СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы контроля как средство активизации познавательной деятельности студентов на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контроль на уроках иностранного языка - одна из важнейших частей образовательного процесса. Без проверки знаний учеников не так просто будет понять, сколько от всего материала каждый из них смог усвоить и запомнить. Кроме того, современные методики обучения иностранным языкам акцентируют внимание не только на грамматических знаниях, но и на способности учащихся свободно общаться на языке. Контроль, как ключевой элемент образовательного процесса, помогает также выявить проблемные зоны, требующие дополнительного внимания.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы контроля как средство активизации познавательной деятельности студентов на уроках иностранного языка»

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО

АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Корчагина Анна Геннадьевна

преподаватель иностранных языков

высшей квалификационной категории

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж

Контроль на уроках иностранного языка - одна из важнейших частей образовательного процесса. Без проверки знаний учеников не так просто будет понять, сколько от всего материала каждый из них смог усвоить и запомнить. Кроме того, современные методики обучения иностранным языкам акцентируют внимание не только на грамматических знаниях, но и на способности учащихся свободно общаться на языке. Контроль, как ключевой элемент образовательного процесса, помогает также выявить проблемные зоны, требующие дополнительного внимания. Ученикам мало только знать правила, им необходимо и уметь ими пользоваться во время разговора. Оценить сформированность коммуникативных навыков также поможет педагогический контроль. В условиях подготовки учеников важно применять различные формы и виды контроля, чтобы максимально эффективно оценивать прогресс каждого ученика.

Известно, что исходный уровень знаний студентов по дисциплине "Иностранный язык" требует оценивания и контроля. С этой целью применяется оценка исходного уровня базовых знаний студентов. Необходимость коррекции процесса обучения существует всегда, так как она зависит от уровня и индивидуальных различий обучаемых.

Входной контроль является очень важным мероприятие и это связано с тем, что при построении учебного процесса, нацеленного на формирование компетенций, особенно важное значение приобретают фоновые знания, умения и навыки, с которыми студенты приступают к изучению программ. Таким образом выстраивается преемственность между уровнями образования (школой и колледжем).

В сентябре - октябре этого учебного года преподавателями иностранного языка был проведён входной контроль среди студентов первого курса всех специальностей. При проведении входного контроля мы постарались разработать гибкую стратегию измерительных материалов и саму процедуру проведения входного контроля, которая позволяет выявить самые различные знания студентов, начинающих обучение в АМК.

Материалы для входного контроля по иностранному языку разрабатывались преподавателями иностранного языка, на основе контрольно-измерительных материалов по ФГОС для средней школы (в частности, для 5-7 классов).

Тестовые задания по иностранному языку строились по характеристикам основных видов учебной деятельности студентов. Это – аудирование, чтение, лексические и грамматические навыки владения письменной речью.

Мы проверяем умения использовать теоретические знания по грамматике при выполнении практического задания; языковую компетенцию (правильность использования изученных лексических единиц, языковую догадку, отбор нужной информации и т.д.), глубину, осознанность и прочность усвоения знаний. Итоги входного контроля анализируются преподавателями иностранных языков, выявляются типичные ошибки, определяются пути их устранения, составляется сводный отчет по итогам проведения контроля.

Основная цель проверки как для учащихся, так и для преподавателя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу и  основной функцией здесь является контролирующая.

 Поэтому после изучения небольших "подтем" или циклов обучения, составляющих какой либо раздел, мы проводим тематический  контроль с  целью установления правильности понимания студентами учебного материала и уровней овладения им. 

 Когда речь идёт о систематической контрольно-корригирующей функции проверки используем на занятиях текущий контроль.

Устную проверку знаний на уроках английского языка мы проводим в форме фронтальной беседы. Конечно, это не позволяет установить всю глубину усвоенных знаний, но зато в течение короткого времени  уточняем, насколько учащиеся владеют основными представлениями об изучаемом материале,  насколько они умеют обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развитию памяти учащихся.

Применяя  письменную форму контроля,  можно охватить одновременно всех учащихся, кроме того, ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать, поскольку действия учащихся точно зафиксированы. Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах, но, к сожалению, используя этот вид контроля, невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме, поэтому я прибегаю к письменной проверке с целью контроля умений и навыков письма , а также для контроля умений переводить научно-популярную литературу со словарём. Большое внимание  уделяется контролю грамматических навыков, так как он выступает одной из важных составляющих учебного процесса. Для этого  на занятиях применяю имитационные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные грамматические упражнения.

Обучение иностранному языку предполагает создание условий, мотивирующих выражение своих мыслей, поэтому наряду с фронтальной формой контроля следует регулярно осуществлять индивидуальный контроль  проконтролировать какой-то этап подготовленной речи каждого ученика (план или программу высказывания), который  должен быть направлен на выявление умения решать коммуникативные задачи, вытекающие из индивидуального постижения действительности.

Для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала мы широко используем парную работу. Особо эффективно её применение для развития диалогической речи (например, ответить на вопросы партнёра, используя определённый языковой материал),  при парной работе могут решаться и коммуникативные задачи (диалогическая речь)).

На заключительном этапе работы по теме, можно предложить ребятам задания для самостоятельной работы (эссе, рефераты, творческие проекты, маршрутные листы, доклады, сочинения...). Это активизирует познавательную деятельность.

Одна из наиболее распространенных в последнее время форм контроля — тестовые задания.  Учащиеся не тратят время на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время,  снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос.

При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся.

С целью проверки уровня усвоения учебного материала в объеме учебных тем, разделов семестра и подтверждения результатов текущих оценок, полученных студентами ранее, мы проводим периодически рубежный контроль. Формами рубежного контроля навыков сформированности устной и письменной речи в зависимости от уровня подготовленности студентов и с учетом дифференцированного подхода могут быть  подготовка и защита творческих проектов, описание фотографий, картинок, уроки-конференции, дискуссии, сочинение, отзыв на текст, статья, реферат, письмо, письмо о приеме на работу, написание резюме, аннотации, изложение краткого содержания текста, тест (у преподавателей разработаны тесты разного уровня сложности). Задания для проведения рубежного контроля составляются на основе Рабочих программ, охватывают наиболее актуальные разделы и темы изученного материала, разрабатываются преподавателем с учетом уровня обученности студентов, что позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению студентов.

Чтобы определить достигнутый уровень усвоения студентами основного учебного материала по иностранному языку в целом, качество сформированности базовых знаний, умений, навыков в области чтения и письма, мы применяем промежуточный контроль. Это могут быть защиты проектов, рефераты, обобщающие тесты для самообследования.

Этот вид контроля формирует у студентов навыки нестандартного решения проблемы, способность к научно-исследовательской деятельности, умение работать в команде, развивает логическое мышление,  а также расширяет кругозор и повышает культурный уровень студентов.

Задача итогового контроля - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. На завершающем этапе обучения мы проводим обязательные контрольные работы  с целью:

-  контроля за полнотой и прочностью теоретических и практических знаний по иностранному языку за определенный период обучения, формирования умений применять полученные теоретические знания по грамматике на практике, использовать их в устной речи;

- контроля за самостоятельной работой студентов, за умением студентов работать с учебной и справочной литературой, словарями;  за выявлением пробелов в знаниях студентов и путей их устранения.

Таким образом, учебный процесс необходимо тщательно планировать: рационально выбирать методы, формы, средства обучения и формы контроля знаний и, если контролирующие задания содержат в себе и выполняют все  необходимые функции (контрольно-корректирующую: выявление степени овладения новым материалом отдельными группами учащихся с целью улучшения этого владения; контрольно-предупредительную: обращает внимание учащихся на то, какие умения и навыки подлежат контролю; контрольно-обобщающую: выявление степени владения речевыми навыками и речевыми умениями по определенной части курса в обучении; контрольно-стимулирующую: отметка в баллах является стимулом в обучении;  контрольно-обучающую: содержание, приемы и методика должны носить обучающий характер; контрольно-диагностическую: позволяет своевременно обнаружить успешность или безуспешность усвоения материала и в зависимости от этого строится дальнейший процесс обучения и контрольно-воспитательную и развивающую), то контроль может стать высокоэффективным средством проверки знаний учащихся.