СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и приемы обучения на уроках сольфеджио

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические рекомендации по использованию игровых и наглядных форм обучения, как средство повышения эффективности обучения учащихся. Обеспечение гибкости управления учебным процессом.

Просмотр содержимого документа
«Формы и приемы обучения на уроках сольфеджио»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Октябрьская детская музыкальная школа» Красногвардейский район Республика Крым.









Методическая разработка:

«Формы и приемы обучения на уроках сольфеджио»





Составила: Преподаватель

музыкально-теоретических и

вокально-хоровых дисциплин

Османова Х.Ш.













Октябрьское.

Декабрь 2016г.

Игровые формы и приемы обучения на уроках сольфеджио.

Занятия музыкой – сложный вид деятельности, требующий от ученика не только большого внимания, сосредоточенности, усидчивости, но и определенного набора специфических способностей, которые не всегда проявляются в младшем возрасте. Применение игровых форм работы в обучении помогает учащимся легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. Традиционная методика преподавания предметов теоретического цикла, дополненная увлекательным музыкальным материалом и игровыми наглядными пособиями станет доступной, а занятие более живыми и интересными.

Начальный период обучения музыкальному искусству является наиболее важным и ответственным этапом. От впечатлений и навыков, полученных на первых занятиях, зависят дальнейшие успехи учащихся. Для этого с первых же уроков на сольфеджио обращаюсь к формам работы, присущим предмету «Слушание музыки». Начинаю урок с вопроса: «Жива ли музыка, говорит ли она с нами?» Группа в большинстве случаев утвердительно отвечает на вопрос, а сыграв какой-либо музыкальный фрагмент, снова задаю вопрос: «О чем рассказала вам эта музыка?» Как правило, ученики активно вступают в дискуссию на эту тему. Таким образом, вовлекаю детей в сферу своего влияния, предлагая детям все новые темы и образы.

Заранее нужно позаботиться о наличии у ребенка на занятиях альбома для рисования и карандашей, помимо нотной тетради. В заключение этой части урока предлагаю ученикам придумать названия для прослушанной ими музыки и потом сравнить их с оригиналом. Это готовит детей младшего возраста к обязанности выполнять домашние задания.

Следующая, достаточно важная форма работы на первых уроках – это знакомство со своим голосовым аппаратом. Учащимся нужно рассказать о том, как рождается звук в организме, показать основные органы, задействованы в этом процессе. Это направлено на то, чтобы дети получили элементарные навыки пения. Обращаю их внимание на правильную посадку, активный открытый рот, дыхание, четкое произношение звуков, ровное звуковедение. Мы также в каждой группе выбираем небольшую и несложную песенку из репертуара, которая открывает каждый урок и впоследствии становится своеобразной эмблемой группы. Учащиеся при первых же звуках этой песни настраиваются на урок, она служит приветствием друг другу. Подобные элементы важны, поскольку они скрепляют коллектив, помогают наладить связь с группой и структурируют урок.

Пение различных песен на уроке должно занимать особое место в учебном процессе. Опыт убеждает в том, что дети очень любят петь хором и соло. Как показывает практика сольфеджио и хора, даже с плохой интонацией, так называемые «гудошники», исполняя песни в хоре, «подтягиваются» к ученикам, которые поют чисто. Каждое новое теоретическое сведение проиллюстрировается пением. Например, при изучении знаков альтерации применяем такие песни как «Про диез», «Про бемоль» и «Про бекар».
(Е.Ефремова.Учиться интересно)

Пение песен благотворно сказывается на развитии слуха. Вокально-интонационные упражнения – это основа предмета сольфеджио. Им уделяется особое внимание, учитывая возрастные особенности детей.

Опираясь на элементы игры, при знакомстве со звукорядом, обычно детям объясняю, что звук бывает высокий и низкий. Как показывает практика, дети младшего возраста не всегда понимают, каким образом различать звук по высоте. Предлагаю называть звуки «толстыми» и «тонкими». Необходимо подтвердить это тем или иным ассоциативным рядом: «толстые» звуки похожи на крупных зверей – слонов, бегемотов, медведей, а «тонкие» - на зайцев, белочек, птичек. Здесь привлекается музыкальная игра «Толстый тонкий» .

Участник становится в круг и после музыкального вступления маршируют под музыку, звучащую в среднем регистре. Внезапно играю какой-то посторонний звук в верхнем или нижнем регистре и останавливаюсь на нем. По правилам игры, при звучании низкого звука дети начинают топать ногами, при звучании высокого звука – прыгать на носочках. Если кто-либо ошибается, то выходит из игры. Остальные продолжают маршировать. Выигрывает тот, кто остается последним.

Приложение № 1.

При развитии эмоционально-образного восприятия полезнынаглядные пособия – различные таблицы и картины. Во время объяснения толстого и тонкого звуков использую следующее упражнение: показываю ученикам

картину, на которой изображена птица с птенцами, и спрашиваю, кто, по их мнению детей, будет петь толстым голосом, а кто – тонким. Затем играю и пою им песню птиц «Птенчики» (Е. Тиличеева).*

Безусловно, учащиеся отгадают, кто каким голосом пел. Эту песню запоминаем и повторяем на уроках в качестве упражнения.

Еще одно упражнение с иллюстрацией. Группе показывается картина, на которой изображены скворцы и вороны. Затем играю музыку из двух предложений, где первое предложение звучит в высоком регистре, а второе – в среднем. Детям предлагается угадать, кто пел вначале, скворец или ворона? Незадолго до прослушивания музыки, с учащимися выясняем, кто поет «тонко», а кто «толсто».

Песня «Лесное эхо».

Группе демонстрируется картина с изображением леса и детей, которые прикладывают ладоши ко рту. Ученики выясняют, что на картине кричат «А-У!». Далее выучиваем с детьми песню, особое внимание обращаю на исполнение мотива «А-У». После ее разучивания нужно угадать, какой звук тонкий, а какой толстый. Эта песня так же остается в репертуаре группы.

После пения этой песни можно отгадывать на слух мотивы «А-У» или «У-А», подготавливая ребят в дальнейшем к освоению интервалов.

Развиваем чувство ладового тяготения. На начальных этапах музыкального образования. На первом же уроке знакомлю своих учеников с «волшебной музыкальной страной», раскрываю понятие тоники, представляя ее королевой музыки. Понятие тоники упоминаю на каждом уроке, чтобы у детей оформилось четкое представление об этом явлении. Прошу дома нарисовать тонику. Обычно дети рисуют ее в виде принцессы или королевы, иногда проявляют при этом безудержную фантазию. Все картины обсуждаем на уроке, показываем и приходим к общему выводу, что тоника прекрасна и без нее не может быть музыки.

Приложение №2.

Затем рассказываю группе о том, что все ноты так любят тонику, что бегут к ней во дворец для того, чтобы с ней поздороваться . Если все нотки прибежали к тонике, значит, песенка закончилась. Играю нисходящий мотив, который либо заканчивается тоникой, либо заканчивается неустойчивой ступенью, а группа угадывает это на слух. Впоследствии учащиеся сами должны допеть тонику. Прием опевания устойчивых ступеней детям зачастую непонятен, поэтому предлагаю понятие «опевание-обнимание», объясняя, что неустойчивые ступени тянутся к устойчивым и постоянно их «обнимают».

Звукоряд объясняю двояко – как лесенка и как гамма. На начальном этапе большее внимание уделяется ступеням, поем упражнения, называя каждую ступень цифрой – раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Для наглядности в классе присутствует ступица, как наглядное пособие изобретенное болгарским музыкантом-педагогом Б. Тричковым.

За первое полугодие у группы уже накапливается багаж основных мотивов, который будет пополняться со временем. Опыт показывает, что большинство детей первое время не слышат и не могут интонировать восходящее движение, поэтому мы используем первые мотивы в нисходящем движении к тонике. Например:

V IV III II I ; V IV III I ; I V III I ;

III III I ; V III II I ; III I ;

V III I ; I I II I ;

В дальнейшем мотивы (интонационные ячейки) становятся более разнообразными, благодаря включению в них восходящего и ломаного движения. Приводя ряд таких мотивов:

V V VI VII I; V V I; I II III IV V; I III V; I I

I V III; I I V III I; I IV III II I; III V I.

Чтобы мотивы отложились в памяти учащихся надолго, поем и слушаем их систематически, каждый урок. Для освоения приема опевания использую следующее упражнение:

Наглядности и повторности в системе занятий на первых этапах, помогает качественно усваивать материал и улучшать интонирование. Также работаем за инструментом. У каждого учащегося должна быть своя «немая» клавиатура, которая используется каждый урок – при пении дети на ней играют. Она с объемом две с половиной октавы и иметь размер печатного листа. Но работа за настоящей клавиатурой столь же необходима! Все что учащийся поет, он должен уметь сыграть: лесенку ступеней, мотивы, опевания, трезвучия.

Упражнение «Оттолкнись от тоники».

Учащиеся поют гамму, после каждой ноты возвращаясь к тонике:

Упражнение нужно петь активно, как бы «закидывая» звук вверх, сравнивая его с мячом.

Упражнение «Семь тоник».

Учащимся нужно рассказать о семи кораблях (трезвучиях), которые строятся на каждой ноте. Это упражнение полезно играть на фортепиано, так как помимо слухового и зрительного запоминания у детей развивается мышечная память. Постоянные обращения ребенка к клавиатуре позволяют ему с легкостью строить трезвучия и аккорды, представляя их «внешнюю» структуру. При этом учащиеся осознают, что терция – это узкий интервал, поскольку пальчики стоят недалеко друг от друга, октава – широкий интервал, требующий растяжки всей руки.

Игра «вижу- слышу».

На ступице указкой показываю определенную последовательность ступеней, а ученики должны услышать ее внутренним слухом и спеть после показа. Эта игра развивает внутренний слух и помогает на первых этапах формирования навыка написания диктанта. Так же в рамках этой игры можно импровизировать. Дети сами могут сочинить мотив и показать его на ступице.

Музыкальное домино.

Носит тренировочный характер.Наряду со зрительной тренировкой здесь возиожен и «звучащий» вариант: сложив домино, например, по теме «Интервал» или «Аккорды», можно пропеть или проиграть все на инструменте, тем самым проверить на слух правильность выполненной работы.

«Ритмические карточки», «Ритмическое лото», «Карточки с вопросами».

Заключение

В современной психологии и педагогике доказано, что именно музыкальное образование на раннем этапе становления детей способствует их творческому развитию, креативность успешно формируется в активной творческой эстетической деятельности. В связи с этим возрос интерес музыкальной педагогики к инновационным технологиям, направленным на раскрытие творческого потенциала учеников, поскольку существующие традиционные методы отстают от современных тенденций и не решают насущных задач.

В современной методологии существует множество разработок традиционного обучения и творческого подхода. Цель данной методической разработки заключается в моделировании практического курса, сочетающего в себе традиционный и инновационный методы обучения.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Бергер Н.А. Сначала – ритм. Ребенок, играя, творит музыку. Учебно – методическое пособие для общеобразовательных и музыкальных школ, школ искусств, отделений педагогической практики музыкальных училищ и консерваторий. СП.б.: Композитор, 2004. – 72 с.

  2. Борзухон Л.М., Волчек Л.Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. Как сочинить мелодию. Тетрадь I. СП.б.: Композитор, 1995. – 44 с.

  3. Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. СП.б.: Композитор, 2006. – 38 с.

  4. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио: методическое пособие по сольфеджио и теории музыки. М.: Гумнитар. Изд. Центр. ВЛАДОС; ЦРТС Доминанта, 2004.- 31 с.

  5. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Может ли сольфеджио быть азартным? с. 28-40./ О.Л.Берак, М.В.Карасева. Как преподавать сольфеджио в ХХI веке. М.: Классика – ХХI век, 2006. – 224 с.

  6. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории! Ростов н/Д: Феникс, 2009.–79 с.

  7. Соколов Ф.В. Музыкальный конструктор. Пособие по развитию музыкального творчества детей. Краткий систематизированный курс из 16 уроков. CП.б: Композитор, 2009. – 132 с.

  8. Белая Н.В. «Нотная грамота.Элементарная теория музыки. Игры на уроках».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!