СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формула здоровья

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по ОБЖ для 8 класса по теме "Формула здоровья"

Просмотр содержимого документа
«Формула здоровья»












План-конспект внеклассного мероприятия в 8 классе

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования» с. Анюйск

на тему «Формула здоровья»





Разработала : Никитаева Ирина Александровна слушатель курсов профессиональной переподготовки «Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности: преподавание основ безопасности жизнедеятельности в образовательной организации»

Проверила: Куликова Алла Викторовна









с. Анюйск- 2019






Тема урока: «Формула здоровья»

Дата проведения: 29 ноября 2019 г.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: приобщение к культуре здорового образа жизни посредством исключения алкоголя, наркомании, табакокурения и других веществ, наносящих вред триединому организму (душа, тело, разум).

Задачи: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.

Планируемые образовательные результаты.

  1. Викторина

  2. Ответы на вопросы

  3. Химические опыты

  4. Разоблачение мифов 

  5. Опросник.

  6. Сценка о вреде курения

  7. Исполнение песни

  8. Итог урока

Основные термины, понятия (здоровье, здоровый образ жизни,  синильная кислота (цианид), сероводород, табачный деготь, формальдегид, угарный газ (оксид углерода), никотин, никотивизм. 

Оборудование тесты-опросники, доска со словами «Факторы здоровья», таблицы «Вред курения», «Вред алкоголя», плакаты с пословицами и поговорками о здоровье.

План урока (Раскрыть структуру конкретного урока. Все его этапы озаглавить и спланировать во времени).

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем! «Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа.

Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье?

Учащиеся предлагают ответы.

До 1940 г. здоровьем подразумевалось отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. Для первого этапа характерно противопоставление понятий «здоровье - болезнь».

Второй этап трактовки здоровья связан с включением в его определение понятия внешней среды: здоровье - такое состояние организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Здоровье — это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

Учитель. Итак, кто хорошо разбирается в вопросах здоровья. По очереди командам задаем вопросы. Викторина

1. Согласны ли вы, что зарядка - источник бодрости и здоровья? (Да)

2. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Нет)

3. Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет)

4. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (Да)

5. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да)

6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да)

7. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет)

8. Отказаться от курения легко? (Нет)

9. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (Нет)

10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? (Да)

11. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да)

12. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет)

13. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (Да)

14. Правда ли, что ежедневно надо выпивать 2 стакана молока? (Да)

15. Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет)

Учитель. Разминка, физнагрузка, зарядка, одним словом - активный образ жизни! способствует укреплению здоровья или нет? (Да)

На доске «Факторы здоровья» учитель записывает «активный образ жизни» в графу положительных ответов.

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10 % зависит от наследственности, на 5 % — от работы медиков. Остальные 85 % в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

Здоровье - не только личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу.

Ученик читает стих

Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово «Здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра!

Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность; высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу и природе. Малыши копируют взрослых, для подростков важно мнение сверстников. Но влияние окружающих может быть не только положительным, но и отрицательным.  К сожалению, физический, психический, моральный и экономический ущерб человеку и обществу наносятпьянство, алкоголизм, наркомания и такая вредная привычка, как курение. Все эти пороки, к несчастью, сегодня широко распространены среди молодежи. Молодые люди порой и не осознают, какой вред может нанести это их здоровью.


Вы знаете, что курильщиками, алкоголиками и наркоманами люди не рождаются, они ими становятся.

Учитель. Вопрос команде №1: какое влияние на организм человека оказывает курение?

Колумб Америку открыл -

Великий был моряк!

Но заодно он научил

Весь мир курить табак.

От трубки мира, у костра,

Раскуренной с вождём,

Привычка вредная пошла,

В масштабе мировом.

Колумб, который Христофор,

Не ведал, что творил.

Немало утекло с тех пор,

В дым сизый наших  сил


Табак завез он к нам давно,

И все мы здесь отравлены.

Мы погибаем от него,

Совсем им одурманены.

Куда ни глянь – везде табак.

Как от него избавиться?

Не стану ни за что курить,

Мне это так не нравится!

Так что же такое табак и почему же он так вреден? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам нужно знать, что же содержится в одном грамме табака.

-Синильная кислота (цианид) – ядовитая кислота, используется в химической промышленности.

-Сероводород- газ, с запахом тухлых яиц, образуется при разложении, гниении белковых веществ.

-Табачный деготь- вязкая жидкость черного цвета, образуется при разложении, гниении растений без доступа воздуха.

- Формальдегид- ядовитый газ с резким запахом, применяют в производстве фенолоформальдегидных смол. - Угарный газ (оксид углерода) – ядовитый, удушливый газ, образуется при горении.

-Никотин – сильный яд, при курении всасывается в организм, в малых дозах вызывает возбуждение ЦНС; в больших дозах – вызывает паралич (остановку дыхания, остановку сердца). Многократное поглощение никотина вызывает никотивизм (хроническое отравление организма никотином).

А сейчас я предлагаю вам посмотреть одну сценку, которую приготовили вам ребята.

Сценка о вреде курения

Самый главный вред от курения. Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов миокарда – мышечного слоя сердца. В результате миокард не получает нужное количество кислорода. При длительном дефиците кислорода у человека наступает ишемическая болезнь.

Учитель.  Вопрос команде №2: какое влияние на организм человека оказывает алкоголь?
Алкоголь - это спиртосодержащие жидкости, принимаемые внутрь с целью отравления головного мозга. Вот то опьянение, которое вызывает алкоголь не то иное, как отравление собственного мозга.

Через 10 минут после приема алкоголя наступает усиленное склеивание эритроцитов (клеток крови), которые начинают забивать капилляры (мелкие сосуды). При постоянном приеме алкоголя уменьшается объем головного мозга и число нервных клеток, погибает печень, нарушается структура ДНК, слабеет сердечная мышца.

Стакан водки твой ум туманит,

А иногда даже на преступление тянет.

Если со «Змеем зеленым» ты будешь товарищ,

То достоинство и разум свой ты потеряешь.

Стихи про алкоголь и опыт с этиловым спиртом

На море ли, на суше ли
Чтоб не было беды,
Не пей ни в коем случае
Ты "огненной воды".
Наклейками увешана
И манит слабаков,
С бедой и горем мешана
Из глубины веков.
Отрава несусветная
Для тела и души.
Не видят в жизни светлого
Убийцы-алкаши.
Пол-литрами и стопками 
Измерены года.
Дорожка, пьяной тропкою,
Ведёт на край всегда.
Пройдёт немало времени,
Чтоб зло искоренить.
Предать бы всю забвению,
Без водки можно жить.
Кого призвать к ответу?
Хотим узнать все мы.
И где тот выход к свету
Из этой пьяной тьмы?

Учитель.  Вопрос команде №3 какое влияние на организм человека оказывают наркотики? А что же такое наркотики? Наркотики – это круг веществ, растений, а также продуктов, которые оказывают одурманивающее воздействие на человека. Слово «наркотик» с древнегреческого означает: «приводящий в состояние отупения». К наркомании относится и токсикомания, это вдыхание паров различных химических веществ (ацетон, бензин, клей и т.д.). Наркомания и токсикомания – это самые опасные вредные привычки, рано или поздно приводящие к смерти. Вылечить наркомана практически невозможно, медицина здесь почти бессильна. Ведь у наркомана не только больны все внутренние органы, но и размягчен мозг, поражена вся нервная система. Наркоман жить не может без отравы, найти наркотик – вот смысл всей его оставшейся жизни. Такой человек ради достижения своей цели пойдет на все – даже на убийство. Это страшная болезнь, ее надо бояться и бежать от таких людей без оглядки.

Разоблачение мифов о наркотиках
Миф первый: «Попробуй — пробуют все».
Статистика показывает, что чаще жертвами подобной ложной аргументации становятся подростки невысоких психологических устоев; конфликтные, склонные к мелкому воровству, лживости, с неуравновешенным характером.
Такие личности неспособны к целенаправленной деятельности, плохо успевают в школе. Они же впоследствии становятся распространителями наркотиков, что неизбежно, поскольку только таким путем они могут обеспечить себя деньгами на наркотики.
Миф второй: «Попробуй - вредных последствий не будет». Это ложь. Пристрастие к некоторым наркотикам может возникнуть и после одного - двух приемов. Существуют индивидуальные различия в чувствительности организма, и летальный исход возможен при первой же инъекции. В условиях подпольного кустарного производства наркотиков невозможно избавиться от вредных примесей и точно дозировать вещество, что может привести к тяжелому отравлению.
Миф третий: «Попробуй - если не понравится, прекратишь прием».
Многие убеждены, что особых проблем не будет, поскольку человек, обладающий определенной волей, в состоянии немедленно и бесповоротно бросить принимать наркотики. Но при употреблении любого вида наркотика, и «легкого» и «тяжелого», прежде всего, страдает воля. В настоящее время медицина не в состоянии оказать эффективную помощь наркоманам, т.к. в ее арсенале нет реальных средств подавления психической зависимости.
Миф четвертый о существовании «безвредных» наркотиков.
Безвредных легких наркотиков не существует! У наркоманов утрачивается интерес к происходящему в жизни, пропадает желание работать, учиться, человека перестает волновать то, как он выглядит.
Объясните смысл притчи. В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить на любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: « Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони – и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: «Все в твоих руках».

Чтобы быть всегда здоровым

Надо очень много знать

Только правильно питаться

Спортом надо заниматься

Витамины получать!

 

  Пить лишь соки и нектары,

Есть арбузы и бананы,

 Яблоки, изюм и киви,

Манго сладкое и дыни.

Не болейте, улыбайтесь!

Быть здоровыми старайтесь


Здоровый образ жизни!

Полезен он для всех

Здоровый образ жизни!

Удача и успех

Здоровый образ жизни!

Со мною ты всегда

Здоровый образ жизни!

Моя это судьба.

Заключение. Ученики делают выводы по притче. 
— Вот мы с вами и разобрали все основные факторы, влияющие на здоровье, отметили все плюсы и минусы. Теперь давайте сложим Формулу здоровья.
Формула здоровья – это… (ответы детей). Дети записывают на доске положительные и отрицательные стороны здоровья.
— Каждый хозяин своей жизни и здоровья. За вашу жизнь не проживут ни родители, ни учителя, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так всё и будет. Я желаю вам здоровья!

Исполняют песню: «Идет спортсмен по городу и все вокруг любуются…» на мотив песни «Идет солдат по городу»

День зарядкой начинай

Летом и зимой! -

Посещай спортивный зал;

Хоть и лень порой!

Может, будешь рекордсмен

Или чемпион;

Ведь. тебе добавят сил

Спортзал и стадион!

Спортзал и стадион!

Идет спортсмен по городу,

И все вокруг любуются

Его походкой твёрдою

И выправкой орла!

.. Он не боится армии,

0н не боится трудностей, .

И жизнь спортсмена радует –

Прекрасна и светла!


Рефлексия. Попробуйте сформулировать с какими эмоциями вы уйдёте после нашего разговора? С чем вы согласны или не согласны? К каким мыслям пришли? Продолжите фразу: «Здоровый человек – это….» Закончить наш разговор я бы хотела такой фразой: «Нельзя врачевать тело, не врачуя души».

Опросник.

1. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.

2. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился (-лась) спокойно.

3. Я стал (а) вялым (ой) и безразличным (ой).

4. Мне трудно удержать в памяти дела, которые необходимо сделать сегодня.

5. В последнее время мне стало труднее учиться.

6. У меня ровный и спокойный характер.

7. Меня мучают боли в висках и во лбу.

8. У меня бывают приступы сердцебиения.

9. Мне трудно сосредоточиться на задании.

10. У меня иногда возникает ощущение тошноты.

11. У меня часто болит голова.

12. Моя учеба и увлечения мне перестали нравиться.

13. Я постоянно хочу спать днем.

14. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер.

15. Мне нравится работать в коллективе.

16. Я с удовольствием прихожу в школу.

17. У меня чаще всего беспокойный сон.

18. Я все время чувствую себя усталым (ой).

Подсчитайте баллы Если больше 6 баллов. Это плохо

Сценка о вреде курения

Входит Никотин.

Никотин: Я — Никотин, табачный яд.

Всем-всем курильщикам я рад!

Я сокращаю жизнь людей

На много лет и много дней!

Точу здоровье изнутри,

И жертвы здесь сейчас мои

Напомнить о себе пришли!

Эй, расступись, честной народ,

Беда курильщика идет!

(Выходят участники с табличками, на которых написаны названия органов.)

Сердце: Я — сердце, вредный дым уносит

Мое здоровье — это факт!

От табака мой ритм все чаще,

Грозит мне каждый день инфаркт!

Он наползает отовсюду,

Дым уберите, мне так худо!

Легкие: Ух, ох, ух!

Нам, легким, тяжек этот дух!

За нас обидно нам до слез!

Раз куришь — жди туберкулез!

От дыма сажа — легким враг,

Ведь от нее бывает рак!

Мозг: Я — головной центральный мозг.

Табак беду и мне принес:

Кровь еле-еле поступает,

Мне кислорода не хватает!

Память ухудшается,

Мысли притупляются,

И сужаются сосуды.

Ох, от никотина худо!

Пищеварительная система: Я — за пищеварение отвечаю.

Я от никотина первая страдаю:

Зубы медленно желтеют,

Слюнные железы болеют —

Курильщик же слюну глотает,

И яд в желудок попадает,

Где он, конечно, язву,

Гастриты вызывает.

Никотин: Вот какой я молодец!

Приближаю ваш конец!

I: Теперь и дети понимают,

Как наши органы страдают.

Чтоб беды не допускать,

В свою жизнь смрад сигаретный

Надо просто не пускать!

Вместе: Вон отсюда, никотин,

Быть здоровыми хотим!

Задание ученикам по рефлексии их деятельности (Оцените себя самостоятельно тремя цветами: удовлетворительно (жёлтый), хорошо (зелёный) , отлично (красный).

Формы контроля и оценки результатов урока.

Информация о домашнем задании (сделать памятки-буклеты о здоровом образе жизни

Список использованной литературы:

  1. В. В. Абрамов Безопасность жизнедеятельности учебное пособие для вузов, Санкт-Петербург, 2013;

  2. Сычев Ю.Н. БЖД: учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М., 2005.











Самоанализ урока

Данное мероприятие было проведено в 8 классе. Связано с такими предметами как биология, химия.

Цель: Приобщение к культуре здорового образа жизни посредством исключения алкоголя, наркомании, табакокурения и других веществ, наносящих вред триединому организму (душа, тело, разум).

Задачи:

  • дать представление о том, что такое здоровый образ жизни;

  • заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни;

  • объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека, развитии общества.

Соблюдается общая организация урока: последовательность, соблюдается охранительный режим, распределены этапов урока по времени. Сочетается фронтальной, групповой, индивидуальной работы. Чередуются методы обучения и опроса, устный, письменный, викторина, сценка, исполнение песни, химические опыты, оцениваются ответы учащихся. В качестве оборудования используются тесты-опросники, доска со словами «Факторы здоровья», таблицы «Вред курения», «Вред алкоголя», плакаты с пословицами и поговорками о здоровье.

Оборудование: тесты-опросники, доска со словами «Факторы здоровья», таблицы «Вред курения», «Вред алкоголя», плакаты с пословицами и поговорками о здоровье.

Мероприятие необходимо было для профилактической работы с учащимися по теме «Здоровый образ жизни», а так же необходимость просвещения подростков о вреде, приносящем ущерб подрастающему поколению. 

Вначале мероприятия проведена викторина на знание простых вопросов о здоровье. Класс был поделен на три группы. Каждая группа готовила задание какое влияние на организм человека оказывают наркотики, алкоголь, табакокурение? 

По каждому из этих направлений дети высказывали свое отношение. Была разыграна сценка о вреде курения на жизненно важные органы человека. Проведены химические опыты, подтверждающие негативное влияние на организм в целом как употребление алкоголя, так и курения. Проведено разоблачение мифов о безвредности наркотиков.

Была предложена анкета о состоянии здоровья своего организма. Ребята прослушали притчу о мудреце, который говорил, что все в твоих руках. Все решили, что лучше заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. Исполнили песню: «Идет спортсмен по городу и все вокруг любуются…» на мотив песни «Идет солдат по городу».

Вывели формулу здоровья. На доске написали положительные и отрицательнее качества здоровья. В качестве домашнего задания учащимся было задано сделать памятки-буклеты о здоровом образе жизни.

На мероприятие применялись технических средств (проектор, экран, компьютер) и наглядных пособий (таблицы, опросники).

Структура мероприятия соответствовала поставленной цели, замыслу, возможностям классного коллектива. Много удачные моменты в деятельности учителя и учащихся- это итого урока, опросник, ответы на вопросы учащихся. Неудачные моменты- проведение химических опытов у учащихся вызвали затруднения.

В конце подведён итог и учащиеся самостоятельно себя оценили.

Данное мероприятие способствует повышению качества знаний учащихся, коррегирует их деятельность, способствует формированию положительных качеств личности. Учащимся было интересно, они проявляли активность, дисциплинированность, культура поведения, речи. У ребят воспитывается чувство коллективизма, познавательной активности, нравственное воспитание учащихся в ходе занятия.




Схема самоанализа внеклассного мероприятия

  1. Цель занятия (обучающая, воспитывающая, развивающая).

  2. Образовательная сторона мероприятия, перспективность в работе; какие знания учащиеся приобретают, расширяют, углубляют; какие навыки и умения совершенствуют.

  3. Применение технических средств и наглядных пособий.

  4. Осуществление межпредметных связей и связей между учебной и воспитательной работой.

  5. Воспитательное значение мероприятия: формирование интереса к занятиям, к предмету, воспитание коллективизма, познавательной активности, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание учащихся в ходе занятия.

  6. Количество присутствующих, их активность в подготовке и непосредственно на мероприятиях.

  7. Отношение учащихся к мероприятию: интерес, активность, дисциплинированность, культура поведения, речи.

  8. Реализация намеченного плана.

  9. Осуществление учебных и воспитательных целей (способствует ли мероприятие повышению качества знаний учащихся, коррегирует ли их деятельность, способствует ли формированию положительных качеств личности.

  10. Предложения по организации, содержанию и методике проведения воспитательных мероприятий.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!