СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы развития творческих способностей обучающихся на занятиях изобразительным искусством

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю изобразительного искусства. Рассмотрены аспекты в методической работе для формирования творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы развития творческих способностей обучающихся на занятиях изобразительным искусством»

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Анищенко Л.В. учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №1 г. Армянска


Одним из важнейших факторов творческого развития обучающихся является соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Педагогическая практика до­казывает что, использование соответствующих форм и методов обучения способствует развитию творческих возможностей обучающихся. Конечно ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели. Чтобы разработать комплекс заданий, способствующих формированию творческих способностей учащихся, необходимо изучить различные методы обучения и формы организации учебной деятельности, выделить ведущие из них.

Формы организации учебной деятельности обозначают внешнюю сторону организации учебного процесса, связанные с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Учитель может обучать группу учащихся или же заниматься с одним учеником (индивидуальное обучение). Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся используется в различных организационных формах обучения, поскольку создает разные возможности для реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Выбор организационных форм диктуется особенностями учебного предмета, содержанием учебного материала, особенностями учебной группы. В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучаемых. Вместе с тем она может отражать также временную регламентацию учебных занятий.

Метод обучения выступает как способ обучающей работы учителя и организации учебной работы по решению таких дидактических задач, как овладение теоретической и мировоззренческо-нравственной стороной изучае­мого материала, выработка умений и навыков по применению усвоенных знаний на практике, проверка и оценка знаний и т.д. Для решения каждой из этих задач используются определенные методы. Таким образом, понятие «метод обучения» характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю сторону учебного процесса. В философском словаре дается определение – «метод – в общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [3, с. 185]. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных задач. Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности. Дидактические исследования показывают, что номенклатура (наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. И. Ф. Харламов [4, с. 188] все разнообразие методов обучения делит на пять следующих групп:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавателъной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Если исходить из мнения американского психолога Д. Гилфорда [1], который в творческие способности художника включает компоненты – беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания), то и методы обучения должны быть согласованы и выбраны в соответствии с их целесообразностью.

По мнению Л. М. Масол [1, с. 73] ведущими методами художественно-творческой деятельности являются те, которые активизируют творческий процесс, способствующие формированию творческих способностей обучающихся в изобразительной деятельности.

Теоретическое обоснование художественно-интегративных методов делит их на три группы [1, с. 73]:

– духовно-мировоззренческий вид интеграции, осуществляемый на основе общего для всех видов искусств тематизма, связанного с отображением в искусстве различных аспектов жизни;

– эстетико-искусствоведческий вид интеграции, который осуществляется на основе введения родственных для различных видов искусств понятий и категорий – эстетических, художественно-языковых, жанровых и т.п.;

– комплексный вид интеграции (метод комплексной интеграции), предусматривающий одновременное сочетание нескольких видов интеграции, из двух предыдущих групп или еще и с добавлением к ним других.

Предложенная «Методика обучения искусству в начальной школе» Л. М. Масол [1, с. 72], рассматривает теоретико-методические основы интегрированного обучения искусству, где освещены художественно-педагогические методы. Для изучения интересующих прогрессивных методов, мы взяли за основу новейшую инновационную концепцию, предложенную автором, дополнили, расширили доказательную базу и связали процесс формирования творческих способностей со средствами изобразительного искусства. Это заключается в следующем.

Теоретическим обоснованием художественно - интегративных методов является интегративность, как совокупность и комплексность использования, входящих в них необходимых (выше указанных) средств изобразительного искусства. Рассмотрим суть этих методов и обоснуем их неразрывность, единство со средствами изобразительного искусства.

Метод духовно-мировоззренческой интеграции на основе общего тематизма, связанного с отображением явлений жизни в искусстве.

Осуществляет отображение в искусстве различных аспектов жизни. Тематический принцип сочетания элементов содержания является наидоступнейшим для учеников начальной школы. Технологическое обеспечение тематической интеграции (отражающей суть изображаемого, искусства, жизни и т.д.), воплощающей определенную духовно-мировоззренческую идею, достигается посредством сопоставления и сравнения образов в различных видах искусства (как признак художественного развития, культуры). Эмоционально усиливаются сравнения средствами искусства (стихи, пословицы, загадки и т.п.), театрализацией (интерпретации, инсценировки и т.п.) и средствами изобразительного искусства (средствами выразительности – композиция, ритм, статика, динамика, контраст, нюанс и др.).

Метод эстетико-искусствоведческой интеграции на основе родственных понятий - эстетических, жанровых.

Осуществляется на основе введения родственных для различных видов искусств понятий и категорий эстетических, художественно-языковых, жанровых и т.п. Этот вид интеграции является достаточно сложным для внедрения в начальную школу при ограниченности художественного опыта. Недостаточно сформирован художественно-эстетический тезаурус младших школьников. Поэтому основой данной интеграции должны стать эмоционально-образные аналогии, раскрывающие сущность искусства, куда входит художественно-языковая интеграция, которая объединяет средства выразительности различных видов искусств, а именно – средств выразительности (линия, цвет, форма, объем, композиция, ритм, статика, динамика, контраст, нюанс). Жанровая интеграция способна усиливать эмоционально-образное впечатление учащихся о портрете, пейзаже, сказочной, фантастической, сюжетной композиции, так как во многих видах искусства – в литературе, музыке, архитектуре, театре присутствуют данные жанры или их элементы.

Метод комплексной интеграции, который предусматривает одновременное соединение основных видов интеграции – метода духовно-мировоззренческой интеграции (тематической), метода эстетико-искусствоведческой интеграции (эстетической, жанровой, художественно-языковой) или других видов (образно-символической в том числе).

Комплексный вид интеграции, кроме сочетания рассмотренных видов интеграции, из двух предыдущих групп предполагает добавление к ним других, например, образно-символические виды интеграции (игры-пантомимы, символические образы – дерево-легенда, человек-птица, жар-птица и др.). Этот вид интеграции обеспечивает творчество и увлечение искусством. Творческие способности на занятиях изобразительного искусства формируются также посредством активизации межсенсорных взаимодействий на материале синтетических искусств, в частности, сценических (хореография, драматический театр) и экранных (киноискусство, телевидение, видео), которые следует внедрять как дополнительные, так как их использование в полном объеме определяет необходимость кардинальных изменений в традиционном обеспечении условий преподавания искусства.

Интерактивные методы создают условия для коммуникативной и кооперативной деятельности. Диалоговые формы педагогического общения являются способом стимулирования мотивации к учебной деятельности учащихся, проявлению рефлексии в процессе творческой деятельности.

Не менее важным является проблемно-эвристический метод, направленный на активизацию интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач, тем более что согласно психологии дети младшего школьного возраста склонны к фантазированию, воображению.

Метод художественно-педагогической драматургии способствует поддержанию высокого уровня эмоциональности, красочности и возвышенности чувств. Давно замечено, что педагогика сродни искусству. Воплощение положений театральной педагогики, в частности принципов художественно-педагогической драматургии, способствуют превращению обычного занятия в сценическое действие, повышает эмоциональный, мотивационный потенциал.

Итак, методы художественно-творческой деятельности являются ведущими на занятиях изобразительным искусством. Однако развитие творческих способностей требует и использования методов внутреннего мотивирования процесса учения, а именно: предоставление свободы выбора, использование интересного учебного материала, метода сотрудничества. 

Метод, включающий комплексный вид интеграции, предусматривающий одновременное сочетание нескольких видов интеграции, способен обеспечить внутреннюю мотивацию, как наиболее устойчивую к учебной деятельности. Доказательством тому служат образно-символические виды интеграции, (например, художественные образы – дерево-легенда, человек-птица, жар-птица, сказочный флот и др., которые обеспечивают максимальную свободу выбора сюжета). Метод комплексного вида интеграции предусматривает использование интересного учебного материала, так как связан с отображением в искусстве различных аспектов жизни и является универсальным для познания различных видов искусств, что в свою очередь активизирует эмоции и чувства, так необходимые для учебной мотивации. Метод сотрудничества, являясь составной частью метода комплексного вида интеграции, позволяет реализовать в максимальной степени свои творческие силы, потому, что обеспечивают необходимую коммуникацию.

Однако, относительно ориентации на художественно-педагогические технологии, методы не должны исключать роль средств изобразительного искусства, таких как увлечение искусством, художественное развитие (культуру), суть, содержание искусства, язык искусства, творчество (которые составляют средства в широком их значении и смысле), а также в более узком значении – средств изобразительного искусства предусматривающих использование различных видов, жанров и средств выразительности изобразительного искусства.

По мнению Л. М. Масол [1], не стоит умалять значение и других методов, тем более что они органично входят в методы художественно-творческой деятельности. Это интерактивный метод – от англ. interaction – взаимодействие. Интерактивный – означает «способный к взаимодействию, сотрудничеству, диалогу» [1, с. 91]. Интерактивный метод создает условия для коммуникативной и кооперативной деятельности. Диалоговые формы педагогического общения являются способом стимулирования интерпретационной деятельности учащихся, проявления рефлексии в процессе творческой деятельности. Не менее важным является проблемно-эвристический метод [1, с. 80], направленный на активизацию интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач. Эвристическая беседа развивает творческое мышление учащихся в процессе их творческой деятельности. Метод художественно-педагогической драматургии способствует поддержанию высокого уровня эмоциональности, красочности и возвышенности чувств на занятиях изобразительного искусства [1, с. 60]. Давно замечено, что педагогика сродни искусству. Существует большинство похожих моментов между педагогической и актерской деятельностью, в обоих случаях действия человека выступают своеобразным инструментом публичного влияния, направленного на аудиторию. Воплощение положений театральной педагогики, в частности принципов художественно-педагогической драматургии, способствуют превращению обычного занятия в сценическое действие, повышает его эмоциональный потенциал. В этом случае «режиссура предусматривает: вступление или интродукцию (сообщение темы) – завязка (постановка проблемы) – развитие (изложение темы) – кульминацию (решение проблемы) – конец (вывод)» [1, с. 60]. Бесспорно, эти шаги, совпадают с приведенной дидактической темой урока, которая во время изложения материала по искусству обычно формализуется, но иногда наоборот – насыщается эмоционально – эстетическим отношением к традиционным фрагментам занятия, наполняется осознанными смыслами, которые энергично передаются от искусства. Так кульминация (в переводе с латинского – вершина) – напряжение в требует определенного возвышения эмоционального фона даже на грани общей насыщенной духовно-творческой атмосферы.

Так же органично входят в методы художественно-творческой деятельности методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах занятия, позволяя педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей. М. Б. Теплов рассматривает такие средства дифференциации: разработка заданий различной трудности и объема; разная мера помощи учителя учащимся при выполнении заданий; вариативность темпа освоения учебного материала [2, с. 5]. Практика показывает, что на каждом этапе занятия возможно и необходимо использовать методы дифференциации и индивидуализации. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала – является актуализация полученных ранее знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе объяснения нового материала учащимся предлагается выполнить одинаковые задания, но при этом ученики получают разную меру помощи. Использование дифференцированных и индивидуальных заданий зависит от спецификации и целей занятия, уровня подготовленности и интереса к учению, в нашем случае, творческой деятельности. Большое «разнообразие методов и приемов обучения позволяет эффективно организовать работу с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика» [2, с. 8].

Рассмотренные методы развития творческих способностей школьников на занятиях изобразительного искусства должны быть связаны с известными методами мотивации учебной деятельности.

Это, прежде всего, методы внутреннего мотивирования процесса учения: предоставление свободы выбора; максимально возможное снятие внешнего контроля; учет задач обучения, которые должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика; использование интересного учебного материала; ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений обучающихся; личный пример педагога, как показатель высокого мотивированного действия; помощь; метод «авансирования доверием, похвалой»; методы – соперничества, самоутверждения. Рассмотрим основные из них:

1. Предоставление свободы выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина, осознает ответственность за его результаты.

2. Максимально возможное снятие внешнего контроля стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом.

3. Учет задач обучения, которые должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом, тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.

4. Использование интересного учебного материала должно способствовать формированию положительных мотивов, познавательных интересов и потребностей учащихся.

5. Ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников должна учитывать личные стандарты, которые вырабатывает для себя сам ученик. Такой же стандарт относительно достижений своих подопечных формирует и учитель.

6. Личный пример учителя, как показатель высокого мотивированного действия должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

7. Помощь оказывается для того, чтобы учащийся стремился к взаимности, она должна последовать своевременно и соответствовать ситуации. Тогда учащийся связывает помощь со своими способностями, с причинами, зависящими от него, а не от внешних условий.

8. В педагогической работе рекомендуется применять метод «авансирования доверием, похвалой». Применяя этот метод, хвалят, оказывают доверие тому, кто его ещё не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дисциплинированность.

9. Мотивация может осуществляться с использованием механизмов, которые выступают как методы, побуждающие к учебной деятельности, это: методы – соперничества, самоутверждения.

Сотрудничество с другими людьми, определяется как способность к взаимодействию в процессе общения, так как в столкновении мнений высекаются дополнительные искры идей, которые, в конце концов, правят нами и миром. Самоутверждение опирается на характер целеполагания – понимание обстоятельств и условий, в которых приходится осуществлять свою жизненную цель.

Повышение учебной мотивации связано с характером познавательной активности учащихся:

– дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.),

– наглядность,

– творческие работы по разным предметам,

– участие в предметных олимпиадах,

– научно – исследовательская деятельность,

– проектная деятельность учащихся,

– внеклассные мероприятия по предметам,

– индивидуализация (учёт не только способностей, но и интересов),

– дифференциация (разноуровневые задания).

Методы повышения учебной мотивации, связанные с использованием различных педагогических технологий:

– игровые,

– личностно- ориентированные,

– развивающие,

– проблемное обучение,

– компьютерные,

– интегрированные уроки,

– карточки, перфокарты для индивидуальной работы.

С точки зрения психологии, мотивация с использованием самооценки (методов воздействия на самооценку) может осуществляться следующим образом:

– методом поддержания в учащемся устойчивой положительной самооценки, что приводит к уменьшению негативизма;

– методом апелляции к самооценке и самоуважению личности;

– методом формирования реалистичного уровня притязаний за счет оптимального соответствия трудности задач способностям и возможностям;

методом формирования внутреннего фокуса контроля – объяснения причин успеха достаточностью усилий и способностей, а неуспеха – недостаточностью усилий;

методом антиподной мотивации, то есть он может быть использован при наличии в учащемся психической защиты типа «преувеличение-преуменьшение» и зависимости его от оценок со стороны.

Форма обучения, как дидактическая теория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

Средствами изобразительного искусства является:

– в широком значении – увлечение искусством, художественное развитие, творчество;

– узком смысле – использование различных видов, жанров и средств выразительности изобразительного искусства.

Во-первых, увлечение искусство приносит наслаждение его творениями и формирует потребность постоянного (на всю жизнь) общения с ним. Во-вторых, художественное развитие (культура) состоит из трех элементов: суть, содержание искусства; язык искусства; творчество. Суть, содержание искусства – это, собственно, те жизненные проблемы, ради разрешения которых и существует искусство. Язык искусства – это образное строение, через которое художник выражает, а зритель воспринимает содержание произведения. Но язык искусства – это не просто его изобразительные средства (хоть они часто отождествляются с языком). Язык – это само образное строение произведения, система, структура, метод использования этих средств. В-третьих, творчество в искусстве явление сложное и многоплановое, поэтому необходимо развивать такие же творческие возможности человека. Именно эта способность предусматривает наличие двух элементов: способность накапливать, усваивать багаж знаний, и способность нарушать стереотип, который уже сложился, готовность делать шаг в неизведанное.

В узком значении средствами изобразительного искусства являются виды искусства. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура – являясь видами искусства, служат средствами отражения мира в творческой и художественной деятельности, и, прежде всего через средства выразительности (цвет – в живописи, линия – в графике, форма и объем – в скульптуре и архитектуре, декор – в декоративно-прикладном искусстве, а также – композиция, ритм, статика, динамика, контраст, нюанс). Если видам изобразительного искусства характерны технологические процессы, то жанры включают содержательную сущность произведения искусства (изображение человека – портрет, природы – пейзаж, различных предметов – натюрморт; исторический, батальный, анималистический, сказочно-былинный, бытовой жанры соответственно – исторические, батальные, народные, бытовые сюжеты, а также сюжеты с животными, птицами и т.п.)

Итак, возникает вопрос о том, какие же формы и методы, способствующие развитию творческих способностей в изобразительной деятельности, должны быть использованы, чтобы средства изобразительного искусства в полной мере содействовали развитию творческих способностей по изобразительному искусству. Выбор организационных форм диктуется особенностями учебного предмета, содержанием учебного материала, особенностями учебной группы. Мы рассмотрели методы духовно-мировоззренческой интеграции, эстетико-искусствоведческой интеграции и метод комплексной интеграции обеспечивают интегративность, как совокупность и комплексность использования, входящих в них необходимых (выше указанных) средств изобразительного искусства. Они являются ведущими в формировании творческих способностей. Но это не исключает использование всех рассмотренных нами методов, так как полноценный процесс по формированию творческих способностей будет не возможен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. 39. Масол Л. М. Методика навчання мистецтва у початковій школі / Л. М. Масол, О. В. Гайдамака, Е. В. Бєлкіна, О. В. Калініченко, І. В. Руденко.– Х. : Веста : Видавництво «Ранок», 2006. – 256 с.

2. 72. Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) / М. Б. Теплов. – М. : Просвещение, 1971. – 195 с.

3. 77. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – М. : Просвещение, 1987. – 388 с.

4. 80. Харламов И. Ф. Педагогика : [учеб. пособие] / И. Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 2005. – 520 с.








14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!