Формы и методы повышения психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников ДОУ
Подготовил: Анохина Марина Николаевна,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №135»
3.1.6. Трудовая функция
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
Трудовые действия
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка
Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи
Необходимые умения
-Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся
-Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся
-Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры
-Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций
- разрешение собрание
- разрешение
- собрание
Знакомство
Просвещение
- информирование
- информирование
- анкетирование почтовый ящик
- анкетирование
- почтовый ящик
Обратная связь
Знакомство
- Согласие (на работу с ребенком, на рассылку уведомлений)
- Анкетирование родителей вновь поступающих детей, представление в чатах
ОБЩИЕ ДАННЫЕ О РЕБЁНКЕ И ЕГО СЕМЬЕ
Фамилия, имя, отчество ребёнка __________________________________________________
Дата рождения ребёнка __________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество мамы ____________________________________________________
Фамилия, имя, отчество папы ____________________________________________________
Состав семьи __________________________________________________________________
Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними? _______________________________________________________________________________
Что вы можете сказать о семейной атмосфере вашей семьи? (нужное подчеркните)спокойная, тревожная, напряжённая.
Были ли в семье следующие стрессорные события в последние 12 месяцев для вашего ребёнка (нужное подчеркните) развод родителей, травмы или болезнь в семье, смерть в семье, смена работы родителей, смена детского сада или няни, переезд, другое допиши ______________________________________________________________________________
ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
Какое настроение преобладает у ребёнка? (нужное подчеркните)
бодрое, уравновешенное
раздражительное, неустойчивое
подавленное
Как ваш ребёнок засыпает? (нужное подчеркните)
Быстро (до 10 мин.), спокойно
Медленно (от 10 до 30 мин.)
Очень медленно (более 30 мин.), неспокойно
Что вы делаете, чтобы ребёнок заснул? (нужное подчеркните).
Дополнительное воздействие _____________________________________________________
Без воздействия
Какова продолжительность дневного сна вашего ребёнка? (нужное подчеркните)
2 часа
1 час
Менее 1 часа
Какой аппетит у вашего ребёнка? (нужное подчеркните)
Хороший
Избирательный
Неустойчивый
Плохой
Как относится ваш ребёнок к высаживанию на горшок? (нужное подчеркните)
Положительно
Отрицательно
Есть ли у вашего ребёнка вредные привычки? (нужное подчеркните)
Сосёт палец, пустышку, раскачивается, другое _______________________________________
Нет отрицательных привычек
Интересуется ли ваш ребёнок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да
Иногда
Нет
Проявляет ли интерес к действиям взрослых? (нужное подчеркните)
Да
Иногда
Нет
Как ваш ребёнок играет?
Умеет играть самостоятельно
Не всегда
Не играет сам
Взаимоотношения со взрослыми?
Легко идёт на контакт
Избирательно
Трудно
Взаимоотношения с детьми? (нужное подчеркните)
Легко идёт на контакт
Избирательно
Трудно
Отношения к занятиям: внимателен, усидчив, активен: (нужное подчеркните)
Да
Иногда
Нет
Есть ли у вашего ребёнка уверенность к себе?
Да
Иногда
Нет
Как переносит разлуку с близкими? (нужное подчеркните)
Переносит разлуку легко
Переносит тяжело
Есть ли у вашего ребёнка повышенно-эмоциональная привязанность к кому- либо из взрослых? (нужное подчеркните)
Есть
Нет
Просвещение/ ясли
Просвещение/ ясли
Просвещение/ ясли
Актуальные темы для рассылки
- Ребенок и гаджеты
- Возрастные кризисы
- Трудное поведение ребенка
- Детские капризы и истерики
- Как понять, что ребенку нужна помощь
- …
Результаты диагностики в обобщенном виде
Внимание родители!
Проведена диагностика эмоционального благополучия детей в семье.
Результаты диагностики в подготовительной группе показали, что:
55% детей подготовительной группы испытывают недостаток тепла, взаимодействия с родителями
10% детей имеют сложные взаимоотношения с мамой
20% детей не имеют контакта и плохо взаимодействуют со своими отцами
10% детей испытывают сложности в общении со своими братьями и сестрами.
У 45% детей в семье сложилась благополучная и благоприятная атмосфера!
↔
Информация в групповых помещениях
Анкета для родителей
«Удовлетворенность работой педагога - психолога детского сада»
Уважаемые родители, просим вас прочитать и выбрать ответы на следующие вопросы:
Обратная связь
№
Вопросы:
1.
2.
Да
Считаете ли вы полезными для себя мероприятия, проводимые педагогом-психологом?
Считаете ли вы полезными для ребенка занятия, проводимые педагогом-психологом?
Нет
3.
С желанием ли ваш ребенок посещает занятия педагога-психолога?
Не знаю
4.
Оцените степень удовлетворенности работой педагога-психолога
5.
Ваши пожелания педагогу-психологу
отлично
хорошо
Удовлетво-рительно
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы (выберите ответ, и напротив него поставьте «+»).
1.Обращаетесь ли Вы за помощью к педагогу – психологу ДОУ?
6. Какую информацию Вы узнаете от педагога-психолога:
- об уровне развития своего ребенка;
- нужна срочная консультация;
- вижу заинтересованность психолога;
- об адаптации своего ребенка ;
- о подготовке ребенка к школе;
- психолог всегда идет на контакт;
- совсем не получаю информацию.
- другое:
2. Удовлетворены ли Вы работой психолога?
7. Отметьте, пожалуйста, в какой форме Вам удобнее получать информацию об особенностях развития ребенка:
- в беседе с педагогом - психологом;
- довольны;
- на консультации педагога-психолога;
- затрудняюсь ответить;
- информационный стенд;
- не довольны.
- рассылка;
3. Удовлетворены ли Вы отношением педагога-психолога к Вам?
- на сайте ДОУ;
- да
- в ходе собрания.
- нет
8. Укажите наиболее эффективные формы работы с родителями:
4.Удовлетворены ли Вы оказываемыми услугами, предоставленными психологом ?
- родительские собрания;
- да, полностью
- индивидуальные консультации; - посещение занятий;
- частично
- тренинги, мастер-классы, семинары;
- не доволен
5. Соответствует ли педагог-психолог Вашему представлению о профессионально компетентных психологах?
- совместные праздники, развлечения;
- да, полностью
9. На ваш взгляд, наиболее эффективные формы психологического воздействия на детей:
- частично
- непосредственно образовательная деятельность;
- не доволен
- беседы;
- формы работы с участием родителей;
-индивидуальные занятия.
Интернет-ресурсы
- https://www.psixologicheskoezerkalo.ru
- https://koroleva-marina.ru
- https://cyberleninka.ru/article/c/psychology
- https://vk.com/club59899136