Лекция № 9 «Познание.»
Знание в узком смысле - любого рода информация.
Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.
Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.
Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Гносеология- учение о познании.
Онтология- учение о бытие.
Бытие- мир вокруг нас.
Субъект познания - познающий человек.
Объект- то или кто познаётся.
Субъект и объект могут совпадать.
Познание может быть произвольным (ожог) и организованным.
Виды познания:
чувственное
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания:
Ощущение- отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный)
Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый)
Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)
Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк)
Особенности чувственного познания:
отражает только признаки предметов
пассивное, человек не способен изменить чувства ( холодное это холодное)
нельзя постичь сущности предметов и их свойств
рациональное
Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
Формы рационального познания:
Понятие- мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул- мебель; классификация)
Суждение- форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха - насекомое. Соловей- не насекомое.)
Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).
- индукция - от частного к общему
- дедукция - от общего к частному
-аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах
Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Особенности рационального познания:
имеет обобщенный характер
носит абстрактный характер
активно и целенаправленно
связано с речью
Цель познания - истина.
Ложь - преднамеренное искажение действительности.
Заблуждение - непреднамеренное искажение действительности.
Истина- знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Признаки истины:
объективность- независимость от сознания человека
конкретность
это процесс
Виды истины:
Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4)
Относительная - изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.
Критерий истины- практика.
Формы практики:
материальное производство (ВГО)
социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт)
научный эксперимент.
Функции практики:
практика- источник познания
практика – основа познания
практика – цель познания
практика – критерий истины.
Пути познания:
Ненаучный
а) мифологический
б) жизненный опыт( обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание. Знания - набор сведений.
в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения
г) здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь - не трогай).Противостоит выдуманным схемам и штампам.
д) художественно-образный
Научный
Особенности научного познания:
стремится к максимальной объективности
стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
Использует особый научный язык
использует особые методы
Уровни научного познания:
1.эмпирический - в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)
2.теоретический - в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Эйнштейна)
Методы научного познания:
наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирический метод.
эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях. Эмпирический метод.
сравнение. Эмпирический метод.
воображение. Теоретический метод.
выдвижение гипотез. Теоретический метод.
построение теоретических моделей. Теоретический метод.
Направления в развитии научных знаний:
постепенное накопление- НТП
научная революция ( Эйнштейн)