СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формы и методы работы, повышающие качество уроков русского языка и чтения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование активных форм и методов обучения помогают активизировать познавательную деятельность обучающихся и повышают качество уроков

Просмотр содержимого документа
«"Формы и методы работы, повышающие качество уроков русского языка и чтения"»

«Формы и методы работы, повышающие качество уроков русского языка и чтения»   Ванькова Л.И. учитель русского языка и чтения МБОУ «СКШИ VIII вида» 10.01.2022г.

«Формы и методы работы, повышающие качество уроков русского языка и чтения»

Ванькова Л.И.

учитель русского языка и чтения

МБОУ «СКШИ VIII вида»

10.01.2022г.

Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм и методов обучения помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, дает возможность задействовать всех, даже самых слабых.

Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных форм и методов обучения помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, дает возможность задействовать всех, даже самых слабых.

 Задачи: - поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся; -формирование умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся; - включение каждого ученика в активную творческую деятельность; - усиление практической направленности обучения русскому языку и чтению на основе вовлечения учеников в различные виды деятельности; - создание на уроках атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Задачи:

- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

-формирование умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся;

- включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

- усиление практической направленности обучения русскому языку и чтению на основе вовлечения учеников в различные виды деятельности;

- создание на уроках атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

В урочной и внеурочной деятельности я использую: Формы: - работа в парах - в малых группах - разноуровневые творческие задания - индивидуальное консультирование - факультатив -игры -конкурсы, викторины -предметные недели Методы: - исследовательский; - частично-поисковый; - проблемный; -проектный; -анализа и синтеза; -творческий

В урочной и внеурочной деятельности я использую:

Формы:

- работа в парах

- в малых группах

- разноуровневые творческие задания

- индивидуальное консультирование

- факультатив

-игры

-конкурсы, викторины

-предметные недели

Методы:

- исследовательский;

- частично-поисковый;

- проблемный;

-проектный;

-анализа и синтеза;

-творческий

Большое внимание в работе с детьми уделяю проблеме мотивации.  Для этого использую различные методические формы, которые стимулируют развитие мыслительной активности и повышают качество уроков

Большое внимание в работе с детьми уделяю проблеме мотивации.

Для этого использую различные методические формы, которые стимулируют развитие мыслительной активности и повышают качество уроков

Готовясь к уроку, в первую очередь думаю о том, как заинтересовать ребят своим предметом, как активизировать их познавательную деятельность, как пробудить творческие силы . С обучающимися мы пытаемся сочинять сказки о частях речи, составляем устные и письменные мини- сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям: «Осенние краски», »Зимние радости», «Летнее утро ».

Готовясь к уроку, в первую очередь думаю о том, как заинтересовать ребят своим предметом, как активизировать их познавательную деятельность, как пробудить творческие силы .

С обучающимися мы пытаемся сочинять сказки о частях речи, составляем устные и письменные мини- сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям: «Осенние краски», »Зимние радости», «Летнее утро ».

На уроках часто использую задания из занимательной грамматики. Также предлагаю задания , содействующие формированию навыка самостоятельного добывания знаний. Цель таких заданий- будить детскую любознательность, желание узнать что –то новое.

На уроках часто использую задания из занимательной грамматики. Также предлагаю задания , содействующие формированию навыка самостоятельного добывания знаний.

Цель таких заданий- будить детскую любознательность, желание узнать что –то новое.

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является  парное обучение.   В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. В устной работе я использую такие  виды заданий: 1. Взаимопроверка правила (устный опрос ). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем ученики меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. 2. Это же задание несколько измененное: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает.  Их диалог звучит у доски. Учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу.

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является  парное обучение.  

В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

В устной работе я использую такие  виды заданий:

1. Взаимопроверка правила (устный опрос ). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем ученики меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

2. Это же задание несколько измененное: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает.  Их диалог звучит у доски. Учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу.

3. С домашним заданием тоже использую устную форму работы: один спрашивает, другой отвечает.  Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания. 4. В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как словарный диктант для соседа.  Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…». Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность.

3. С домашним заданием тоже использую устную форму работы: один спрашивает, другой отвечает.  Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.

4. В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как словарный диктант для соседа.  Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…». Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность.

На уроках чтения я учу школьников работать с книгой, обобщать, делать выводы. Очень помогают в этом мне групповые формы работы. Они развивают способность высказывать самостоятельные суждения, быть доказательным, отстаивать свою мысль. При изучении творчества А.Чехова школьники даю индивидуальные задания по группам или в парах 1-я группа.  Прочитать рассказы Чехова «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», и др. (по выбору), подготовить их пересказ. 2-я группа.  Нарисовать иллюстрации к рассказу. Подобрать иллюстрации художников к произведениям Чехова. При изучении произведения по чтению первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.

На уроках чтения я учу школьников работать с книгой, обобщать, делать выводы. Очень помогают в этом мне групповые формы работы. Они развивают способность высказывать самостоятельные суждения, быть доказательным, отстаивать свою мысль.

При изучении творчества А.Чехова школьники даю индивидуальные задания по группам или в парах

1-я группа.  Прочитать рассказы Чехова «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», и др. (по выбору), подготовить их пересказ.

2-я группа.  Нарисовать иллюстрации к рассказу. Подобрать иллюстрации художников к произведениям Чехова.

При изучении произведения по чтению первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.

Нестандартный урок   -  эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся . Такой урок тренирует память, стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Предлагаю нестандартные формы работы, которые практикую уже несколько лет. 1.  «Творческий эксперимент»:  «Превратите в прозу» стихотворение, меняя только порядок слов, сохраняя все особенности лексики (таким приёмом мы можем показать «прозаичность» и реалистичность лирики Некрасова и т. п.) 2. «Реконструкция»  стихотворения: в предложенном стихотворении нужно поставить на месте пропуска те эпитеты, которые должны, по мнению школьников, здесь стоять; затем сравнить с оригиналом и сделать выводы об особенностях лирики поэта.

Нестандартный урок   -  эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся . Такой урок тренирует память, стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

Предлагаю нестандартные формы работы, которые практикую уже несколько лет.

1.  «Творческий эксперимент»:  «Превратите в прозу» стихотворение, меняя только порядок слов, сохраняя все особенности лексики (таким приёмом мы можем показать «прозаичность» и реалистичность лирики Некрасова и т. п.)

2. «Реконструкция»  стихотворения: в предложенном стихотворении нужно поставить на месте пропуска те эпитеты, которые должны, по мнению школьников, здесь стоять; затем сравнить с оригиналом и сделать выводы об особенностях лирики поэта.

3 .« Эскиз спектакля»: 1) художественное чтение ключевых сцен; 2)инсценировка

3Эскиз спектакля»:

1) художественное чтение ключевых сцен;

2)инсценировка

4 . «Крепкий орешек», «Мозговой штурм»:  Предлагается проблемная ситуация, необходимо найти ее решение.   При объяснении нового материала или обобщении эффективным считаю метод «мозгового штурма», или «мозговой атаки», основная цель которого - развитие творческого стиля мышления. Эта активная форма работы - хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию своих способностей .

4 . «Крепкий орешек», «Мозговой штурм»: Предлагается проблемная ситуация, необходимо найти ее решение.

При объяснении нового материала или обобщении эффективным считаю метод «мозгового штурма», или «мозговой атаки», основная цель которого - развитие творческого стиля мышления.

Эта активная форма работы - хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию своих способностей .

5. «Урок – открытие».

5. «Урок – открытие».

"Эврика! Новая часть речи!" ("Категория состояния").

6. «Мастерская творчества» Тема: «Лирика А.С.Пушкина». Учащимся предлагаются рифмы и задание – сочинить небольшое стихотворение, используя заданные концовки строк. После стихотворчества и анализа получившихся работ выясняем, что рифмы заимствованы из известнейших стихотворений Пушкина, читаем и обсуждаем оригинал. 7.Выбор различных жанров заданий (отчет, иллюстрации, инсценировка); 8. Ролевые игры и задания , дающие возможность проявить себя ( автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания, сильный ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика.

6. «Мастерская творчества»

Тема: «Лирика А.С.Пушкина».

Учащимся предлагаются рифмы и задание –

сочинить небольшое стихотворение, используя

заданные концовки строк. После стихотворчества и

анализа получившихся работ выясняем, что рифмы

заимствованы из известнейших стихотворений

Пушкина, читаем и обсуждаем оригинал.

7.Выбор различных жанров заданий (отчет, иллюстрации, инсценировка);

8. Ролевые игры и задания , дающие возможность проявить себя ( автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро).

Выполняя подобные задания, сильный ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика.

Методы «СИНКВЕЙН», «КЛАСТЕР»  МЕТОД АКТИВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ РАЗВИВАЕТ  АКТИВИЗИРУЕТ  УЧИТ  Применяют на различных этапах урока  УСПЕХ!!

Методы «СИНКВЕЙН», «КЛАСТЕР»

МЕТОД

АКТИВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

РАЗВИВАЕТ АКТИВИЗИРУЕТ УЧИТ

Применяют на различных этапах урока

УСПЕХ!!

Составление синквейна   Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее. Первая строка — тема. Вторая строка– свойства предмета. Третья строка – три действия предмета. Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Пятая строка – вывод в одно-два слова.

Составление синквейна

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.

Первая строка — тема.

Вторая строка– свойства предмета.

Третья строка – три действия предмета.

Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна.

Пятая строка – вывод в одно-два слова.

Игровая деятельность

Цель   – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт. Применение игровых технологий на уроках русского языка способствует развитию познавательной активности детей и повышению качества знаний.

Игра «Салат»

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок.

Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

- в слове 2 слога, 7 букв, 6звуков (морковь),

- в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец),

-в слове 1 слог, все согласные звуки твердые, (лук)

- в слове 4 слога (помидоры)

В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

«Назвать пароль»

Расставить ударения в записанных на доске словах.

Игра « Серпантин одной фразы» . В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения.

Например:

1-й - Я читаю книгу.

2-й - Я читаю интересную книгу.

3-й - Я читаю интересную книгу по вечерам.

4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

Игра «Третий лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, или наоборот слово, соответствующее правилу.

Проектные технологии   Одним из приоритетных направлений в работе с детьми является внедрение в образовательный процесс проектных технологий. Именно они дают возможность полностью раскрыть творческий потенциал, проявить исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность , ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ.

Проектные технологии

Одним из приоритетных направлений в работе с детьми является внедрение в образовательный процесс проектных технологий. Именно они дают возможность полностью раскрыть творческий потенциал, проявить исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность , ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ.

Внеклассная работа по развитию творческих способностей детей по предмету строится через занятия факультатива «Занимательная грамматика», викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели в школе, в рамках которых проходят различные мероприятия по русскому языку и чтению.

Внеклассная работа по развитию творческих способностей детей по предмету строится через занятия факультатива «Занимательная грамматика», викторины, конкурсы, олимпиады, предметные недели в школе, в рамках которых проходят различные мероприятия по русскому языку и чтению.

Неделя русского языка

Неделя русского языка

Межрегиональные, межмуниципальные , межшкольные олимпиады по русскому языку, конкурсы чтецов, Победители и призеры.

Межрегиональные, межмуниципальные , межшкольные олимпиады по русскому языку, конкурсы чтецов, Победители и призеры.

 Нужен ли ребенку успех в учении? «Безусловно», - скажет любой педагог, и сам ученик, и его родители. «Интерес к учению, - писал В.А.Сухомлинский, - появляется только тогда, когда есть вдохновение рождающегося успеха…» В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают дверь к успеху: интерес и вдохновение. Создавая условия для успеш ного и качественного учения, каждый педагог ищет свои формы и методы обучения.

Нужен ли ребенку успех в учении?

«Безусловно», - скажет любой педагог, и сам ученик, и его родители.

«Интерес к учению, - писал В.А.Сухомлинский, - появляется только тогда, когда есть вдохновение рождающегося успеха…»

В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают дверь к успеху: интерес и вдохновение.

Создавая условия для успеш ного и качественного учения, каждый педагог ищет свои формы и методы обучения.

Я перечислила только некоторые методы и формы активного обучения, помогающие воспитывать образованных, думающих людей, которые могут сами принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству.

Я перечислила только некоторые методы и формы активного обучения, помогающие воспитывать образованных, думающих людей, которые могут сами принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству.

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья Вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!