СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.  

Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся»

  Формирующее оценивание  как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся Презентацию подготовила учитель биологии МОУ «СОШ№5» г.Всеволожска Павлова Татьяна Александровна

Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся

Презентацию подготовила

учитель биологии

МОУ «СОШ№5» г.Всеволожска

Павлова Татьяна Александровна

Термин «формирующее оценивание» впервые был предложен в 1967 году Майклом Скривеном в работе «Методология оценивания». «Формирующее оценивание относится ко всем видам деятельности, которые осуществляют учителя и учащиеся. Оно обеспечивает обратную связь, позволяющую регулировать обучение и учение в интересах учащегося» (Black P. and William D.)

Термин «формирующее оценивание» впервые был предложен в 1967 году Майклом Скривеном в работе «Методология оценивания».

«Формирующее оценивание относится ко всем видам деятельности, которые осуществляют учителя и учащиеся. Оно обеспечивает обратную связь, позволяющую регулировать обучение и учение в интересах учащегося» (Black P. and William D.)

Пинская Марина Александровна кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института развития образования ГУ-ВШЭ «Формирующее оценивание:  оценивание в классе»

Пинская Марина Александровна

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института развития образования ГУ-ВШЭ

«Формирующее оценивание:

оценивание в классе»

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования : оценивание достигаемых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных); оценивание процесса их формирования; оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения    Актуальность  данной работы обусловлена: потребностью современного учителя в введении новых подходов к оцениванию образовательных результатов.

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования :

  • оценивание достигаемых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных);
  • оценивание процесса их формирования;
  • оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения

Актуальность  данной работы обусловлена:

потребностью современного учителя в введении новых подходов к оцениванию образовательных результатов.

Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы (проекты, исследования…), он не имеет инструментов, чтобы оценить их результаты. Способом решения данной проблемы становится формирующее оценивание.

Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы (проекты, исследования…), он не имеет инструментов, чтобы оценить их результаты. Способом решения данной проблемы становится формирующее оценивание.

СИСТЕМА ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ  ДОЛЖНА БЫТЬ 1) Настроенная на оценку индивидуального прогресса; 2) Основанная на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях ; 3) Включающая самого ученика в процесс оценивания (с целью повышения мотивации и самостоятельности учащегося); 4) Доступная и прозрачная для всех участников образовательного процесса: ученика, учителя, родителей ; 5) Показывающая динамику образовательных достижений учащихся с учетом уровня обучаемости данного класса и качества создаваемых учителем условий обучения.

СИСТЕМА ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ

1) Настроенная на оценку индивидуального прогресса;

2) Основанная на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях ;

3) Включающая самого ученика в процесс оценивания (с целью повышения мотивации и самостоятельности учащегося);

4) Доступная и прозрачная для всех участников образовательного процесса: ученика, учителя, родителей ;

5) Показывающая динамику образовательных достижений учащихся с учетом уровня обучаемости данного класса и качества создаваемых учителем условий обучения.

Классификации техник формирующего оценивания  ( по М.А. Пинской)  : - интеллектуально-ориентированные техники внутриклассного оценивания; - действенно-ориентированные техники внутриклассного оценивания; - мотивационно-ориентированные техники внутриклассного оценивания; - техники внутриклассного оценивания, сфокусированные на рефлексии и самооценивании

Классификации техник формирующего оценивания ( по М.А. Пинской) :

  • - интеллектуально-ориентированные техники внутриклассного оценивания;
  • - действенно-ориентированные техники внутриклассного оценивания;
  • - мотивационно-ориентированные техники внутриклассного оценивания;
  • - техники внутриклассного оценивания, сфокусированные на рефлексии и самооценивании
 По цели: - оценивание предметных результатов; - оценивание метапредметных результатов; - оценивание личностных результатов;  По времени проведения: -регулярно используемые в течение образовательного процесса; -используемые после изучения определенного блока, темы, правила  По возможности использования: -универсальные (оценивающие предметные и метапредметные результаты); -предметные (оценивающие только предметные результаты);  По участникам процесса оценивания: -оценивание учителя; -самооценка; -взаимопроверка учащимися.

По цели:

  • - оценивание предметных результатов;
  • - оценивание метапредметных результатов;
  • - оценивание личностных результатов;

По времени проведения:

  • -регулярно используемые в течение образовательного процесса;
  • -используемые после изучения определенного блока, темы, правила

По возможности использования:

  • -универсальные (оценивающие предметные и метапредметные результаты);
  • -предметные (оценивающие только предметные результаты);

По участникам процесса оценивания:

  • -оценивание учителя;
  • -самооценка;
  • -взаимопроверка учащимися.
Пять принципов формирующего оценивания:   Учитель регулярно обеспечивает обратную связь Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения Учитель меняет техники и технологии обучения Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов

Пять принципов формирующего оценивания:

  • Учитель регулярно обеспечивает обратную связь
  • Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения
  • Учитель меняет техники и технологии обучения
  • Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
  • Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
С чего начать работу? Определение цели работы и планируемых результатов Разработка критериев Шаги к успеху Организация деятельности учащихся Оценочная деятельность по инструментарию Рефлексия оценочной деятельности

С чего начать работу?

Определение цели работы и планируемых результатов

Разработка критериев

Шаги к успеху

Организация деятельности учащихся

Оценочная деятельность по инструментарию

Рефлексия оценочной деятельности

Техники формирующего оценивания

Техники формирующего оценивания

Карточки для обобщения или для вопросов.   Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах: 1 сторона : Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2 сторона : Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы

Карточки для обобщения или для вопросов.

Учитель периодически раздает учащимся

карточки с заданиями, указанными на обеих

сторонах:

1 сторона : Перечислите основные идеи из

пройденного материала (раздела, темы) и

обобщите их.

2 сторона : Определите, что вы еще не поняли из

пройденного материала (раздела, темы), и

сформулируйте свои вопросы

Трехцветный групповой опрос Проводится на обобщающих занятиях по определенной теме. Класс разбивается на группы из четырех или пяти учеников, и их работа организуется в три этапа. Сначала школьникам предлагается пройти тест короткого ответа в индивидуальном порядке Затем происходит работа в группе И, наконец, группа имеет право воспользоваться учебниками, заметками, сделанными в классе, другими ресурсами.

Трехцветный групповой опрос

Проводится на обобщающих занятиях по определенной теме. Класс разбивается на группы из четырех или пяти учеников, и их работа организуется в три этапа.

  • Сначала школьникам предлагается пройти тест короткого ответа в индивидуальном порядке
  • Затем происходит работа в группе
  • И, наконец, группа имеет право воспользоваться учебниками, заметками, сделанными в классе, другими ресурсами.
«Светофор» У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора . Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:  К учащимся, которые подняли зеленые карточки  (все поняли): – Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно?  По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

«Светофор»

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора . Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

«Сигналы рукой»

Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

ƒ Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

(3) слово предоставляется тем, кто все понял.

Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»

Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

«Клейкие заметки» На классной доске выделяется место, где каждый обучающийся перед началом урока размещает стикер определенного цвета, например, желтый — «я все знаю и умею» и красный — «я сомневаюсь». В конце урока процедура повторяется, но уже на другом месте доски. Учащиеся (а также учитель) по изменению количества разноцветных стикеров могут наглядно увидеть прогресс в обучении

«Клейкие заметки»

На классной доске выделяется место, где каждый обучающийся перед началом урока размещает стикер определенного цвета, например, желтый — «я все знаю и умею» и красный — «я сомневаюсь». В конце урока процедура повторяется, но уже на другом месте доски. Учащиеся (а также учитель) по изменению количества разноцветных стикеров могут наглядно увидеть прогресс в обучении

«Пропуск на выход» На отдельном столе размещены самооценочные цветные пластиковые контейнеры, в которые ученики в конце урока должны положить свои тетради: красный контейнер — «я не справился»,  зеленый — «получилось», желтый — «было легко, могу помочь другим».  Аналогичный прием используется российскими учителями в виде цветных кружков в тетради и носит название «светофор», а также в виде других маркировок в тетрадях (восклицательный знак, волшебные линеечки и др.). Использование контейнеров позволяет наглядно оценить количество учащихся с разным уровнем освоения материала темы.

«Пропуск на выход»

На отдельном столе размещены самооценочные цветные пластиковые контейнеры, в которые ученики в конце урока должны положить свои тетради:

  • красный контейнер — «я не справился»,
  • зеленый — «получилось»,
  • желтый — «было легко, могу помочь другим».

Аналогичный прием используется российскими учителями в виде цветных кружков в тетради и носит название «светофор», а также в виде других маркировок в тетрадях (восклицательный знак, волшебные линеечки и др.).

Использование контейнеров позволяет наглядно оценить количество учащихся с разным уровнем освоения материала темы.

 «Составление тестов»    Вовлечение ученика в индивидуальную творческую работу, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.  Ученик сможет: Повысить качество выполнения домашнего задания. Учитель может: Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, подготовить учащихся к проверочной работе.

«Составление тестов»

Вовлечение ученика в индивидуальную творческую работу, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.

Ученик сможет: Повысить качество выполнения домашнего задания.

Учитель может: Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, подготовить учащихся к проверочной работе.

«Измерение температуры» Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать

«Измерение температуры»

Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание.

Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения.

В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать

« Две звезды и желание » Суть приема «Две звезды и желание» заключается в том, что учитель предлагает проверить работы одноклассников. В своих комментариях обучающиеся не оценивают работы, а определяют и указывают на 2 положительных момента – 2 звезды и на 1 момент, который заслуживает доработки – желание.

« Две звезды и желание »

Суть приема «Две звезды и желание» заключается в том, что учитель предлагает проверить работы одноклассников.

В своих комментариях обучающиеся не оценивают работы, а определяют и указывают на 2 положительных момента – 2 звезды и на 1 момент, который заслуживает доработки – желание.

Организация обратной связи   На любом этапе учебной работы школьник должен получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. При этом важно проявить тактичность и деликатность.  Алгоритм, осуществления обратной связи: Определить положительные «сдвиги» работы ученика. Указать на что ученику следует обратить внимание, над чем еще поработать. Подсказать, как можно улучшить свою работу

Организация обратной связи

На любом этапе учебной работы школьник должен получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. При этом важно проявить тактичность и деликатность.

Алгоритм, осуществления обратной связи:

  • Определить положительные «сдвиги» работы ученика.
  • Указать на что ученику следует обратить внимание, над чем еще поработать.
  • Подсказать, как можно улучшить свою работу
Одноминутное эссе Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: -Что самое главное ты узнал сегодня? -Какие вопросы остались для тебя непонятными? В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:  Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

Одноминутное эссе

Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:

-Что самое главное ты узнал сегодня?

-Какие вопросы остались для тебя непонятными?

В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:

Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.

В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

«Минутные заметки»: быстрый письменный ответ на вопросы по содержанию нового материала урока: «Что самое главное, что вы узнали?  Какой важный вопрос остается?»  Ответы позволяют преподавателю оценить понимание материала. Также экспресс-опрос может проводиться в начале или в конце урока, когда учащиеся дают краткие ответы на такие вопросы, как: «Какие вопросы у меня есть?», «Что я узнал сегодня?», «Что я нахожу интересным?».

«Минутные заметки»:

быстрый письменный ответ на вопросы по содержанию нового материала урока:

  • «Что самое главное, что вы узнали?
  • Какой важный вопрос остается?»

Ответы позволяют преподавателю оценить понимание материала. Также экспресс-опрос может проводиться в начале или в конце урока, когда учащиеся дают краткие ответы на такие вопросы, как: «Какие вопросы у меня есть?», «Что я узнал сегодня?», «Что я нахожу интересным?».

«Закончи предложение» Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов: Я узнал… Я теперь знаю… Мне было интересно… Я хочу еще узнать…

«Закончи предложение»

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

  • Я узнал…
  • Я теперь знаю…
  • Мне было интересно…
  • Я хочу еще узнать…
Опросник самодиагностики     Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определённой шкале. При помощи диагностического опросника, происходит не только самодиагностика (самооценка) учащегося, но и повышается самостоятельность и мотивация в освоении учебных умений.   Опросник самодиагностики вводится одновременно для всех учеников класса и дополняется соответствующим списком учебных материалов.

Опросник самодиагностики

 

Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определённой шкале.

При помощи диагностического опросника, происходит не только самодиагностика (самооценка) учащегося, но и повышается самостоятельность и мотивация в освоении учебных умений.

  Опросник самодиагностики вводится одновременно для всех учеников класса и дополняется соответствующим списком учебных материалов.

Инструменты оценочной деятельности   Комментарии (обратная связь) - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе, что помогает ему успешно учиться. При оценке работы отмечаются не только ошибки и погрешности, но и все удачные места. НЕДОПУСТИМЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Сколько раз можно повторять! Я уже сто раз сказала… Если ты будешь продолжать в том же духе, то... Вы что, забыли, что скоро конец четверти… Что с тебя возьмешь… Смотри лучше, как отвечает Иванов. Тебе что, нечего делать? Мое терпение лопнуло! ХВАЛИТЕ УЧЕНИКА! Я не видела ничего подобного! Ещё лучше, чем прежде. Это как раз то, что нужно. С каждым днём у тебя получается лучше. Прекрасно! Молодец! Умница! Хорошо! Удивительно! Остроумно! Несравненно! Очень точно! Ты увлек всех. Ты помог другому! Выдающаяся работа! Ты хорошо постарался! Великолепное открытие! Я знала, что ты сможешь это сделать. Ты добился большого успеха! И Т.Д.

Инструменты оценочной деятельности

 

Комментарии (обратная связь) - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе, что помогает ему успешно учиться. При оценке работы отмечаются не только ошибки и погрешности, но и все удачные места.

НЕДОПУСТИМЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Сколько раз можно повторять!

Я уже сто раз сказала…

Если ты будешь продолжать в том же духе, то...

Вы что, забыли, что скоро конец четверти…

Что с тебя возьмешь…

Смотри лучше, как отвечает Иванов.

Тебе что, нечего делать?

Мое терпение лопнуло!

ХВАЛИТЕ УЧЕНИКА!

Я не видела ничего подобного!

Ещё лучше, чем прежде.

Это как раз то, что нужно.

С каждым днём у тебя получается лучше.

Прекрасно! Молодец! Умница! Хорошо!

Удивительно! Остроумно!

Несравненно! Очень точно!

Ты увлек всех. Ты помог другому!

Выдающаяся работа!

Ты хорошо постарался!

Великолепное открытие!

Я знала, что ты сможешь это сделать.

Ты добился большого успеха! И Т.Д.

Я иду на урок не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не умеют, а чтобы помочь им быть успешными, продвинуться в обучении и, не повторяя ошибок.

Я иду на урок не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не умеют, а чтобы помочь им быть успешными, продвинуться в обучении и, не повторяя ошибок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

24.07.2019 21:52
Альбицкая Нина Ефимовна @bio55
Хороший материал, пригодится для работы
06.04.2019 21:54
Альбицкая Нина Ефимовна @bio55
Полезнейшая работа
06.04.2019 21:54
Альбицкая Нина Ефимовна @bio55
Спасибо вам большое, Татьяна Александровна
29.03.2019 22:48
Чалый Николай Степанович @nikctpcal
Хорошая работа
29.03.2019 22:47
Чалый Николай Степанович @nikctpcal
Спасибо большое!
27.03.2019 19:46
Гогидзе Ирина Александровна @ardana
Спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!