СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формулировка образовательных задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формулировка образовательных задач»


Цель: формировать у учащихся гражданские качества: знание законов и мотивацию к их выполнению, знание своих гражданских прав и обязанностей,

Задачи:

Образовательные:

1. Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.

2. Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

3. Раскрыть содержание понятий «гражданин», «права», «обязанности», «закон»;

Развивающие:

1. Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.

2. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.

3. Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.

- создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

- развивать у детей стремление быть сознательными гражданами   России;

- побуждать   детей к пониманию своей значимости в стране, воспитывать этическое поведение, чувства товарищеских отношений, уважение к родным, заботу о ближнем.

Формы организации познавательной деятельности:

 индивидуальная,  групповая, фронтальная.

Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, поисковый.

Формирование УУД:

Личностные действия: осознание себя как члена общества, как гражданина России, уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Основные понятия: «родина», « символ», «гражданин», «конституция», «права», «обязанности»

Конечный результат:  вызвать у детей желание  стать настоящим гражданином

Оборудование:  все ученики разделены на  группы, мультимедийная презентация, творческие работы детей,  карточки со словами : «родина»,  «символ», «конституция» «гражданин», «права человека», «обязанности человека», человеческое «Я», схемы человечков, карточки с иллюстрациями из сказок для работы в группах, законы гражданина на карточках, цветная бумага, клей, палочки .

Форма занятия: калейдоскоп передач.

                                                                   «А что такое гражданин?

                                                                                Отечества достойный сын»

Ход мероприятия.

1. Организация класса.

2. Минутка психологического настроя.

- С каким настроением пришли на урок?

-Я прошу улыбнуться тех, кто пришел с хорошим настроением.

-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить.

-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться друг к людям.

Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства, стойкость в бурях жизни,

Мужество во всём и до конца,

Верность другу,  преданность Отчизне

Имя гражданина и борца.

Думаю, что теперь можно начать работу.

- Чего ожидаете от урока?

 3. Сообщение темы и задач

В это занятие  мы посетим калейдоскоп телевизионных  передач. Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос «Каким должен быть  гражданин России?»   Знаете, что такое КАЛЕЙДОСКОП? (Детская игрушка в виде трубки, вращая которую, мы можем увидеть различные узоры).

4. Основная часть

1)Первая передача «Клуб путешественников»

 

Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу одним словом: Родина - это ...

- Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Родина - это  место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина - это дом, в котором живём.  Родина - это наши предки, мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.

 Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина?

А теперь послушаем стихотворение Зои Александровой «Родина».

 

Если скажут слово «Родина»,          В лужах первые кораблики,

Сразу в памяти встает                      Над скакалкой топот ног

Старый сад, в саду – смородины,    И большой соседней фабрики

Толстый тополь у ворот.                  Громкий, радостный гудок,

У реки березка-скромница          ... Или степь от маков красная,

И ромашковый бугор,                          Золотая целина...

А другим, наверно, вспомнится            Родина бывает разная,

Свой родной московский двор,            Но у всех она одна.

 

Наша Родина –Россия.  Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.

. -Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства. Назовите основные символы государства. (Герб, флаг, гимн). Сообщения учащихся.  Слайды.  

  2)   Следующая  наша  передача «Доброе утро»

Сегодня утром Почтальон Печкин принес письмо от волшебника.  «Уважаемые ученики 4б класса! Я отправляю вам посылку - волшебную шкатулку. В ней - самое ценное сокровище планеты Земля. Кто хочет его увидеть, может заглянуть. Берегите это сокровище и преданно относитесь к нему» (Дети заглядывают, в ящике - зеркало, дети видят свое отражение).

-   Так   что   вы увидели в волшебной шкатулке? Кто там?

-  Дать ответ на вопрос «Кто я?»  

(школьник, ученик, мальчик, сын, гражданин, россиянин и т.д)

- Результаты.   Вокруг сердца наклеиваем модели от каждой группы.

Мы переходим к следующей передаче.

3) Передача «Вопрос на засыпку»

-   Нам встретилось интересное и важное слово ГРАЖДАНИН.

На каком уроке мы с ним уже познакомились?

- Интервью «Кто такой гражданин?» (Дают ответы желающие)  

Найдите в словаре значение слова «гражданин»

( «Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.)

«А что такое гражданин?

 Отечества достойный сын»

   Какие понятия включает в себя слово «гражданин»?  (ответы записываются на доске)

ü    Патриотизм

ü    Высокая нравственность

ü    Любовь к родной природе, к  земле, к  близким,

ü    Любовь к своей Родине

 -  Посмотрите, ребята, как называется этот документ?  (Слайд свидетельство о рождении.)

- Что в нём записано, кто знает? (высказывания детей, учитель помогает.)

- Да, это важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны,  вы являетесь гражданином России, Российской Федерации.)

- А как вы думаете, когда человек рождается, он имеет какие-нибудь права? (Да, имеет)

- Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизньна гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживаниеравенство, свободу, отдых. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он ещё и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. (права выносятся на карточке на доску)

- А теперь подумайте, ребята, когда вам исполнилось 6, 7 лет, какие ещё права у вас появились? (Право  учиться)

- А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию)

- Правильно. Право учиться, право на защиту, на свободу мысли и высказывания. А с 18 лет у вас станет прав ещё больше, вернее вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции РФ. (Учитель показывает книгу – Конституция РФ)

Конституция РФ – это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны законы?

Законы нужны, чтобы в нашей стране был порядок. Человек живёт в обществе и должен соблюдать все законы, которые прописаны в Конституции.

Что  же такое конституция? Найдите в словаре значение этого слова.

 

Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года.

- У вас на партах лежит этот документ. Давайте его рассмотрим. Разверните содержание.

- Из чего состоит? (Из разделов).

-Сколько разделов вы насчитали?

- Найдите тот раздел, который подходит к теме нашего урока. Разверните страницу и обратите внимание на статьи…   Давайте их рассмотрим. Как вы можете их объяснить?

-право на имя, отчество, фамилию.

-жить и воспитываться в семье

-общаться с родителями и другими родственниками

-защищать свои права

-выражать свое мнение-

-право на имущество

-право на медицинское обслуживание

 

Какие обязанности школьника вы знаете? Они прописаны в правилах для учащихся.

1. Прилежно учиться.

2. Выполнять требования учителя, дежурных.

3. Соблюдать технику безопасности.

4. Беречь школьное имущество.

5. Выполнять распорядок дня.

6. Придерживаться правил культурного поведения.

7. Уважать права других.

4) Передача «В гостях у сказки»

Каждая  группа  обсуждает, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям.

 

Игровые ситуации.

1. Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?

 

2. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь)

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Чья жизнь в опасности? Кто посягает на жизнь?

 

4. Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка? Поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?

 

 

Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»? (неприкосновенность жилища)

 

6. Нарушение каких прав изобразил художник?

 

 

 

 

 

 

 

Мини-итог.

- У каждого есть свои права и мы должны хорошо знать их и уметь ими пользоваться. Но следует знать не только права, но и обязанности, не нарушать права других ... Только тогда мы сможем стать известными и настоящими гражданами Отечества. Поэтому сейчас я приглашаю вас в гости к известным людям России.

 5) Передача «Пока все дома».

       Таких людей у нас очень много, потому что русские - это трудолюбивый и настойчивый народ. Всех их назвать сейчас невозможно. Но это и писатели, и политики, и певцы, и спортсмены, и врачи, и учителя, которые своим трудом прославили нашу Россию, их имена известны в мире.

Назовите этих людей.    - Что важного сделали   они в этой жизни для России?

   (Работа в группах)

       Мы живём с вами в стране, которая , за свою многовековую историю перенесла многое, и гнёт татаро-монгольского ига, и смутное время, и революции, и не одну кровопролитную войну. И в каждое время находились люди, которые отдавали  свою жизнь, талант, душу на становление своей страны, своей Отчизны. В трудные для страны периоды они проявляли свои особые свойства, которые свидетельствовали о высоком гражданственном долге, гордились своей принадлежностью к ней. И страна помнит о таких гражданах:

Дети называют фамилии известных им людей. (Слайд о знаменитых людях России).

Сейчас мы увидели, какие люди прославили наше государство в спорте, музыке и поэзии.

- Какие бы качества гражданина вы бы взяли от этих людей?

И я приглашаю вас на передачу «Лучше всех»

 - Как, по вашему мнению, должен жить человек на земле, чтобы оставить память о себе?

- Кто-то из вас чувствовал уже определенный успех в своей детской жизни?

На нашей выставке ваши работы, которые вы сделали своими руками и грамоты.

(Дети представляют свои способности: рисунки, поделки, стихи, произведения о России, рассказывают об успехах семьи)

Мы к будущему готовимся.

И сердце стучит: пора!

И взрослыми мы становимся

Сегодня, завтра, вчера!

Мы видим себя входящими

В грядущие времена.

Как клятву произносящими:

«Я твой гражданин, страна!

4.Творческая работа

Выполнение поделки: «Флаг РФ» (настольный, на подставке) 
Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, пустой стержень от авторучки, пробка от пластиковой бутылки, пластилин. 
Алгоритм изготовления: 
1. Изготовить из цветной и белой бумаги флаг размером 6х18 см; 
2. Согнуть его пополам, чтобы получилось двустороннее полотнище размером 6х9 см и смазать клеем; 
3. Склеить половинки, вложив между двумя сторонами древко (в качестве древка может быть использован пустой стержень от авторучки); 
4. Подготовить подставку для флага: взять пробку от пластиковой бутылки, наполнить ее пластилином. Вставить флаг в подставку.

 Так каким должен быть маленький гражданин России?

 Учитель. Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков.  Я думаю, что все вы, когда вырастете,  станете достойными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем.

Берегите Россию-

Нет России другой,

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию-

Нет России другой.

От кого, на ваш взгляд, зависит будущее России?
- А как приятно чувствовать себя уверенным человеком, быть гражданином такого государства, как Россия. Встаньте. Расправьте плечи. Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите: «Я - гражданин России»! Помните: именно от вас зависит завтрашний день страны, будущее нашего государства.

Минутка счастья.

-Я приглашаю всех сесть поудобнее, закрыть глаза и вспомнить что-то очень приятное. Представьте, как в вашей душе начинают расцветать цветы. Сначала они были очень маленькие, а сейчас раскрываются и становятся все больше. Они белые, розовые, желтые, синие, и вот вы - уже не вы, а цветы, очаровательные, яркие цветы, которые излучают любовь к близким людям, к дому, к стране, ко всей Земле. Любовь к тем, кто рядом с вами.

 Запишите на цветочках, что вы оставите в своем сердце после урока?

-А теперь я хочу услышать от вас 1 слово - что вас тронуло сегодня? (Говорят, и украшают сердце.)

- Давайте наполним наше сердце разноцветными цветами.

(Дети наполняют сердце цветами, становятся в круг).

- Я хочу, чтобы всегда и ваши сердца были наполнены такими цветами добра, и эти цветы всегда цвели











































 «Я-гражданин России»

Цель-формирование личности ребенка как гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

  • Создавать психолого-педагогические условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания обучающихся;

  • формировать представления о правах и обязанностях граждан;

  • формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ;

  • развить потребность в служении обществу и своей стране.

Оборудование: конверты с карточками, клей, бумага, памятки «Обязанности учащихся», иллюстрации к сказкам, иллюстрации семи атрибутов Америки.

1. Орг. момент.

-Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем внеурочное занятие, а тему вы попробуете расшифровать сами.

1. Первым словом является последняя буква алфавита. (Я)

2. Второе слово будет являться пропущенным словом в стихотворении.

Кто по улице идёт?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имён:

На заводе- слесарь он,

В яслях – он родитель,

В кинотеатре - зритель,

А пришёл на стадион-

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук.

Для кого-то близкий друг.

Он мечтатель в дни весны,

Он защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду-

__________  своей страны! (Гражданин)

-Что интересного заметили? (Пропущено 3 слово). 
-Попробуйте догадаться, какое слово пропущено. 

- Как называется наша страна? (Россия)

-Тема нашего занятия «Я – гражданин России». 
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? 

 -Ребята, у нас необычное занятие. Оно очень важно для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное. 

-Сейчас вы из мешочка вытяните квадрат с определенным цветом. И должны будете сесть за те парты с каким соответствует ваш квадрат.

2. Основная часть

-И начинаем мы свой маршрут со станции «Государственная символика»

Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации.

- А что значит: быть гражданином своей страны? 
Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее государственные символы. 
И именно на этой станции мы с вами поговорим об отличительных знаках нашего государства.

-Назовите основные символы нашего государства. (Герб, флаг, гимн)

-На доске представлен флаг РФ. Как мы видим он состоит из 3-х цветов: белый, синий, красный.

-А вы знаете, что обозначает каждый из цветов?

  • Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

  • Синий – цвет веры и верности, постоянства; 

  • Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

-А что вы можете сказать про герб?

-А теперь, мы с вами проверим ваши представления и знания о гербе. Возьмите конверт белого цвета, где  каждой команде предоставляется изображение герба, но с недостающими элементами. Ваша задача: найти недостающие детали и приклеить их на места.

-Жюри будут оценивать аккуратность и правильность выполнения задания.(+1)  

- Третьим государственным символом является гимн.

- Когда его исполняют?

-Также в белом конверте лежит задание №2, вам нужно будет вставить пропущенные слова и исполнить 1 куплет и припев гимна.

Гимн РФ

Россия - ………………..наша держава!

Россия - любимая наша …………….!

………….    воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена.

Славься, Отечество наше ……………. -

Братских народов …………  вековой.

Предками данная мудрость ……………..,

Славься, …………! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая!

Хранимая ………. родная земля.

Широкий простор для мечты и для жизни,

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет  …………..!

Ключ:

Россия - священная наша держава!

Россия - любимая наша страна!

Могучая воля, великая слава -

Твое достоянье на все времена.

Славься, Отечество наше свободное -

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая!

Хранимая Богом родная земля.

Широкий простор для мечты и для жизни,

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

-Лист  со вставленными словами сдаем жюри, они оценивают правильность выполнения задания и ставят дополнительный балл команде, которая наиболее слажено исполнит гимн.

-Переходим к следующей станции «Государство Закония»

-Послушайте легенду:

-Давным – давно, было два государства: МОЖНО и НЕЛЬЗЯ. Они жили по разным законам. В государстве МОЖНО всё было разрешено: воровать, оскорблять. В государстве НЕЛЬЗЯ жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства МОЖНО. Оно захватило половину государства НЕЛЬЗЯ. Что тут началось! Государство МОЖНО пришло в упадок и его правители попросили помощи у государства НЕЛЬЗЯ. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство ЗАКОНИЮ. В государстве установился порядок и все были счастливы.

-Почему?

-А что такое закон?

Закон-  свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения. 

-А кем утверждаются законы?

-А как зовут нашего президента?

- Как называется документ, где записаны законы государства? Вам необходимо собрать рассыпанные буквы.(Конституция)

Конституция – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан. Конституция была принята 12 декабря 1993 года. Все права и обязанности граждан России записаны в конституции.

-Вспомните, какие права вы имеете, проживая в России?

-Давайте посмотрим на презентацию и дополним права, которые вы не назвали.

1.  Право на жизнь.

2.  Право на имя, отчество и фамилию.

3. Право на жизнь

4.  Право на образование.

5.  Право на медицинское обслуживание.

6.  Право на защиту своих прав

7.  Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.

8.  Право на отдых и досуг

-Теперь возьмите конверты синего цвета. Достаньте оттуда содержимое, у каждой команды даны задания, которые помогут нам узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, а также узнать у каких героев появилась возможность воспользоваться своими правами.

-За каждый правильный ответ команды жюри присуждает 1 балл.

1 команда:

  • Герои какой сказки воспользовались правом на получение медицинской помощи?(Айболит)

1)«Айболит»

2)«Приключения Буратино».

3)«Колобок».

4)Баба Яга.

  • Какими правами воспользовались герои этих сказок?(Право на свободу передвижения)

2 команда:

  • В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?(«Приключения Буратино»)

1)«Айболит»

2)«Приключения Буратино».

3)«Колобок».

4)Баба Яга.

  • Какими правами воспользовались герои этих сказок? (Право на жилье)

3 команда:

  • В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?(Колобок)

1)«Айболит»

2)«Приключения Буратино».

3)«Колобок».

4)Баба Яга.

  • Какими правами воспользовались герои этих сказок?(Право на образование)

- Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Обязанности неразрывно связаны с правами. Все вы на сегодняшний день – ученики, учащиеся. Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. 

-Какие обязанности ученика вам известны?

-На ваших партах для каждого человека предоставлены памятки «Обязанности учащихся», где прописаны основные обязанности, которые вы должны с удовольствием выполнять.

Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!

-И так, с этой станцией мы справились и переходим к станции «Патриот»

-Ребят, кто такие патриоты?

Патрио́т —тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

-А вы патриоты своей страны?

-Давайте проверим ваш патриотизм при выполнении задания. На слайде вам предлагаются 7 атрибутов американского образа жизни. Ваша задача написать на листочке 7 атрибутов современной России.

-Напоминаем, что жюри присуждают балл той команде, где ответы наиболее правильные.

-Кроме этого, каждый патриот  знает традиции и какие праздники отмечаются в его стране.

-У каждой команды есть карточка, где нужно соотнести название государственных праздников с их датами.

Соотнесите название государственных праздников с их датами:

1. Новый год                                                         А. 23 февраля

2. Праздник Весны и Труда                                 Б. 1 января

3. День защитника Отечества                              В. 9 мая

4. Рождество Христово                                         Г. 1 мая

5. День Победы                                                     Д. 4 ноября

6. День народного единства                                 Е. 7 января

7. День независимости России                            Ж. 8 марта

8. Международный женский день                       З. 12 июня

1

2

3

4

5

6

7

8

Б

Г

А

Е

В

Д

З

Ж

-Жюри также присуждают балл за правильное выполнение задания.

-И последняя станция называется «Умники и Умницы»

-Это самая сложная и конечная станция, ведь там присутствуют вопросы повышенной трудности. Ваша задача: разгадать кроссворд.  Команда, которая быстрее всех выполнит, получает 3 балла.

По горизонтали:

  1. Жезл, один из знаков власти.

  2. Государственный символ, имеющий какую-либо специальную расцветку

  3. Главный город  страны- это ....

  4. Официальная эмблема государства, на котором изображаются предметы.

  5. Торжественная песня, символ государства.

  6. Политическая организация общества на определенной территории.

  7. Главный закон, который определяет права и обязанности людей.

  8. Гимн, Герб, Флаг- это … государства.

  9. Выборный глава государства в современной России.

  10. Столица России.

Ключ: