Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе»
Обобщение опыта педагогической и воспитательной деятельности по теме: "Формы и методы работы с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе".
Гордиенко С.Б.
Учитель начальных классов
МОУ «Каракульская СОШ»
с.Каракульское, 2022
Основная задача воспитания и образования любого ребенка - подготовка его к жизни в обществе как полноправного гражданина, способного к самостоятельной жизни, продуктивной деятельности, взаимоотношениям с окружающими людьми.
Цель коррекционной работы школы
- создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и группы риска в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи, стоящие перед школой
- выявление детей с трудностями адаптации
- определение особых образовательных потребностей
- определение особенностей организации образовательной деятельности
- создание условий, способствующих освоению детьми с овз и группы риска ооп ноо
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных занятий
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей
- оказание консультативной и методической помощи родителям
Цель педагогической работы с учащимися с ОВЗ
Создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ на основе комплексного подхода, через различные виды деятельности.
Задачи
- Обеспечение полноценного образования учащихся с ОВЗ
- Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей
- Формирование у учащихся с ОВЗ нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе, навыки сознательной дисциплины
- Работа над укреплением физического и психического здоровья
- Формирование коммуникативных навыков
- Развитие индивидуальных личностных качеств
- Тесное сотрудничество с родителями
Ведущие принципы
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
2. Принцип единства диагностики и коррекции;
3. Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей.
4. Деятельностный принцип, определяющий тактику работы и способы реализации поставленных целей.
5. Принцип комплексного использования методов и приёмов.
6. Принцип интеграции усилий.
Использование современных педагогических технологий
- педагогика сотрудничества (В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили);
- личностно-ориентированного развивающего обучения (Е.В.Бондаревская);
- игровые технологии (Д.Н.Узнадзе, Ю.П.Азаров, О.С.Газман);
- здоровьесберегающие технологии (И.И.Брехман, Н.В.Колбанов, Г.К.Зайцев, Л.Г.Татаринкова);
- технология оказания психологической помощи (А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин).
Коррекционная помощь
- индивидуальную и групповую работу с психологом;
- индивидуальные и групповые занятия с логопедом;
- коррекция пробелов в знаниях по учебным предметам (1 коррекц.час рус.яз. и матем.)
- привлечение к работе с детьми с ОВЗ социального педагога школы (т.к.дети из трудных семей)
- привлечение специалистов из Центра психолого-педагогической помощи семье и детям города Малая Вишера
- регулярное наблюдение и контроль за состоянием здоровья детей с ОВЗ со стороны школьного мед.работника
Познавательное развитие
- занятия познавательного цикла (занятия внеурочной деятельности: «Умники и умницы», «Юные краеведы»,» и т.д.)
- наблюдения за детьми с ОВЗ;
- целевые прогулки;
- экскурсии;
- опыты, эксперименты на уроках окружающего мира и занятиях внеурочной деятельностью
- индивидуальную работу с детьми (на уроках, в процессе внеурочной деятельности);
- развивающие игры;
- интеллектуальные досуги (праздники, спортивные соревнования, викторины и т.д.);
- занятия по интересам (в рамках КВД, объединенийй ДООП)
Художественно-эстетическое развитие
- занятия познавательного цикла (внеурочная деятельность «Волшебная палитра и т.д.)
- эстетика быта;
- посещение музеев, выставок, театров, походы на природу;
- самостоятельная творческая деятельность детей:
- художественная речевая деятельность (концерты);
Личностное развитие
- утренний прием детей и оценку эмоционального настроения детей класса с последующей коррекцией плана;
- формирование навыков культуры поведения и общения;
- воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе;
- общение младших и старших детей (совместные игры);
- индивидуальную работу с психологом, групповые игровые тренинги;
Физическое развитие и оздоровление
- утреннюю гимнастику до начала занятий;
- физкультминутки на уроках;
- занятия физической культурой;
- физкультурные досуги, игры, забавы;
- самостоятельную двигательную активность на переменах;
- регулярный контроль за детьми со стороны школьного мед.работника
Методы воспитания
- Метод убеждения – способ воздействия словом и делом на сознание и поведение ребенка
- Метод упражнения – осознание учениками действительности.
- Метод внушения, попечения — способ влияния на жизнь ребенка участливым отношением.
- Метод управления – активизация ученического самоуправления.
- Метод поощрения – способ воздействия стимулирующими средствами.
- Метод наказания – способ воздействия средствами торможения.
Результат коррекционных занятий
- Повышается уровень интеллектуальной деятельности учащихся;
- Наблюдается рост познавательных интересов;
- Происходит эмоциональное развитие детей;
- Значительно возрастает творческая активность.
Умения и навыки адаптивного поведения
- знание своих желаний, потребностей, сильных и слабых сторон своей личности, особенностей своего характера;
- знание способов реагирования (рефлексии);
- навыки коммуникативного поведения: человек — существо социальное;
- понятия разных способов общения, умение вести диалог, беседу;
- способы избегания конфликтных ситуаций;
- правила поведения в общественных местах: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п.
Формы работы с родителями
- Посещение семьи, при котором происходит знакомство с условиями жизни ученика.
- Индивидуальные тематические консультации.
- Родительское собрание— знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсуждение возможных путей реализации.
Задачи
- повысить личностно-профессиональную компетентность;
- продолжить изучение и подбор литературы и материала по проблеме;
- использовать наиболее эффективные виды помощи учащимся с ОВЗ;
- подбирать наиболее эффективные элементы педагогических технологий;
- выбирать наиболее эффективные средства и методы развивающего обучения и воспитания, для развития творческих способностей;
- внедрять методы, приемы и формы, наиболее полно отвечающим проблемам и вопросам воспитания детей данной категории;
- адаптировать изученные технологии в практической деятельности;
- продолжить активное использование в работе интернет — ресурсов по обмену опытом с коллегами на региональном и федеральном уровнях