СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы работы над теоретическими понятиями на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт применения данных видов работы на уроках литературы в среднем звене

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы над теоретическими понятиями на уроках литературы»

Формы и методы работы над теоретическими понятиями на уроках литературы.

Проблема изучения теории литературы - одна из актуальных в литературе. «Теоретико-литературные знания, - утверждал В.В. Голубков, - необходимы, чтобы помочь ученикам осмысливать наблюдения и выработать критерии для дальнейшей самостоятельной работы над литературным текстом». Фундамент литературного образования, идейно-эстетического развития детей закладывается в средних классах. И в это же время формируется культура чтения, эмоционально-эстетическая отзывчивость, начитанность, литературная грамотность, умение вдумчиво читать.

Для полноценного восприятия художественного произведения нужна подготовка, нужны знания активные, жизненно необходимые, помогающие оценивать книги, судить о прочитанном. Специальные знания (теоретико-и историко-литературные) – важнейшее средство постижения художественного произведения в единстве содержания и формы.

Литературоведение – это наука о литературе, и без этой науки невозможно обойтись современному учителю, ибо «изучать литературу, как искусство слова можно только литературоведчески. Другого пути просто нет и не может быть» (Н. Скатов). Как учитель физики или химии должен знать основные физические или химические законы, так учитель литературы должен понимать главные законы и принципы, раскрывающие природу художественного слова, внутреннюю жизнь отдельного произведения, должен осознавать, что литературоведческий подход основан на понимании диалогической природы художественного слова, его открытости и незавершенности, о чем много писал М. Бахтин. Необходимо помочь учащимся увидеть глубину художественного произведения, вовлечь своих учеников в творческий процесс постановки и решения разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.

С пятого класса учащиеся знакомятся с небольшими рассказами о писателях, предваряющими разбор изучаемого произведения, с историко-бытовым комментарием, рассказами о создании произведения, эпохе, отражённой в нем. Теоретико-литературные понятия формирутся как в средних, так и в старших классах во время изучения произведений. Это не исключает и специальных уроков и ориентировки на внеклассное чтение.

Наиболее трудным материалом для изучения в средних классах являются понятия об изобразительно- выразительных средствах языка.

Например, при изучении загадок в 5 классе можно использовать форму игры. Играть хотят дети всех возрастов, но, исходя из возрастных особенностей, необходимо выбрать форму игры и ограничено вплести ее в ткань урока. Проводим урок , как игру – отгадывание, загадывать загадку – значит задавать задачу, интонация здесь особая. Учим детей овладевать интонацией загадывания. Затем ребята делятся на группы, каждая получает карточку с загадками на определенную тему. Разгадывая загадки, школьники узнают об их своеобразии, ведь в процессе разгадывания каждая загадка разбирается, рассматривается, с помощью каких языковых средств она создается.

Когда пятиклассники впервые знакомятся с литературоведческой терминологией, изучают сказки, можно включить работу с кроссвордом. Можно его использовать и в ходе работы над сказками, и в конце изучения. Уже заполненный кроссворд через некоторое время можно использовать для повторения. Только теперь предложить детям объяснить слова в кроссворде.

Некоторые игры помогают дать первоначальное понятие о строении произведения: это игра с «рассыпанным текстом» и с «рассыпанными иллюстрациями». Можно, используя набор открыток или иллюстраций, вспомнить сказку, подобрать «рассыпанные» открытки в такой последовательности, чтобы восстановить содержимое сказки.

Приступая к изучению нового произведения, можно провести словарную игру – конкурс на лучшего толкователя слов. Победителем считается тот, кто сумеет понятнее и интереснее объяснить слова. Иногда для объяснения слов можно разрешать пользоваться справочниками. Здесь же формируется понятие о теме.

При изучении пословиц и поговорок необходимо научить детей понимать их образность. Учащимся раздают карточки с пословицами. Установка: определить тему каждой пословицы, а к отдельным (по выбору ученика) придумать случай, который бы позволил употребить данную пословицу.

Игры «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову» помогают показать учащимся, что многие пословицы имеют рифму, ритм. Можно усложнить задание: найти или вспомнить сложные пословицы.

Одной из задач уроков литературы является формирование у учащихся понимание индивидуальной авторской речи в художественном произведении. Ученики должны уяснить функцию различных изобразительных средств языка. Поможет в этом игра, которая заключается в поиске нужных слов. Например, найти сравнение.

Для игры в эпитеты, как и для игры в сравнения, используется неполный текст. Установка детям: кто точнее угадает авторское определение. Игра хороша тем, что в работу включаются все, есть возможность сравнить синонимические ряды определений, увидеть картины, нарисованные автором.

При изучении сказки – были М. Пришвина «Кладовая солнца» интересна игра, когда по высказываниям автора и других героев необходимо представить тот или иной персонаж, его место и роль в произведении. При этом дети учатся давать характеристику героям.

Формировать понятие о композиции, сюжете помогает составление сценария фильма, диафильма. Важна установка на выбор самого главного, яркого, передачу характерного для каждого персонажа.

Существуют разные формы интерпретации художественного текста. В среднем звене для обучения можно использовать инсценирование и чтение по ролям. Это помогают вживанию в произведение. Дети должны при чтении передать словами движения, мимику, выражение лица своего героя. Таким образом мы готовим детей к работе в дальнейшем с драматическими произведениями, даем понятия о ремарках, действующих лицах и т.п.

При изучении рассказов А.П. Чехова школьники учатся, выбрав любой рассказ, составлять сценарии, распределять роли, придумывать мизансцены, элементы декорации, костюмы.

В старших классах «Литературная гостиная» - театрализованная игра, где расширяется кругозор учащихся, знания о произведении, идет работа над выразительностью чтения, проникновением во внутренний мир героя.

Помогает в формировании понятия о сюжете просмотр учебных диафильмов, фотоматериалов, принесённых из дома учащимися. Подбор эпитетов, синонимов, характерных черт подводит к понятию «литературный портрет». При дальнейшем изучении произведений происходит анализ описаний (портрет, пейзаж, интерьер).

При изучении басен Крылова предлагается рассказать о ее героях, их характерах, переживаниях и чувствах, стремлениях, определить интонационные особенности речи персонажей; найти авторские ремарки, помогающие выбрать правильный тон чтения; выразительно прочитать басню.

Одним из приемов формирования понятий и их усвоения является словесное рисование. Чтобы создать словесные картины, учащиеся должны овладеть минимумом знаний об образных средствах языка – эпитете, сравнении, метафоре – и таких элементах словесной картины, как художественная деталь и эмоционально-личностная оценка изображаемого. Поэтому сначала вводим эти понятия, учим находить их в стихотворении, прозаическом произведении под руководством учителя. Очень важно в словесной картине передать эмоционально личностную оценку изображаемого. Необходимо научить детей осознавать свои чувства и адекватно выражать их в словах (что я чувствую, создавая воображаемую картину, как отношусь к тому, что изображаю словами).

Вводить все эти понятия можно как по отдельности – одно за другим, посвящая этой работе 5-7 минут урока, как и все вместе, выделив для этого специальный урок. Важно, чтобы эти понятия были глубоко осмыслены школьниками и стали элементами их речи.

Можно предложить нарисовать интересную обложку к художественному произведению, словесную иллюстрацию к произведению или эпизоду. После занятий по словесному рисованию ученики совсем иначе воспринимают изучаемые на уроках произведения. У детей развивается способность «входить в мир героев литературного произведения, рисовать в воображении картины на основе в воспроизведённых в тексте деталей, в 6-7 классах учащиеся начинают чутко фиксировать своеобразие художественной речи, особенности художественной формы.

Еще одним способом формирования теоретических понятий может быть исследовательская деятельность учащихся. Например, при изучении сказки-были М. Пришкина «Кладовая солнца» в ходе ответов на вопросы учителя, наблюдений над текстом (имена-названия) дети учатся сопоставлять, отыскивать сведения о тех, кого нет в сказке-были, но они присутствуют. Затем дети отправляются в лес вслед за Настей и Митрашей и убеждаются, что герои хорошо знают лесную природу. Внимание детей обращается к человеку, который все живое разнообразие видит, понимает, рисует. Накопив наблюдение, класс приходит к понятию олицетворения. Под руководством учителя школьники находят основные композиционные элементы, обсуждают кульминационный момент: как же могло случится, что Митраша чуть не погиб? Инсценированные эпизодов помогло углубить видение характеров героев.

Литературный герой не только самый доступный компонент литературного произведения, но и наиболее важный для постижения произведения. Беседуя с детьми о поступках героя, его взаимоотношениях, ведем речь о сюжете.

При изучении «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина необходимо показать идейную близость сказки Пушкина с народными сказками и в то же время раскрыть ее художественное своеобразие. Ставится при этом и другая задача – научить детей выделять узловые элементы сюжета, в которых с наибольшей полнотой раскрываются взаимоотношения действующих лиц, их характеры, причинно-следственные связи между событиями, что, естественно, способствует более глубокому проникновению в текст художественного произведения, постижению его содержания и художественного совершенства.

Лиричность сказки выявляется путем выделения последующих слов в стихотворении, строф (дети на практике убеждаются в их созвучии), читают что такое рифма. Затем в других отрывках сказки находят рифму. После вместе с учителем выделяют ударные и безударные слоги

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркалу как хлопнет,

Каблучком-то как прихлопнет.

Можно на доске пронумеровать ударные и безударные слоги и повести детей к мысли: соразмерно чередуются ударные и безударные слоги в строчке (ударные слоги - нечетные, безударные – четные). Такое правильное чередование ударных и безударных слогов и создает ритмичность, придает стиху плавность, музыкальность, четкость.

Чтобы показать, что ритм важен в стихах, предложить учащимся заменить во вступлении к поэме «Руслан и Людмила» Пушкина слова в старинном звучании на современные (брег – берег, чреда – череда). Учащиеся приходят к выводу, что звучит некрасиво, нескладно и что важен ритм. Можно просто простучать. Так учащиеся усваивают и закрепляют понятие о ритме. Важно, чтобы закрепление понятий, полученных на уроке, шло на следующих занятиях.

В 7 классе учащиеся должны сделать значительный шаг в освоении законов стиха. Предлагаем записать строчку из стихотворения «Прощай, немытая Россия», расставим ударения:

Страна рабов, страна господ.

Проскандируем или простучим. Учащиеся чувствуют равномерное чередование ударных и безударных слогов. Дети отчетливо видят на составленной схеме четыре группы слогов, каждая из которых состоит из одного безударного и одного ударного, отделим вертикальной черточкой: каждый из отрезков строки, отделенный вертикальной черточкой, представляет собой одну стопу. В данной строчке четыре стопы. Записываем с детьми понятие стопы. Обращаем внимание, что ударный второй слог. Подобную работу проведем со строкой:

Буря мглою небо кроет….

В этой строке ударные и безударные слоги расположены наоборот. Стопы состоят из двух слогов, называются двусложными. Если на первом месте стоит ударный слог, то это хорей, если безударный – то это ямб.

Знакомим с новыми понятием стихотворный размер. В дальнейшем данную работу проводим для закрепления данного понятия и знакомство с другими стихотворными размерами.

В 9 классе на примере строфы из «Евгения Онегина» знакомим учащихся с перекрестными, смежными, опоясывающими рифмами.

Еще одним интересным видом работы в среднем звене является работа по построению – собиранию текста. Такую работу можно провести с рассказом А.П. Чехова «Смерть чиновника». При этом происходит закрепление различных теоретических понятий: композиция, сюжет, завязка, кульминация, развязка и др.

Учитель кратко излагает сюжет. Детям раздаются карточки, на которых изложен рассказ, они прочитают сначала про себя, затем предлагается «склеить» из кусков рассказ

- У кого начало?

Дети должны доказать, почему они так считают. Методика подобной работы интересна и подробно описана у М.А. Рыбниковой. Так постепенно анализируется весь рассказ, происходит знакомство и закрепление теоретических знаний, лексическая работа, восприятие учащихся словом и обучение на практике. Подобную работу можно провести на основе плана сказки, рассказа, когда дома составляют план, затем разрезаем на части и раздаем в классе группам по 2-3 плана, дети обсуждают, собирают его по порядку и затем обосновывают свою работу, выступая перед классом. Подобная работа учит детей последовательности, логичности, умению доказывать свое мнение, использовать знания теории литературы. При этом у учителя литературы появляется возможность проверить как учащиеся знают текст, владеют ли необходимым запасом знаний о литературных терминах, умеют ли их применять при анализе текста.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!