Формы и приёмы работы на уроках литературы по формированию читательской грамотности в рамках технологии развития критического мышления
Автор: Балалаева Ирина Николаевна, учитель
русского языка и литературы, МБОУ «Усть-Абаканская СОШ имени М.Е. Орлова»
Современный урок – это маленький образовательный проект. Как на уроках формировать и развивать читательскую грамотность, исследовательские компетентности школьников? В этом вопросе нам поможет технология критического мышления. Многие учителя литературы вольно или невольно, осознанно или не совсем применяют в своей работе принципы данной технологии. Думать критически – значит проявлять интерес к теме и использовать навыки осмысленного чтения, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Одно из главных направлений технологии ТРКМ – исследование текста.
Цель статьи – поделиться опытом работы в использовании форм и приёмов, способствующих формированию читательской грамотности учащихся, умений аналитически воспринимать учебный материал.
Несколько слов о технологии критического мышления. Теоретическая база включает несколько наук: философию, психологию, педагогику. В наши школы технология пришла в 90 –е годы 20 века. В современной школе в связи с новыми задачами закрепилась прочно, позволяя не давать детям ответы, которые надо выучить, а ставить перед ними проблемы, которые надо решить.
Таким образом, внедряя технологию развития критического мышления, мы ожидаем следующие результаты:
умение работать с информационным потоком в разных областях знаний;
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
умение задавать вопросы, формулировать гипотезу и решать проблему;
умение выражать собственное мнение, свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Уроки, проводимые по данной технологии, включают в себя три этапа: вызов, осмысление и рефлексию.
Первая стадия – вызов (пробуждение интереса, актуализация знаний)
Вторая стадия – осмысление (реализация смысла: активное восприятие материала, соотнесение старых знаний с новыми)
Третья стадия – рефлексия (обобщение, определение направлений в дальнейшем изучении материала).
Все приёмы можно разделить на несколько групп. Остановимся на приёмах работы каждой стадии урока.
Стадия вызова.
1.Приём ассоциативной цепочки.
- Какие ассоциации вызвал видеосюжет о Святогорском монастыре? Из множества выберите – ключевые?
2.Приём анализа видеоэпизода (видео «Поэтическая дуэль Есенина и Маяковского» их фильма «Сергей Есенин»).
Стадия осмысления. Приёмы анализа поэтического текста «Дневник наблюдений», «Волшебный стул» и другие (приложение №1)
Стадия рефлексии. Приёмы и формы: «Паспорт писателя», «ПОПС», написание эссе (приложение №1,2).
Приём создания бук-трейлеров. Это современный приём анализа художественного текста. На уроке текст исследуется в рамках приёма «Дневник наблюдений». Затем ученик не пишет анализ стихотворения, а создаёт информационный продукт. (бук-трейлер по стихотворениям А. Пушкина).
Таким образом, формирование исследовательских компетентностей школьников на уроке – задача современной школы, которая сегодня не даёт готовые ответы, а учит думать, анализируя и исследуя окружающую школьника информацию.
Приложение №1
1.Образно-языковой анализ поэтического текста (приём «Дневник наблюдений»)
Образы (картины) | Чувства, настроение лирического героя | Языковые особенности |
| | |
| | |
2. Приём «Паспорт писателя»:
-фамилия, имя отчество,
-дата и место рождения,
-социальное положение и происхождение,
-воспитание,
-образование,
-семейное положение,
-род занятий,
-результаты деятельности,
-дата смерти, место захоронения
Задание: расскажите о себе от лица писателя, от лица жены, друга и т.д.
3. Приём ПОПС:
П – позиция (я считаю,…)
О – объяснение (потому что…)
П – пример (могу привести пример…)
С – следствие (из этого следует…)
4. Групповые формы работы:
А) «Волшебный стул» (можно посадить на стул литературного героя, сначала называть только положительные качества, потом ответное слово произносит герой, возможны варианты)
Б) «Корзина грецких орехов» (вопросы составляются сложные, философские, неоднозначные; учеником выбирается вопрос из нескольких предложенных; если одному трудно, то призывает кого-то на помощь до тех пор, пока ответ не станет полным)
В) «Приглашение к чаю» (цель - общение, мнение, диалог; обсуждается один или несколько вопросов, например, почему мы так ценим личную свободу? Как понимает Пушкин смысл слова «свобода»?
Приложение №2
Клише для эссе «Чувства добрые я лирой пробуждал»
Задание: напишите эссе, используя данное клише
1 абзац. Надо уметь верить, думать, чувствовать, чтобы любить …
2 абзац. Как не задуматься об этом…
3 абзац. В его творчестве впечатляет всё:…
4 абзац. Ах вы, лицейские годы!...
5 абзац. О, это пленительное слово «свобода»!...
6 абзац. Как хотелось бы встретиться с русскими «мадоннами»!
7 абзац. «Поэт в России больше, чем поэт!» Что думал по этому вопросу Александр Пушкин?...
8 абзац. Я вглядываюсь в лицо с детства любимого поэта …
9 абзац. Красота и высота духа таких людей…