СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и виды познания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание в узком смысле - любого рода информация.

Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.

Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.

Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Гносеология- учение о познании.

Онтология- учение о бытие.

Бытие- мир вокруг нас.

Субъект познания - познающий человек.

Объект- то или кто познаётся.

Субъект и объект могут совпадать.

Познание может быть произвольным (ожог) и организованным.

Просмотр содержимого документа
«Формы и виды познания»

Лекция № 9 «Познание.»


Знание в узком смысле - любого рода информация.

Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.

Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.

Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Гносеология- учение о познании.

Онтология- учение о бытие.

Бытие- мир вокруг нас.

Субъект познания - познающий человек.

Объект- то или кто познаётся.

Субъект и объект могут совпадать.

Познание может быть произвольным (ожог) и организованным.

Виды познания:

  1. чувственное

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания:

  1. Ощущение- отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол - холодный)

  2. Восприятие - целостный образ предмета (стол - холодный, гладкий, теплый)

  3. Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)

Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания (Локк, Кандильяк)

Особенности чувственного познания:

  • отражает только признаки предметов

  • пассивное, человек не способен изменить чувства ( холодное это холодное)

  • нельзя постичь сущности предметов и их свойств

    1. рациональное

Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы рационального познания:

  1. Понятие- мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул- мебель; классификация)

  2. Суждение- форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. ( Муха - насекомое. Соловей- не насекомое.)

  3. Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит, она летает).

- индукция - от частного к общему

- дедукция - от общего к частному

-аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах

Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты (Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Особенности рационального познания:

  • имеет обобщенный характер

  • носит абстрактный характер

  • активно и целенаправленно

  • связано с речью

Цель познания - истина.

Ложь - преднамеренное искажение действительности.

Заблуждение - непреднамеренное искажение действительности.

Истина- знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Признаки истины:

  1. объективность- независимость от сознания человека

  2. конкретность

  3. это процесс

Виды истины:

  1. Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете (2*2=4)

  2. Относительная - изменчивое знание по мере развития познания. Заменяется на новую или становится заблуждением.

Критерий истины- практика.

Формы практики:

  1. материальное производство (ВГО)

  2. социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт)

  3. научный эксперимент.

Функции практики:

    1. практика- источник познания

    2. практика – основа познания

    3. практика – цель познания

    4. практика – критерий истины.

Пути познания:

  1. Ненаучный

а) мифологический

б) жизненный опыт( обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание. Знания - набор сведений.

в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения

г) здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь - не трогай).Противостоит выдуманным схемам и штампам.

д) художественно-образный

  1. Научный

Особенности научного познания:

  1. стремится к максимальной объективности

  2. стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.

  3. Использует особый научный язык

  4. использует особые методы

Уровни научного познания:

1.эмпирический - в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)

2.теоретический - в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Эйнштейна)

Методы научного познания:

  1. наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. Опирается на чувственное познание, итог-описание. Эмпирический метод.

  2. эксперимент- метод осуществляется в строго определённых условиях. Эмпирический метод.

  3. сравнение. Эмпирический метод.

  4. воображение. Теоретический метод.

  5. выдвижение гипотез. Теоретический метод.

  6. построение теоретических моделей. Теоретический метод.

Направления в развитии научных знаний:

  1. постепенное накопление- НТП

  2. научная революция ( Эйнштейн)