Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области « Вольский строительный лицей»
Методический доклад на тему:
«Формы и методы контроля знаний, умений, навыков»
Подготовил: мастер п/о Пак В.Г.
г. Вольск
Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно – воспитательным процессом и качества подготовки специалиста. Проверка знаний обучающихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет преподавателю оценить получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Всё это в совокупности создаёт благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения обучающимися нового материала.
Формы контроля
Учебные планы и программы учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений обучающихся:
Обязательные контрольные работы.
Зачёты.
Проверка осуществляется в различных формах итогового контроля, во многом определяется характер контрольных заданий и информацией заключённой в них. Всё это требует тщательного, обоснованного отбора задания.
Задания всегда должно отражать цели изучения того или иного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требования учебных программ. Контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов, особо значимых для усвоения других учебных предметов, важных для овладения приобретаемой специальностью, наиболее сложных для понимания обучающихся. В учебных заведениях используют следующие виды контрольных работ:
Теоретические, позволяющие проверить усвоение обучающимися основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений.
Практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные задания для решения конкретных задач;
Комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера.
Зачёт как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики. По результатам учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практики обучающие получают зачёт с деффиринцированной оценкой.
Зачёт служит так же одной из форм контроля за выполнение лабораторных и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами. Основное направление квалифицированных работ заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленным учебным планом специальности.
Проводятся квалификационные работы после завершения производственной практики для получения рабочей профессии.
Письменная работа, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формы контроля, обеспечивает наиболее глубокую и системную проверку подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности.
Промежуточные экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами контроля.
В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности обучающихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и умений.
Письменная, квалификационная работа – заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.
Виды контроля:
Различают следующие виды контроля:
Входящий
Текущий
Рубежный ( периодический)
Итоговый
Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения:
Текущий контроль проводят в процессе усвоение нового учебного материала; с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин.
Входящий контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководству учебным процессом. Он позволяет определить наличный ( исходный) уровень знаний и умений обучающихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предворительного контроля, проводимого в начале года, преподаватель вносит коррективы в календарно – тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить большое внимание на занятиях в коррекционных группах, намечает пути устранения выявленных проблем в занятиях обучающихся.
Текущий контроль является из основных видов проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельности и её корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоение учебного материала и на основе этого оперативно вносит изменения в учебный процесс. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть основным структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторением учебного материала.
Периодический ( рубежный) контроль позволяет определить качество изучения обучающимися материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно – учебные и учётно – обобщающие уроки , зачёты по лабораторным работам. Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения обучающимися системой знания, умение и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
Итоговый контроль осуществляется на экзаменах, квалификационных письменных работах.
Методы контроля:
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и обучающихся, в ходе которых выявляется усвоение учебного материала и овладения обучающимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.
В профессиональных училищах основными методами контроля знаний, умений и навыков обучающихся являются: устный опрос, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между обучающимися и преподавателем, на основании которой устанавливается, как обучающиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений обучающихся. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и их недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все оспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствуют повышению качества учебно – воспитательного процесса.
Устный опрос – наиболее распрастранённый метод контроля знаний обучающихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и обучающимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных способностей усвоения обучающимися учебного материала. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного материала, являясь средством для закрепления знаний и умений. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение обучающихся домашнее задание, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как позволяет проверить подготовность обучающихся к их выполнению. Индивидуальный опрос предполагает объяснение, связанные ответы обучающихся на вопрос, относящиеся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления обучающихся.
Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверять обучающихся. Поэтому в целях рационального использования учебного времени преподаватели проводят комбинированный, уплотнённый опрос, сочетая устный опрос с другими методами: письменным опросам по карточкам, самостоятельной работой. Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков обучающихся.
Однородность работ, выполняемых обучающимися, позволяет предъявлять ко всем одинаковое требования, повышает объективность оценки результатов обучения.
Самостоятельную работу можно проверить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельной работы, как правило, не велики по объёму, содержат задание в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объёму и времени её выполнения.
Широкое применение получили самостоятельные работы с дидактическим материалом.
Своеобразие их в том , что они позволяют учесть индивидуальные способности каждого обучающегося.
Рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания обучающихся, проверить умение раскрыть тему, но играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки реферата обучающийся мобилизирует и актуализирует имеющие знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, чётко выясняет свою жизненную позицию.
Практическая проверка – это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения обучающихся в конкретной производственной деятельности, так и по её результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность обучающихся следующие: правильность применения приёмов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований конкретному виду работ. За последние годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств контроля. Поиски нового привели к применению во многих учебных заведениях тестового контроля усвоения.