Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Октябрьская детская музыкальная школа» Красногвардейский район Республика Крым.
Методическая разработка:
«Формы и приемы обучения на уроках сольфеджио»
Составила: Преподаватель
музыкально-теоретических и
вокально-хоровых дисциплин
Османова Х.Ш.
Октябрьское.
Декабрь 2016г.
Игровые формы и приемы обучения на уроках сольфеджио.
Занятия музыкой – сложный вид деятельности, требующий от ученика не только большого внимания, сосредоточенности, усидчивости, но и определенного набора специфических способностей, которые не всегда проявляются в младшем возрасте. Применение игровых форм работы в обучении помогает учащимся легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. Традиционная методика преподавания предметов теоретического цикла, дополненная увлекательным музыкальным материалом и игровыми наглядными пособиями станет доступной, а занятие более живыми и интересными.
Начальный период обучения музыкальному искусству является наиболее важным и ответственным этапом. От впечатлений и навыков, полученных на первых занятиях, зависят дальнейшие успехи учащихся. Для этого с первых же уроков на сольфеджио обращаюсь к формам работы, присущим предмету «Слушание музыки». Начинаю урок с вопроса: «Жива ли музыка, говорит ли она с нами?» Группа в большинстве случаев утвердительно отвечает на вопрос, а сыграв какой-либо музыкальный фрагмент, снова задаю вопрос: «О чем рассказала вам эта музыка?» Как правило, ученики активно вступают в дискуссию на эту тему. Таким образом, вовлекаю детей в сферу своего влияния, предлагая детям все новые темы и образы.
Заранее нужно позаботиться о наличии у ребенка на занятиях альбома для рисования и карандашей, помимо нотной тетради. В заключение этой части урока предлагаю ученикам придумать названия для прослушанной ими музыки и потом сравнить их с оригиналом. Это готовит детей младшего возраста к обязанности выполнять домашние задания.
Следующая, достаточно важная форма работы на первых уроках – это знакомство со своим голосовым аппаратом. Учащимся нужно рассказать о том, как рождается звук в организме, показать основные органы, задействованы в этом процессе. Это направлено на то, чтобы дети получили элементарные навыки пения. Обращаю их внимание на правильную посадку, активный открытый рот, дыхание, четкое произношение звуков, ровное звуковедение. Мы также в каждой группе выбираем небольшую и несложную песенку из репертуара, которая открывает каждый урок и впоследствии становится своеобразной эмблемой группы. Учащиеся при первых же звуках этой песни настраиваются на урок, она служит приветствием друг другу. Подобные элементы важны, поскольку они скрепляют коллектив, помогают наладить связь с группой и структурируют урок.
Пение различных песен на уроке должно занимать особое место в учебном процессе. Опыт убеждает в том, что дети очень любят петь хором и соло. Как показывает практика сольфеджио и хора, даже с плохой интонацией, так называемые «гудошники», исполняя песни в хоре, «подтягиваются» к ученикам, которые поют чисто. Каждое новое теоретическое сведение проиллюстрировается пением. Например, при изучении знаков альтерации применяем такие песни как «Про диез», «Про бемоль» и «Про бекар».
(Е.Ефремова.Учиться интересно)
Пение песен благотворно сказывается на развитии слуха. Вокально-интонационные упражнения – это основа предмета сольфеджио. Им уделяется особое внимание, учитывая возрастные особенности детей.
Опираясь на элементы игры, при знакомстве со звукорядом, обычно детям объясняю, что звук бывает высокий и низкий. Как показывает практика, дети младшего возраста не всегда понимают, каким образом различать звук по высоте. Предлагаю называть звуки «толстыми» и «тонкими». Необходимо подтвердить это тем или иным ассоциативным рядом: «толстые» звуки похожи на крупных зверей – слонов, бегемотов, медведей, а «тонкие» - на зайцев, белочек, птичек. Здесь привлекается музыкальная игра «Толстый тонкий» .
Участник становится в круг и после музыкального вступления маршируют под музыку, звучащую в среднем регистре. Внезапно играю какой-то посторонний звук в верхнем или нижнем регистре и останавливаюсь на нем. По правилам игры, при звучании низкого звука дети начинают топать ногами, при звучании высокого звука – прыгать на носочках. Если кто-либо ошибается, то выходит из игры. Остальные продолжают маршировать. Выигрывает тот, кто остается последним.
Приложение № 1.
При развитии эмоционально-образного восприятия полезнынаглядные пособия – различные таблицы и картины. Во время объяснения толстого и тонкого звуков использую следующее упражнение: показываю ученикам
картину, на которой изображена птица с птенцами, и спрашиваю, кто, по их мнению детей, будет петь толстым голосом, а кто – тонким. Затем играю и пою им песню птиц «Птенчики» (Е. Тиличеева).*
Безусловно, учащиеся отгадают, кто каким голосом пел. Эту песню запоминаем и повторяем на уроках в качестве упражнения.
Еще одно упражнение с иллюстрацией. Группе показывается картина, на которой изображены скворцы и вороны. Затем играю музыку из двух предложений, где первое предложение звучит в высоком регистре, а второе – в среднем. Детям предлагается угадать, кто пел вначале, скворец или ворона? Незадолго до прослушивания музыки, с учащимися выясняем, кто поет «тонко», а кто «толсто».
Песня «Лесное эхо».
Группе демонстрируется картина с изображением леса и детей, которые прикладывают ладоши ко рту. Ученики выясняют, что на картине кричат «А-У!». Далее выучиваем с детьми песню, особое внимание обращаю на исполнение мотива «А-У». После ее разучивания нужно угадать, какой звук тонкий, а какой толстый. Эта песня так же остается в репертуаре группы.
После пения этой песни можно отгадывать на слух мотивы «А-У» или «У-А», подготавливая ребят в дальнейшем к освоению интервалов.
Развиваем чувство ладового тяготения. На начальных этапах музыкального образования. На первом же уроке знакомлю своих учеников с «волшебной музыкальной страной», раскрываю понятие тоники, представляя ее королевой музыки. Понятие тоники упоминаю на каждом уроке, чтобы у детей оформилось четкое представление об этом явлении. Прошу дома нарисовать тонику. Обычно дети рисуют ее в виде принцессы или королевы, иногда проявляют при этом безудержную фантазию. Все картины обсуждаем на уроке, показываем и приходим к общему выводу, что тоника прекрасна и без нее не может быть музыки.
Приложение №2.
Затем рассказываю группе о том, что все ноты так любят тонику, что бегут к ней во дворец для того, чтобы с ней поздороваться . Если все нотки прибежали к тонике, значит, песенка закончилась. Играю нисходящий мотив, который либо заканчивается тоникой, либо заканчивается неустойчивой ступенью, а группа угадывает это на слух. Впоследствии учащиеся сами должны допеть тонику. Прием опевания устойчивых ступеней детям зачастую непонятен, поэтому предлагаю понятие «опевание-обнимание», объясняя, что неустойчивые ступени тянутся к устойчивым и постоянно их «обнимают».
Звукоряд объясняю двояко – как лесенка и как гамма. На начальном этапе большее внимание уделяется ступеням, поем упражнения, называя каждую ступень цифрой – раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Для наглядности в классе присутствует ступица, как наглядное пособие изобретенное болгарским музыкантом-педагогом Б. Тричковым.

За первое полугодие у группы уже накапливается багаж основных мотивов, который будет пополняться со временем. Опыт показывает, что большинство детей первое время не слышат и не могут интонировать восходящее движение, поэтому мы используем первые мотивы в нисходящем движении к тонике. Например:
V IV III II I ; V IV III I ; I
V III I ;
III III I ; V III II I ; III I ;
V III I ; I
I II I ;
В дальнейшем мотивы (интонационные ячейки) становятся более разнообразными, благодаря включению в них восходящего и ломаного движения. Приводя ряд таких мотивов:
V V VI VII I; V V I; I II III IV V; I III V; I I
I V III; I I
V III I; I IV III II I; III V I.
Чтобы мотивы отложились в памяти учащихся надолго, поем и слушаем их систематически, каждый урок. Для освоения приема опевания использую следующее упражнение:
Наглядности и повторности в системе занятий на первых этапах, помогает качественно усваивать материал и улучшать интонирование. Также работаем за инструментом. У каждого учащегося должна быть своя «немая» клавиатура, которая используется каждый урок – при пении дети на ней играют. Она с объемом две с половиной октавы и иметь размер печатного листа. Но работа за настоящей клавиатурой столь же необходима! Все что учащийся поет, он должен уметь сыграть: лесенку ступеней, мотивы, опевания, трезвучия.
Упражнение «Оттолкнись от тоники».
Учащиеся поют гамму, после каждой ноты возвращаясь к тонике:
Упражнение нужно петь активно, как бы «закидывая» звук вверх, сравнивая его с мячом.
Упражнение «Семь тоник».
Учащимся нужно рассказать о семи кораблях (трезвучиях), которые строятся на каждой ноте. Это упражнение полезно играть на фортепиано, так как помимо слухового и зрительного запоминания у детей развивается мышечная память. Постоянные обращения ребенка к клавиатуре позволяют ему с легкостью строить трезвучия и аккорды, представляя их «внешнюю» структуру. При этом учащиеся осознают, что терция – это узкий интервал, поскольку пальчики стоят недалеко друг от друга, октава – широкий интервал, требующий растяжки всей руки.
Игра «вижу- слышу».
На ступице указкой показываю определенную последовательность ступеней, а ученики должны услышать ее внутренним слухом и спеть после показа. Эта игра развивает внутренний слух и помогает на первых этапах формирования навыка написания диктанта. Так же в рамках этой игры можно импровизировать. Дети сами могут сочинить мотив и показать его на ступице.
Музыкальное домино.
Носит тренировочный характер.Наряду со зрительной тренировкой здесь возиожен и «звучащий» вариант: сложив домино, например, по теме «Интервал» или «Аккорды», можно пропеть или проиграть все на инструменте, тем самым проверить на слух правильность выполненной работы.
«Ритмические карточки», «Ритмическое лото», «Карточки с вопросами».
Заключение
В современной психологии и педагогике доказано, что именно музыкальное образование на раннем этапе становления детей способствует их творческому развитию, креативность успешно формируется в активной творческой эстетической деятельности. В связи с этим возрос интерес музыкальной педагогики к инновационным технологиям, направленным на раскрытие творческого потенциала учеников, поскольку существующие традиционные методы отстают от современных тенденций и не решают насущных задач.
В современной методологии существует множество разработок традиционного обучения и творческого подхода. Цель данной методической разработки заключается в моделировании практического курса, сочетающего в себе традиционный и инновационный методы обучения.
Список рекомендуемой литературы:
Бергер Н.А. Сначала – ритм. Ребенок, играя, творит музыку. Учебно – методическое пособие для общеобразовательных и музыкальных школ, школ искусств, отделений педагогической практики музыкальных училищ и консерваторий. СП.б.: Композитор, 2004. – 72 с.
Борзухон Л.М., Волчек Л.Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. Как сочинить мелодию. Тетрадь I. СП.б.: Композитор, 1995. – 44 с.
Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. СП.б.: Композитор, 2006. – 38 с.
Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио: методическое пособие по сольфеджио и теории музыки. М.: Гумнитар. Изд. Центр. ВЛАДОС; ЦРТС Доминанта, 2004.- 31 с.
Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Может ли сольфеджио быть азартным? с. 28-40./ О.Л.Берак, М.В.Карасева. Как преподавать сольфеджио в ХХI веке. М.: Классика – ХХI век, 2006. – 224 с.
Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории! Ростов н/Д: Феникс, 2009.–79 с.
Соколов Ф.В. Музыкальный конструктор. Пособие по развитию музыкального творчества детей. Краткий систематизированный курс из 16 уроков. CП.б: Композитор, 2009. – 132 с.
Белая Н.В. «Нотная грамота.Элементарная теория музыки. Игры на уроках».