выполняет роль тьютера, создается возможность создания свободы и инициативы за счет реализации проектных, исследовательских, творческих форм учебной работы, предполагающее партнерство и сотрудничество ученика и учителя, полной реализации современной модели обучения.