Эссе
«Формы и виды социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ,
как в учебной, так и внеучебной деятельности»
Социализация – это процесс вхождения индивида в определенную социальную систему, процесс вхождения личности в определенную общность, группу людей. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, правила и ценности, знания, навыки, которые позволяют ему успешно находиться, т.е.функционировать в обществе. Социализация — это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Родившись, человек сможет жить в человеческом обществе лишь при том условии, если сумеет адаптироваться — приспособиться к нему. Процесс адаптации бывает очень сложным и у разных людей проходит по-разному, особенно у людей с ОВЗ. Но, в конце концов, каждый человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растёт.
Воспитание и обучение являются частью процесса социализации. Первую ступень социализации ребенок проходит в детском саду, вторую – в общеобразовательном учреждении. Главной задачей любого общеобразовательного учреждения является успешная социализация всех учащихся, включая детей с ОВЗ. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо прежде всего создать для учащегося такие условия, которые будут способствовать раскрытия его личности, раскрытию его способностей, талантов. Именно в школе ребенок учиться взаимодействовать с миром, с различными культурами, с человечеством и, конечно, с самим собой.
Задачей любого учителя является создание условий для социализации учащихся, педагог должен уметь включить учащегося в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей. Достичь этого можно только при умелом сочетании урочной и внеурочной деятельности.
Формы социализации могут быть различны. Это и использование информационно-коммуникационных технологий (презентации, виртуальные экскурсии, интерактивные тесты, работа с интерактивной доской и т.д.), проектная деятельность, исследовательская деятельность учащихся. Однако мы должны понимать, что формы работы с обучающимися в норме и с обучающимися с ОВЗ будут несколько отличаться. Так, например, если у учащегося с ОВЗ проблемы со зрением, то педагогу не стоит злоупотреблять формами работы, связанными со зрительным восприятием информации, а стоит сделать акцент на формы работы, которые связаны с аудиальным восприятием или даже кинетическим.
Приобщение учащихся к проектной-исследовательской деятельности – это один из способов формирования активной жизненной позиции обучающихся. Результатом такой деятельности могут быть презентации, лэпбуки, плакаты, газеты, исследовательские работы. При этом педагог должен индивидуально подходить к каждому учащемуся, учитывать его интересы, не навязывать темы, которые неинтересны ученику.
В современном образовании проектно-исследовательская деятельность очень популярна, учащиеся буквально с начальной школы знакомятся с тем, как работать над проектами, как вести исследовательскую деятельность. Я думаю, чтобы облегчить себе работу, каждый педагог должен иметь собственный банк тем проектных или исследовательских работ как для обучающихся в норме, так и для обучающихся с ОВЗ.
Конечно, при организации работы в тех классах, где есть дети с ОВЗ, педагог должен больше времени уделять подготовке к урокам, стараться подбирать дополнительный материал, который бы входил в сферу интересов обучающихся с ОВЗ для облегчение восприятия информации, конкретизировать учебные задания, составлять алгоритмы их выполнения. Разнообразие упражнений, игр, применение игровых программ помогает быстрее и легче запомнить материал всем обучающимся, а не только детям с ОВЗ.
Если мы говорим о внеучебной деятельности, то и здесь формы социализации многообразны: беседы, конкурсы, соревнования, участие в различных акциях, классные часы, выставки рисунков, поделок, ролевые игры, экскурсии и т.д. В целях реализации плана воспитания и социализации детей с ОВЗ общеобразовательное учреждение может сотрудничать с социальными партнерами: библиотеками, центрами детского творчества, средствами массовой информации, учреждениями культуры.
Современное общество предъявляет высокие требования к развитию личности. И дети с ОВЗ ни в коем случае не должны оставаться за его бортом, они должны чувствовать себя полноправными членами общества, а школа им должна в этом помочь.