СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и приёмы работы по организации и проведению самоподготовки в разновозрастной группе продлённого дня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описываются формы самоподготовки в разновозрастной ГПД

Просмотр содержимого документа
«Формы и приёмы работы по организации и проведению самоподготовки в разновозрастной группе продлённого дня»

Кудряшова Н.Г.,

воспитатель ГПД

Формы и приёмы работы по организации и проведению самоподготовки в разновозрастной группе продлённого дня


Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов, вызывающих у воспитателя ГПД ряд сложностей и вопросов. Состав группы продлённого дня разновозрастной – учащиеся 2-х, 3-х, 4-х классов. Следовательно, объём домашнего задания, скорость его выполнения у каждого ребёнка различные. Воспитателю необходимо учитывать уровень общеучебных навыков и умений учащихся, уровень навыков самостоятельной работы, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Актуальным является вопрос: как правильно организовать самоподготовку, включить в эту деятельность всех воспитанников ГПД?

Опыт работы с детьми показывает, что дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой. Как это реализовать?

Самоподготовка в ГПД носит организационную форму учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельного учебного труда, что является главнейшей целью самоподготовки.

Для получения положительных результатов по формированию у воспитанников навыка самостоятельного умственного труда использую методы, направленные на развитие познавательного интереса. С этой целью в ходе самоподготовки применяю различные методы, приёмы, средства обучения и их сочетания. Рассмотрим некоторые из них.

На всех этапах самоподготовки провожу работу по активизации познавательного интереса:

- Развитие и стимуляция познавательного интереса на всех этапах самоподготовки.

- Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие, - потеря интереса к деятельности (физ.минутки, динамические музыкальные паузы и т.д.).

- Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).

Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности в условиях продленного дня, выделяю основные структурные элементы:

а) организация начала самоподготовки;

б) подготовка к самостоятельной работе;

в) самостоятельная работа детей;

г) самооценка, взаимопроверка, оценка работы;

д) подведение итогов работы.

Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент, во время которого, организуя детей на учебную деятельность, предлагаю подготовить рабочее место – проверить наличие учебных принадлежностей, их расположение на столе. В это время дежурные подготавливают доску: расписывают домашние задания по классам, вешают «Экран соревнования» в виде «самолётиков» и фотографии воспитанников группы для размещения по итогам самоподготовки на этих «самолётиках».

Дети довольно быстро включаются в работу, так как знают, что рациональное использование времени, отведённого на самоподготовку, позволит выполнить все домашние задания в срок. Развитию особой заинтересованности у детей способствует использование мною элемента соревнования при проведении самоподготовки, особенно в её заключительной части.

Для создания положительного эмоционального настроя на самом начальном этапе самоподготовки непосредственно перед выполнением домашнего задания провожу эмоционально волевую установку. Содержание текста может быть различным, но смысл один – настроить детей на успех, помочь поверить в свои силы. Таким образом, постепенно подготавливаю детей к самостоятельной умственной работе.

Следующая задача – максимально сконцентрировать внимание детей, включить их в деятельность. Осуществление этой задачи достигается применением элемента соревнования: «Кто сегодня первым «полетит» на самолёте красного, «золотого» цвета?». На доске дежурные уже вывесили «самолётики». Ребята знают, что правильно выполненное домашнее задание позволит им «полетать» на самолётиках «красного» или «золотого» цветов. Для этого им нужно поместить в кармашек самолётика свою фотографию.

Использование элемента соревнования помогает детям активней включиться в деятельность. При этом дети не просто выполняют учебное задание, а стараются сделать его аккуратно, без ошибок и исправлений.

Следующий этап самоподготовки – подготовка к самостоятельной работе, которая не должна занимать много времени. Уместна в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Надо выбрать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей разновозрастной группы

Так, например, учащиеся второго класса начинают самоподготовку с чтения. Художественные произведения, задаваемые детям по литературному чтению, самые маленькие воспитанники группы читают в течение первых 10-15 минут самоподготовки. Решается задача совершенствования техники чтения. И к тому же ученик, умеющий хорошо читать, быстрее разберёт и осмыслит задание по русскому, белорусскому языку и по математике. (На этом этапе важно контролировать, чтобы уровень шума не мешал самостоятельной работе других учеников.)

В это время провожу инструктаж для ребят 3-го и 4-го классов, цель которого – подготовка детей к самостоятельной работе по выполнению домашних заданий. Вместе с детьми читаем содержание заданий, выбираем более рациональную последовательность их выполнения, обращаем внимание на тексты памяток (“Как решать задачу”, “Как выполнять домашнее задание по русскому языку” и др.), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе.

После проведённого инструктажа ребята 3-го и 4-го классов уже начали самоподготовку, пришло время инструктажа для второклассников. Здесь воспитатель сам чётко объявляет содержание задания, объясняет алгоритм его выполнения, комментирует содержание памяток.

Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, как правило, это второклассники, которые посещают ГПД первый год. У ребят постарше уже сформированы навыки самостоятельной работы, им предоставляется большая самостоятельность, в т.ч. и в выборе последовательности выполнения домашних заданий.

После эмоционального настроя и инструктажа включаю спокойную инструментальную музыку. Проходит немного времени, дети прислушиваются, и в группе наступает тишина. Идёт психологическая разгрузка. Дети готовы спокойно выполнять домашние задания.

Самостоятельная работа – самый трудный для детей этап самоподготовки, во время которого ребята самостоятельно должны выполнить домашнее задание. На этом этапе формируются навыки самостоятельного умственного труда. Во время самостоятельной работы стараюсь держать в поле зрения каждого ученика, чтобы вовремя заметить трудности, так как ребёнок не всегда сам просит помощи воспитателя. Оказанная помощь помогает предотвратить возникновение у ребёнка волнения, тревоги, потери интереса к деятельности. Поэтому применяю такие формы работы, как самостоятельная работа учащихся, работа в парах, помощь консультантов.

Помощниками - консультантами назначаются ребята, которые имеют хорошие знания и оценки по предмету, быстро и качественно справляются с домашним заданием и готовы помочь другим ребятам при самоподготовке (как правило, это учащиеся 4-го класса). Все вопросы, которые непонятны учащимся по тому или иному предмету, они могут адресовать консультанту, однако, я так или иначе контролирую правильность их ответа на интересующий учащихся вопрос.

Не сбрасывается со счетов и такой приём работы на самоподготовке, как взаимопомощь. Но она должна быть до определённых пределов. Нельзя допускать просто списывания.

Более слабых учеников, которые ещё не умеют работать самостоятельно, контролирую сама. Подхожу дифференцированно, оказывая дозируемую поэтапную помощь. Предлагаю повторить правило, прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию, просмотреть классную работу с аналогичным заданием.

Содержание индивидуальной работы с учащимися во время самоподготовки отражаю в тетради «Индивидуальная работа с учащимися».

Очень важным моментом на самоподготовке является проведение пауз для отдыха детей для снятия статического напряжения мышц (рук, плечевого пояса, туловища, ног). Поэтому занятия чередую с динамическими паузами, проведением физкультминуток для глаз. Момент проведения физкультминутки или динамической паузы определяю сама по состоянию детей. Чаще всего использую музыкальные танцевальные минутки, которые включают упражнения для разных групп мышц - прыжки, покачивания, похлопывание руками, подпрыгивания, наклоны, приседания и подтягивания. Сигналом к выполнению физкультминутки служит рисунок с изображенными танцующими человечками или словесное приглашение воспитателя.

Следующий этап самоподготовки – проверка работы.

На этапе контроля выполнения домашнего задания применяю различные его виды:

- Самоконтроль.

- Взаимоконтроль.

- Работа консультантов.

- Контроль воспитателя.


Очень полезно установить в группе такой порядок: выполнил задание, внимательно проверь его сам и только после этого сдай тетрадь на просмотр консультанту. Если позволяет время, можно рекомендовать взаимопроверку, т.е. любое задание учащиеся проверяют друг у друга. Это способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.

Результаты итоговой проверки воспитателем выполнения домашнего задания учащихся на самоподготовке фиксируются в отдельной тетради. Такой учёт показывает качество выполнения учащимися домашнего задания в течение месяца, четверти. Оцениваю внимательность, старательность, самостоятельность. Даже, если у ребёнка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности. Кроме того, дети сами могут оценивать результаты своей работы.

Задача воспитателя – построить работу так, чтобы все ребята подошли к итогу самоподготовки с хорошим настроением, положительными эмоциями. Это залог успешной, заинтересованной работы детей в дальнейшем.

У детей разный темп выполнения заданий. Ребят, быстро справляющихся с работой, не загружаю дополнительными заданиями. (Такой приём, зачастую называемый средством, развивающим познавательные способности учащихся, на самом деле подавляет у них интерес к учебе.) Вместо этого предлагаю ребятам выбрать занятие по своему вкусу: чтение, рисование, настольные игры.

Заключительным этапом самостоятельной работы учащихся является подведение итогов

Анализируя «полёт» детей на «самолётиках», проводим краткое обсуждение того, как каждый поработал на самоподготовке. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы.

Говоря о работе группы продлённого дня, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Обычно во время самоподготовки детей я стараюсь создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто ещё работает.

Описанные выше методы и приёмы работы позволяют разнообразить ход самоподготовки, способствуют профилактике переутомления, способствуют развитию познавательного интереса, его сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности, и, следовательно, - более качественному формированию ЗУН.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!