Формы и методы работы классного руководителя с обучающимися и родителями по формирование личности ребенка, как основа для противодействия насилию.
Насилие - это сознательные или неосознанные физические, психические повреждения, которые причиняются в семьях, учебно-воспитательных учреждениях и приводят к травмам, препятствуя развитию ребенка, или даже к его смерти. Насилие – это также те деяния, которые угрожают благополучию или правам ребенка. Выделяется несколько видов насилия:
физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку, причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка;
эмоциональное насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни;
психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей;
сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения;
пренебрежение или заброшенность ребенка — когда не удовлетворяются его жизненные потребности в жилье, пище, одежде, лечении; оставление детей без присмотра.
Социальные и культурные факторы риска применения насилия. Насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия.
1.Отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний.
2.Демонстрация насилия в средствах массовой информации.
3.Права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в Конституции, не позволяют своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство.
4.Отсутствие эффективной превентивной политики государства.
5.Низкая правовая грамотность населения.
6.Плохая осведомленность детей о своих правах.
7.Совершенствование законодательства. Законы о защите прав несовершеннолетних являются слишком декларативными и требуют конкретизации и совершенствования.
Факторы риска применения насилия в семье.
Социально-экономические факторы риска насилия в семье:
Низкий доход и постоянная нехватка денег вызывают напряженность, связанную с неудовлетворенностью основных потребностей членов семьи.
Безработица или временная работа, также низкий трудовой статус (особенно у отцов).
Большая семья требует больших эмоциональных и материальных затрат.
Молодые родители.
Неполная семья.
Принадлежность к групповому меньшинству.
Плохие квартирные условия.
Факторы и условия, которые способствуют жестокому обращению с детьми:
1. Семья родителя-одиночки, а также многодетность семьи.
2.Отчим в семье или приемные родители. Риск сексуального насилия над девочкой увеличивается в семьях с отчимом.
3.Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи. 4.Проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки и пр.).
5.Межпоколенная передача.
6.Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка.
7.Эмоциональная и физическая изоляция семьи.
8.Особенности личности родителя.
9.Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка.
10.Низкий уровень социальных навыков.
11.Психическое здоровье родителя.
12.Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы, и аффективные нарушения.
13.Проблемы со здоровьем.
14.Эмоциональная уплощенность и умственная отсталость.
15.Неразвитость родительских навыков и чувств.
16.Родители в детстве подвергались насилию со стороны своих родителей.
Сможет ли ребенок самостоятельно противостоять насилию?
Ответ один: детей надо этому учить. Противостоять насилию сможет человек свободный от психологических проблем, с адекватной самооценкой и умением критически мыслить и анализировать происходящее с ним и вокруг него.
Для профилактики жестокого обращения и насилия важным этапом является работа с родителями – один из основных аспектов воспитательной работы школы. Необходимо изучать семью обучающихся в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий. Опыт показывает, что учащиеся, имеющие осведомлённых и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям.
Формы работы с родителями учащихся:
Беседы с родителями обучающихся по телефону, причем о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и неудачах.
Встречи с группами родителей тех обучающихся, чьи проблемы пребывания в школе похожи.
Родительские собрания, посвященные анализу успеваемости, посещаемости обучающихся, знакомство с преподавателями, обсуждение хозяйственных вопросов.
Занятия с элементами тренинга, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений учащихся и родителей (педагог-психолог).
Организация лекций-дискуссий для родителей на темы «Жестокость и насилие в семье», «Современное семейное воспитание», «Профилактика насилия в семье», «Воспитание без насилия» с целью повышения уровня знаний родителей и возможностей, связанных с вопросами воспитания.
Систематические консультации, тестирование и анкетирование родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста (педагог-психолог).
Изучение досуговой деятельности и выявление близкого окружения учащегося, его друзей.
Посещение семей учащихся.
Индивидуальную работу с родителями желательно строить так, чтобы, придя один раз в школу, родитель выразил желание посетить его еще раз, так как у него появилась уверенность, что все сказанное педагогом, преподавателями, администрацией заслуживает внимания, интересно и защищает интересы его ребенка. Даже ругая учащегося, нужно найти повод для похвалы – это закон работы с родителями вообще и индивидуальной работы в частности.
Методы и формы работы с учащимися
Работа с учащимися является важным этапом борьбы с насилием и жестоким обращением в учреждении образования.
Адаптация, сплочение коллектива на первых этапах обучения.
На данном этапе проводится следующая работа с учащимися:
- беседы, лекции с целью скорейшего формирования сплочения детей;
- тренинги, упражнения, игры с целью сплочения коллектива группы (педагог-психолог);
- диагностические исследования с целью выявления проблем в развитии психических процессов (педагог-психолог);
- посещение уроков.
2.Проведение социометрии в группе – диагностика межличностных и межгрупповых отношений, изучение психологического климата, по результатам которых можно обнаружить проблемные взаимоотношения, конфликтные ситуации в самом начале их формирования и своевременно их разрешить.
3.Проведение акции «Мы против насилия!»
4.Занятия с элементами тренинга. Задачами занятий являются:
- формирование адекватного представления об агрессии и насилии и способах противостояния им у всех участников образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители);
- создание психолого-педагогических условий для формирования дружного, сплоченного коллектива;
- развитие личностных качеств, препятствующих проявлению насилия у обучающихся (саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, критичность, ответственность, эмпатия и др.);
- обучение учащихся различным формам противостояния агрессии и насилия среди сверстников.
Позитивный социально-психологический климат в классе – во многом заслуга классного руководителя и в то же время – залог доверительных и уважительных отношений между педагогами и учащимися. Каждый преподаватель может своим личным примером демонстрировать негативное отношение к насилию в любых его проявлениях, вести себя так, чтобы поддерживать в классе здоровые отношения.