СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими как субъектами образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья обязана формировать:

ž физически и психически здоровую, ž нравственную, интеллектуально развитую личность, žготовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими как субъектами образовательного процесса»

Формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими как субъектами образовательного процесса Подготовила: студентка Ш-32 группы Сидельникова Анастасия Преподаватель: Орёл И.А.

Формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими как субъектами образовательного процесса

Подготовила:

студентка Ш-32 группы

Сидельникова Анастасия

Преподаватель: Орёл И.А.

Содержание работы с семьей  Семья обязана формировать:  физически и психически здоровую,  нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Содержание работы с семьей

Семья обязана формировать:

  • физически и психически здоровую,
  • нравственную, интеллектуально развитую личность,
  • готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.
Составные компоненты семейного воспитания:   физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.; нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

Составные компоненты семейного воспитания:

  • физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
  • нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
Составные компоненты семейного воспитания:   интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления; эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни; трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Составные компоненты семейного воспитания:

  • интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
  • эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
  • трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.
Формы работы с родителями Традиционные формы работы с родителями . 1. Родительские собрания. 2. Общешкольные и общественные конференции. 3. Индивидуальные консультации педагога. 4. Посещение на дому.

Формы работы с родителями

Традиционные формы работы с родителями .

  • 1. Родительские собрания.
  • 2. Общешкольные и общественные конференции.
  • 3. Индивидуальные консультации педагога.
  • 4. Посещение на дому.
Родительские собрания.   Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа — начале сентября.  Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы.  Последнее собрание в году является итоговым и. проводится в конце I учебного года в мае месяце. I

Родительские собрания.

  • Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа — начале сентября.
  • Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы.
  • Последнее собрание в году является итоговым и. проводится в конце I учебного года в мае месяце. I
Родительские собрания.   По содержанию родительские собрания могут быть:  текущими, тематическими, итоговыми.

Родительские собрания.

По содержанию родительские собрания могут быть:

  • текущими,
  • тематическими,
  • итоговыми.
Виды родительских собраний:  Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов. Тематические родительские собрания — это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Виды родительских собраний:

  • Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.
  • Тематические родительские собрания — это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Виды родительских собраний: Итоговые родительские собрания — это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.  Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Виды родительских собраний:

  • Итоговые родительские собрания — это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
  • Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.
Рекомендации по проведению родительских собраний.   1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. 2. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся

Рекомендации по проведению родительских собраний.

  • 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
  • 2. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.
  • 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
  • 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся
Индивидуальные консультации.   Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Индивидуальные консультации.

  • Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей.
  • Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями.
Требование к индивидуальной консультации  Готовясь к консультации необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.  Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем. Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком

Требование к индивидуальной консультации

  • Готовясь к консультации необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.
  • Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем.
  • Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком
Индивидуальные консультации.   В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителем: 1. Когда он родился, то… 2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было… 3. О здоровье можно сказать следующее… 4. Его отношение к школе было… и т.д.

Индивидуальные консультации.

  • В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителем:
  • 1. Когда он родился, то…
  • 2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
  • 3. О здоровье можно сказать следующее…
  • 4. Его отношение к школе было… и т.д.
Тематика индивидуальных консультаций.   1. Особенности здоровья ребенка. 2. Его увлечения, интересы. 3. Предпочтения в общении в семье. 4. Поведенческие реакции. 5. Особенности характера. 6. Мотивация учения. 7. Моральные ценности семьи.

Тематика индивидуальных консультаций.

  • 1. Особенности здоровья ребенка.
  • 2. Его увлечения, интересы.
  • 3. Предпочтения в общении в семье.
  • 4. Поведенческие реакции.
  • 5. Особенности характера.
  • 6. Мотивация учения.
  • 7. Моральные ценности семьи.
Посещение ученика на дому.   Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью.

Посещение ученика на дому.

  • Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня.
  • Посещение возможно только после получения разрешения родителей.
  • Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление.
  • Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью.
Нетрадиционные формы работы с родителями.   1. Тематические консультации. 2. Родительские чтения. 3. Родительские вечера.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

  • 1. Тематические консультации.
  • 2. Родительские чтения.
  • 3. Родительские вечера.
Тематические консультации.   В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решить лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Тематические консультации.

  • В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решить лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
Требование к тематическ консультации.   Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.

Требование к тематическ консультации.

  • Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения.
  • Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений.
  • В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т.д.
  • В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.
Примерная тематика консультаций для родителей 1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? 2. Плохая память ребенка. Как ее развить? 3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. 4. Наказания детей. Какими им быть? 5. Тревожность детей. К чему она может привести? 6. Застенчивый ребенок. Пути преодоления. 7. Грубость и непонимание в семье. 8. Талантливый ребенок в семье. 9. Друзья детей - друзья дома или враги?

Примерная тематика консультаций для родителей

  • 1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
  • 2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
  • 3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
  • 4. Наказания детей. Какими им быть?
  • 5. Тревожность детей. К чему она может привести?
  • 6. Застенчивый ребенок. Пути преодоления.
  • 7. Грубость и непонимание в семье.
  • 8. Талантливый ребенок в семье.
  • 9. Друзья детей - друзья дома или враги?
Родительские чтения.   Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменению подходов к его решению после прочтения этой книги.

Родительские чтения.

  • Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют.
  • Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос.
  • Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях.
  • Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменению подходов к его решению после прочтения этой книги.
Родительские вечера.   Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей (можно с детьми).  Темы родительских вечеров могут быть самыми разными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя.  Примерные темы родительских вечеров: «Первые книжки ребенка», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Песни которые пели мы и поют наши дети» и др.

Родительские вечера.

Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей (можно с детьми).

  • Темы родительских вечеров могут быть самыми разными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя.
  • Примерные темы родительских вечеров:
  • «Первые книжки ребенка»,
  • «Друзья моего ребенка»,
  • «Праздники нашей семьи», «Песни которые пели мы и поют наши дети» и др.
 Разнообразие форм взаимодействия педагогов и родителей (по В. А.Пичугиной) Традиционные коллективные формы Родительское собрание Нетрадиционные формы (индивидуальные и творческие дела) Общешкольная конференция Семейные традиции История моей семьи Родительский лекторий Вечер для родителей Талисман семьи. Гороскоп семьи Семейная книга рекордов Родительские чтения Семинар Географическая карта моей родо­словной Практикум Долгожитель семьи (книга, игруш­ка, другое) День рождения в семье Заседание Круглый стол Праздники семьи Семейные увлечения Педагогическая гостиная Устный журнал Четыре способа обрадовать маму Тренинг Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры) Мой семейный альбом Спортивные соревнования Акция «Милосердие» Известные люди семьи Акция «Книжка», «Игрушка» Папа может все, что угодно Наш дом — театр, музей, оранже­рея... Трудовой десант Субботник Песни (сказки) моей бабушки Самое ласковое мамино слово Творческий концерт Выставка Мое любимое блюдо Я горжусь своим дедом! Вернисаж Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения

Разнообразие форм взаимодействия педагогов и родителей (по В. А.Пичугиной)

Традиционные коллективные формы

Родительское собрание

Нетрадиционные формы (индивидуальные и творческие дела)

Общешкольная конференция

Семейные традиции

История моей семьи

Родительский лекторий

Вечер для родителей

Талисман семьи. Гороскоп семьи

Семейная книга рекордов

Родительские чтения

Семинар

Географическая карта моей родо­словной

Практикум

Долгожитель семьи (книга, игруш­ка, другое)

День рождения в семье

Заседание

Круглый стол

Праздники семьи

Семейные увлечения

Педагогическая гостиная

Устный журнал

Четыре способа обрадовать маму

Тренинг

Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры)

Мой семейный альбом

Спортивные соревнования

Акция «Милосердие»

Известные люди семьи

Акция «Книжка», «Игрушка»

Папа может все, что угодно

Наш дом — театр, музей, оранже­рея...

Трудовой десант

Субботник

Песни (сказки) моей бабушки

Самое ласковое мамино слово

Творческий концерт

Выставка

Мое любимое блюдо

Я горжусь своим дедом!

Вернисаж

Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения

Методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими)   Для эффективной работы классному руководителю необходи­мо изучение семьи, ее традиций, духовных ценностей, особенно­стей взаимоотношений между родителями и детьми. С этой целью он может обратиться к различным методам психолого-педагогической диагностики: наблюдению, беседе, анкетированию, тестированию, метод проектов и др.

Методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими)

Для эффективной работы классному руководителю необходи­мо изучение семьи, ее традиций, духовных ценностей, особенно­стей взаимоотношений между родителями и детьми.

С этой целью он может обратиться к различным методам психолого-педагогической диагностики:

  • наблюдению,
  • беседе,
  • анкетированию,
  • тестированию,
  • метод проектов и др.
Основные методы семейного воспитания :   убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример ; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Основные методы семейного воспитания :

  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример ;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).
Особенности планирования работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими)   Выбор форм и методов работы с родителями определяется в основном классным руководителем с учетом особенностей соб­ственной личности, опыта, специфики, сложившихся отношений в семьях обучающихся, знаний и опыта родителей, утвердившихся традиций. Вместе с тем к составлению плана желательно привлекать обу­чающихся и родителей, используя результаты анкетирования, бе­сед, круглых столов, коллективного планирования. Предложения к плану от коллектива родителей обсуждаются и утверждаются на родительском собрании.

Особенности планирования работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими)

  • Выбор форм и методов работы с родителями определяется в основном классным руководителем с учетом особенностей соб­ственной личности, опыта, специфики, сложившихся отношений в семьях обучающихся, знаний и опыта родителей, утвердившихся традиций.
  • Вместе с тем к составлению плана желательно привлекать обу­чающихся и родителей, используя результаты анкетирования, бе­сед, круглых столов, коллективного планирования.
  • Предложения к плану от коллектива родителей обсуждаются и утверждаются на родительском собрании.
Особенности планирования работы с родителями: В разделы плана могут быть включены вопросы, отражающие следующие направления: совместная работа с родительским комитетом класса : оказание помощи в подготовке собраний, заседаний комитета, организа­ция учебы родительского актива, посещение семей, мероприя­тия по формированию единых требований семьи и школы к обучающемуся; формирование единого коллектива обучающихся, учителей и родителей : определение совместных общественно полезных дел — помощь младшим, ветеранам, активы милосердия, коллективные творческие дела, походы, экскурсии; педагогическое просвещение родителей : на основании изуче­ния и анализа состава родителей планируются общие, группо­вые и индивидуальные формы педагогического всеобуча, тема­тика лекториев, помощь по самообразованию;

Особенности планирования работы с родителями:

  • В разделы плана могут быть включены вопросы, отражающие следующие направления:
  • совместная работа с родительским комитетом класса : оказание помощи в подготовке собраний, заседаний комитета, организа­ция учебы родительского актива, посещение семей, мероприя­тия по формированию единых требований семьи и школы к обучающемуся;
  • формирование единого коллектива обучающихся, учителей и родителей : определение совместных общественно полезных дел — помощь младшим, ветеранам, активы милосердия, коллективные творческие дела, походы, экскурсии;
  • педагогическое просвещение родителей : на основании изуче­ния и анализа состава родителей планируются общие, группо­вые и индивидуальные формы педагогического всеобуча, тема­тика лекториев, помощь по самообразованию;
Особенности планирования работы с родителями: привлечение родителей к организации внеклассной работы со школьниками ; включение родителей в воспитательную работу с детьми в школе и по месту жительства, использование индиви­дуальных педагогических поручений; индивидуальная работа с родителями : посещение семей, уста­новление шефства, оказание помощи по воспитанию детей, контроль за выполнением родительских обязанностей, органи­зация учебы.

Особенности планирования работы с родителями:

  • привлечение родителей к организации внеклассной работы со школьниками ; включение родителей в воспитательную работу с детьми в школе и по месту жительства, использование индиви­дуальных педагогических поручений;
  • индивидуальная работа с родителями : посещение семей, уста­новление шефства, оказание помощи по воспитанию детей, контроль за выполнением родительских обязанностей, органи­зация учебы.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!