Формы и методы работы с детьми с ОВЗ
в начальной школе
(Слайд 2) «От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь
его дальнейший путь к знаниям»
В. А. Сухомлинский
В общеобразовательных школах наряду со всеми детьми обучаются дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).
В обучении детей с ОВЗ учителю важно понимать то, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития и главное - не являются ущербными по сравнению с другими. Важным моментом является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Целью школьного образования является раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, приобретение определенного набора знаний и умений. Именно такие задачи перед школой ставит государство, общество и семья. Оптимальным для достижения этих целей в начальной школе является создание естественной игровой среды, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.
(Слайд 3)
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
2.Проявление педагогического такта.
3. Подход к каждому ученику.
4.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
(Слайд 4 )
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока.
Думаю, что каждому учителю приходилось работать с детьми с ОВЗ. Для каждого учителя актуальной проблемой в своей педагогической деятельности является поиск эффективных методов и приёмов обучения. В моей педагогической практике также есть опыт обучения детей с ОВЗ. В своей профессиональной деятельности придерживаюсь общих принципов и правил коррекционной работы, а так же использую активные приёмы, методы для активизации учебной деятельности учащихся с ОВЗ.
(Слайд 5)
Так, в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные эмоциональные приветствия, психологический настрой.
Например: Упражнение «Установка»
«Привели голову в порядок( погладили, причесали себя пальчиками ).
Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!»
Вдохнули. Выдохнули. Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо»
(Слайд 6)
Работа с книгой
Предполагает разные виды деятельности: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы.
Метод «Пометки на полях»
обычно используется при ознакомлении с новым материалом на уроках окружающего мира, литературного чтения. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.
Пометки могут быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
(Слайд 7)
(Слайд 8)
Приём «Паучок понятий». Зрительный приём для запоминания термина (тельце «паучка») и его основных понятий, свойств (ножки «паучка»).
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т.д.
(Слайд 9)
Игра «День-Ночь» можно использовать на уроках математики на этапе устной математической разминки. На слове «Ночь» ученики с закрытыми глазами слушают задание учителя, после слова «День» - показывают или называют ответ.
(Слайд 10)
Задания на развитие психических процессов
задания с палочками;
«Четвертый лишний»;
«Поиск аналогов»;
«Продолжи логический ряд»
«Дорисуй и раскрась»
«Найди пару», «Найди отличия»
(Слайд 11)
Чтобы урок был продуктивным, необходимо в образовательный процесс, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, включать ежедневно здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это:
-рациональная организация урока;
-создание благоприятного психологического климата;
-нейрогимнастика;
-коммуникативные игры;
-развитие мелкой пальцевой моторики;
-когнитивные упражнения;
-кинезиологические упражнения;
-антистрессовая гимнастика;
-зрительная гимнастика;
(Слайд 12)
Задания на развитие мелкой моторики:
штриховка;
конструирование из геометрических фигур;
лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
раскрашивание;
работа с моделями
(Слайд 13)
Нейрогимнастика
Упражнение№1 «Ухо – нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот»
Упражнение №2 «Яблочко – червячок»
Сжимаем пальчики в кулак , на одной руке большой пальчик спрятан в яблочко(в кулачок), на другой нет, меняем по очереди.
(Слайд 14)
Упражнения для мышц рук
«Моя семья» (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Слайд 15)
«Кулак – ребро – ладонь»
(Руки расположены на плоскости стола. Три положения руки «Кулак – ребро – ладонь» последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз.)
(Слайд 16)
Формы помощи ребенку при опросе
- снижение темпа,
- увеличение времени;
- предложение плана ответа;
- опора на наглядные пособия;
- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
(Слайд 17)
Формы помощи ребенку при изложении нового материала
вовлечение детей в учебный процесс:
более частое обращение к детям с ОВЗ с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов;
привлечение к высказыванию предложений, выводов и обобщений при решении того или иного вопроса, проблемы
(Слайд 18)
Формы помощи ребенку при организации самостоятельной работы
подробное объяснение последовательности выполнения задания;
предупреждения о возможных затруднениях;
использование карточек - консультаций, карточек с направляющим планом действий
(Слайд 19)
Формы помощи ребенку при организации самостоятельной работы
разбивка заданий на дозы, этапы;
напоминание приема и способа выполнения задания;
ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
более тщательный контроль за деятельностью ребенка
(Слайд 20)
Разнообразные формы и методы работы, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей с ОВЗ к учебному предмету.
Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет их отношение к миру, самочувствие, желание работать и узнавать новое.