Число:
Тема урока: Формулы двойного аргумента
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Цель урока: вывести формулы двойного угла, повторить формулы сложения, определение тригонометрических функций одного и того же аргумента.
Учебно-воспитательные задачи урока:
Образовательные
Вывести формулы тригонометрии, позволяющие выразить sin2α, cos2α,
tg 2α через sinα, cosα, tgα.
Контроль уровня усвоения знаний и умений при решении заданий с применением формул двойного аргумента.
Развивающие
Развитие умений выделять главное, существенное в изученном материале
Формирований навыков и умений использования полученных формул при решении упражнений
Воспитательные
Воспитания интереса к предмету
Воспитание ответственного отношения к своему образованию.
Средства обучения: индивидуальные конспекты, записи на доске, компьютер, проектор, раздаточный материал для самостоятельной работы по вариантам, учебник «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.И.Шабунин. М.: Просвещение, 2014.
План урока
№ | Этапы урока | время | Методы и методические приемы |
1 | Орг.момент. | 1 мин | Словесный(приветствие) |
2 | Актуализация опорных знаний | 10 мин | Словесный, практический |
3 | Изучение нового материала | 12 мин | Словесный, практический |
4 | Физкультминутка | 1 мин | Практический |
5 | Закрепление материала | 20 мин | Практический |
6 | Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание. | 2 мин | Словесный (запись на доске), оценивание |
8. Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Создание благоприятного психологического настроя учащихся на активную работу на уроке. Сообщение темы урока.
II. Актуализация опорных знаний.
На предыдущем уроке мы говорили о формулах сложения синуса, косинуса
двух углов. Повторим ранее пройденный материал.
(Слайд 2). Определите знак тригонометрического выражения:
sin105°, ctg , cos(-91°), sin335°, cos , tg54°, tg(-224°)
Определите, какой четверти принадлежит угол а. Приведите примеры.
cosa 0, sina tga 0, cosa 0; ctga ,sina 0;
(Слайд 3). Восстановите формулы:
cos(a + β) =
si п(а + β) =
tg(a + β) =
(ученик у доски записывает формулы), после сверяют по слайду.
(Слайд 4). Самостоятельная работа (5 мин)
I Вариант
1. Найти координаты точки окружности, соответствующей углу:
1. 5400
2. 2700
3.
4. -4π
5. 6.5π
2. Записать все углы в радианах, соответствующие точке на окружности с координатами:
(0;-1)
3. Вычислите:
-------------------------------------------------------------------------------
II Вариант
1. Найти координаты точки окружности, соответствующей углу:
1. 5400
2. 2700
3.
4. -4π
5. 6.5π
2. Записать все углы в радианах, соответствующие точке на окружности с координатами:
(1;0)
Вычислите:
После окончания работы взаимопроверка. (Слайд 5).
= ) = + = = + = + .
= = - =
= - = .
Критерии оценивания:
7 правильных ответов - 5
6 правильных ответов - 4
5 правильных ответов - 3
III. Изучение нового материала
Какие формулы вы применяли для выполнения заданий?
синус и косинус суммы и разности двух углов
Сегодня мы продолжим разговор о данных формулах и с
помощью их получим еще несколько новых формул. А также научимся применять вновь изученные формулы при решении упражнений.
На прошлом уроке мы рассмотрели случай, когда углы были различными.
- Могут ли быть углы равными? Да
Наши задачи: (Слайд 6). 1. Из формулы косинуса суммы двух аргументов, заменив β на α, получить формулу косинуса двойного аргумента.
Формулу сложения для косинуса суммы выводит ученик у доски.
(задание проверяем по заранее сделанной записи)
=
При
) =
Заметим, что формула косинуса двойного угла имеет два разных продолжения, так как в ней можно выразить через , а можно выразить через :
= - =1- - = 1 -2
= - = -(1- )=2 - 1
(Слайд 7). 2. Из формулы синуса суммы двух аргументов, заменив β на α, получить формулу синуса двойного аргумента.
Формулу сложения для синуса суммы, если , выводит ученик у доски:
(Слайд 8). 3. Из формулы тангенса суммы двух аргументов, заменив β на α, получить формулу тангенса двойного аргумента.
Аналогичную формулу можно получить и для , но запоминать ее не надо, так как без нее всегда можно обойтись: , ;
, где nZ .
Формулы синуса и косинуса двойного аргумента справедливы для любых значений аргумента, а формула тангенса двойного аргумента справедлива лишь для тех значений аргумента x, для которых определены и , а также отличен от нуля знаменатель дроби, т.е. .
VI. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
(возможна демонстрация видеоролика)
Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути, а лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!
V. Закрепление материала. (Слайд 9). Рассмотрим применение формул двойного угла для нахождения значений тригонометрических функций и преобразования тригонометрических выражений.
1. Известно, что cosx = 0,8. Найти sin2x, cos2x, tg2x. xπ
Какой четверти принадлежит угол х?
Какой знак имеет синус в этой четверти?
Мы знаем, что sin2x = 2sinx • cosx , так как cosx нам известен остается найти sinx.
Для этого воспользуемся формулой: sin2x+cos2x=1
sin2х=1— cos2x
sinx =√ 1 - cos2x
значение синуса берем с плюсом так, как синус в первой четверти принимает положительное значение.
2. Упростите выражение:
; 2) .
3. Работа с учебником: №№ 498, 499 (1,3,5), 500 (1,3); 501 (1,3), 502(1,3).
VI. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
Закончить занятие можно словами американского математика Мориса Клайна (Слайд 10):
«Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия - пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
а математика способна достичь всех этих целей».
Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие формулы были использованы для получения формул двойного угла?
- На каком этапе урока у вас возникли затруднения, какого характера?
- Успешно ли вы решили возникшие затруднения?
- Какой этап урока не вызвал затруднений?
-Как ты оцениваешь свою работу на уроке?
(Слайд 11). Домашнее задание.
п. 29; №№ 499 (2, 4, 6), 500 (2,4); 501 (2,4), 502(2,4).
Дополнительный материал:
1. Запишите угол в виде 2 - некоторый угол:
а) 300; б) 900; в) ; г) ; д) 4 ; е) ; ж) .
2. Упростите выражение:
а) 2
б) 4
в) 5
г) 4
3. Упростите выражение:
а) –
б)
в)
г) (
д) ;
е) ;
ж) ;
4. Докажите справедливость равенства:
1) ;
;
3) ;
4) ;
5) ;
6) 2 ;
7) 1 ;
8) 1 ;
9) ;
10) .
5. Вычислите:
1) ;
2) .
Ответ: 1) ; 2) .
9