Формы и методы социальной адаптации детей с ОВЗ, применяемые на уроках профессионально - трудового обучения в условиях школы-интерната.
Социальная адаптация личности – это процесс усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно функционировать в обществе. Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации и адаптации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие обучающимся положительного отношения к труду.
Под социально-трудовой адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья мы понимаем возможное восстановление их психологической активности в процессе коррекционно-развивающего обучения, воспитания, приспособление их к полезно-трудовой деятельности, расширение социального опыта. Для нас социально-трудовая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает систему мероприятий, направленных на включение детей с проблемами в развитии в социально-полезную трудовую деятельность. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребёнка – с другой стороны.
Профессиональная социализация направлена на взаимосвязь процесса профессионально-трудового обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях с системами среднего и начального профессионального образования, формирование механизмов социального партнёрства.
Профессионально-трудовое обучение должно быть социально значимо, то есть:
должно практически готовить обучающихся к включению в производительный труд общества;
должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков обучающихся;
трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребёнка.
Основные формы работы по социальной адаптации обучающихся:
организации праздников труда;
КВНы по труду;
выставки и демонстрации моделей одежды, выполненных обучающимися;
экскурсии в магазин тканей, в ателье, на предприятия мебельной и швейной промышленности, сельскохозяйственные организации;
участие в «днях открытых дверей» различных учебных заведений;
беседы о труде, которые значительно расширяют представления обучающихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду;
просмотры роликов о производстве и труде взрослых.
Методы социально ориентационной работы в процессе обучения достаточно многообразны и должны быть направлены на развитие мышления, умения осуществлять анализ профессиональной деятельности и технологических процессов, наблюдательности, пространственного воображения, умения осуществлять перенос знаний из одной области в другую. К ним относятся:
Занятия в мастерских с сообщением определённых сведений профессионально ориентационного характера.
Введение профессионально ориентационного материала в обычный урок.
Профессионально ориентационный урок или беседа.
Занятия в кружках.
Организация ремонтных бригад.
Экскурсии на предприятия, в УПК, профессиональные учебные заведения, на выставки, в службу занятости.
7. Встречи со специалистами.
Для обогащения социального опыта обучающихся эти формы и методы создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас обучающихся. Определенное количество понятий и слов удаётся закрепить уже в ходе мероприятий, а в последующем вывести на уровень активного использования. Учитель помогает ребёнку поверить в свои силы, добиться успеха в учёбе, полюбить труд. Значительное внимание в работе по социализации обучающихся уделяется воспитанию положительных качеств личности таких как: деловитость, которая формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учётом их возможностей; бережное отношение к имуществу – при поддержании в порядке школьных помещений, участии в ремонте. В такой деятельности дети общаясь со взрослыми и сверстниками, накапливают определённый запас знаний, перенимают отношения взрослых.
Таким образом, используя всё многообразие форм и методов работы по социальной адаптации в профессионально- трудовом обучении, можно более успешно решать задачи:
- подготовки обучающихся к обоснованному выбору профессии с учётом их индивидуальных особенностей;
- к участию обучающихся в производительном труде общества;
- коррекции психофизических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья;
- воспитания положительных качеств личности у детей, их культуры;
- физического и нравственного развития.
Литература
1. Пашков А.Г., Гонеев А.Д. Педагогические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Курск, 2001. – 234с.
2. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.
3. Селевко Г., Селевко А. Социально-педагогические модели и комплексы // Социальная педагогика, 2003 - №3 – с.5-13.
4. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007. – 384с.