СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и виды социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ, как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены формы и виды работ обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ.Представлена программа мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Формы и виды социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ, как в учебной, так и внеучебной деятельности.»









Формы и виды



социализации обучающихся



в норме и обучающихся  с ОВЗ, как в учебной,



так и  внеучебной деятельности





























Логинова Любовь Валерьевна































1. Социализация (от лат. solialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. . Социализация личности - это способность к творчеству, это поведение в быту, восприятие культуры своего народа.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Миру нужен самостоятельный человек. Еще на школьной скамье ребенка нужно научить ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.

2. Частью процесса социализации является воспитание и обучение. Именно школа должна помочь состояться молодому человеку. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом - созданием для ученика условий свободы, творчества, уважения каждого отдельного ученика и совместное взаимодействие с миром, человечеством, с самим собой.

Что способствует социализации вступающего в жизнь человека?

Социализация личности происходит в трех сферах - деятельности, общении и самосознании.

В условиях всеохватывающих перемен, происходящих в настоящее время в нашем обществе именно образование способствует социализации вступающего в жизнь человека, самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.

Поэтому важной задачей является воспитание гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу страны, человеческой цивилизации, патриота родной культуры.

Выделяются следующие функции школьного образования:

- в сфере деятельности: формирование знаний, необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, ориентировка в основных видах социальной активности, осознание личных и социальных возможностей их осуществления;

- в сфере общения: раскрытие социальных норм, обогащение содержания и форм общения, регулирующих взаимодействие людей, развитие умений общения;

- в сфере самосознания: осмысление своей социальной принадлежности, формирование образа собственного "Я" как активного субъекта деятельности, социальных ролей, формирование самооценки и саморегуляции.

В современном постиндустриальном обществе мощным аккумулятором и распределителем потоков социальной информации является глобальная сеть Интернет. Постоянно обновляемая информация виртуальных музеев, библиотек, СМИ служит источником социальной информации, необходимой для её использования на уроках .

- Как создать условия для социализации учащихся?

Сущность моей работы как учителя заключается в создании условий для социализации учащихся. Передо мной стоит задача мудро и системно включить подростка в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в школьной среде. Это удается только в неразрывном единстве урочной и внеклассной работы по предмету.

Формы социализации.

Использование ИКТ на уроках позволяет изменить взаимодействие "учитель-ученик": не только передавать школьнику знания, но и развивать у него логику, мышление, превратить его не в пассивного слушателя, а в активного участника, соавтора урока.

Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня, информационно-коммуникационные технологии уверенно завоевывают себе место в учебно-воспитательном процессе. Информационные технологии помогают работать по- новому, интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.

Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательная форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают социальный опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Для наглядной, эмоциональной, информационной насыщенности урока и активации познавательной деятельности учащихся на уроке активно использую ИКТ (слайд-шоу, работу с интерактивными тестами, интерактивной доской);

- применяю технологии проектных исследований школьников, предполагающих поиск, обработку и подачу ими найденной информации;

- стимулирую познавательную активность учащихся через творческие задания.

В мире постоянно увеличивается объем знаний, происходит огромное количество открытий и достижений, быстро устаревают уже имеющиеся сведения, каждому человеку необходимо, но не всегда просто, ориентироваться во всевозрастающем потоке информации. Все это заставляет задуматься о том, что источник новых знаний следует искать непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Одним из таких источников сейчас становится исследовательская деятельность учащихся. Приобщение школьников к исследовательской деятельности является одним из способов формирования активной жизненной позиции молодого человека.

Стратегией исследовательской деятельности является решение основополагающей задачи образования и воспитания, повышение качества образования - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Результатом исследовательской деятельности стали творческие проекты, компьютерные презентации, исследовательские работы.

Во-первых, в ходе урочной деятельности учащимся начиная с пятого класса предлагается участие в исследовательской деятельности на элементарном уровне - найти ответ на конкретный вопрос, исследовав документ, либо опросив по определенному вопросу своих близких.

В старших классах исследовательская работа активизируется, поднимается на принципиально новый уровень.

Деятельностный подход в обучении, организация исследовательской работы школьников способствуют использованию сильных сторон каждого обучающегося.

Социализация детей с ОВЗ - задача инклюзивного образования

Актуальным направлением реформы системы образования в России является так называемое «инклюзивное образование». А основная задача инклюзивного образования – социализация детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Такой подход позволяет назвать «особым» любого ребенка, чем-то отличающегося от принятой нормы.

Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации всех детей.

Опыт работы в этом направлении говорит о том, что внедрение инклюзивного образования полезно обществу по ряду причин:

  1. Оно помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.

  2. Оно поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.

  3. Оно предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства.

  4. Оно расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов и методов преподавания.

Хотелось бы остановиться на применении принципов инклюзивного обучения на уроках иностранного языка для детей с ОВЗ.

При реализации инклюзивного обучения на уроках иностранного языка рекомендуется:

- формировать лексические умения в ходе выполнения упражнений, которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи;

- использовать информационно-коммуникационные технологии, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься английским языком;

- создавать благоприятный психологический климат;

-использовать здоровье сберегающие технологии, адаптированную программу с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей, иллюстративного и аудиоматериала, интерактивных элементарных заданий на CD;

- формировать ситуации успеха просто необходимо на каждом уроке, чтобы ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания.

При организация системы работы с детьми с ОВЗ на уроках иностранного языка я стараюсь подбирать посильные индивидуальные задания, разрабатываю дополнительный материал, который бы входил в сферу интересов обучающихся, конкретизирую учебные задания с указанием способов работы, предупреждаю ошибки детей.

Способствует успеху в освоении иностранного языка и совместное с детьми выполнение образцов заданий, предупреждение возможных трудностей в учебной деятельности.

При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения на своих уроках я учу детей с особыми образовательными потребностями вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо.

Разнообразие упражнений и игр, применение ИКТ, СD дисков с игровыми программами на уроке английского языка помогает ребенку легче и быстрее запомнить изучаемый материал, а это ведет к расширению лингвистического кругозора: помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке.

Всё это благоприятно влияет на процесс обучения таких детей, и у них не возникает ощущения того, что его усилия напрасны.

Таким образом, реализуется основная задача инклюзивного образования – социализация детей с ОВЗ.

Работа по организации инклюзивного обучения только начинается. На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с широким внедрением инклюзии не только в процесс обучения иностранным языкам, но и в образовательный процесс в целом.

Инклюзивное обучение предоставляет таким детям возможность освоить хотя бы элементарный уровень владения иностранным языком, что в свою очередь даст шанс социализироваться в современном обществе, снизить количество социально неадаптированных, «выпавших» из образовательной структуры детей и подростков.

Знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками.



Формы социализации обучающихся с ОВЗ во внеучебной деятельности.

Основное содержание работы (и формы проведения) по воспитанияю и социализации обучающихся с ОВЗ во внеучебной деятельности.


  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Название мероприятия

форма

класс

«Герб, флаг, гимн России»

Беседа, викторина

5-7 классы

«Мой район, мой дом»

викторина

5-7 классы

Смотр строя и песни

Конкурс-соревнование

5-9классы

Конкурс военно-патриотической и солдатской песни к 9 Мая

конкурс

5-9классы

«Моя Малая Родина» (государственная символика субъекта РФ, в котором находится школа)

конкурс рисунков, викторина

5-6 классы

«Герб нашего района»

Конкурс-соревнование

7-8 классы

«Великие русские полководцы»

игра-соревнование

7-8классы

День флага (22 августа)

беседа

6 класс

«С чего начинается Родина?»

игра- соревнование

6-7 классы

День Героев Отечества (9 декабря)

Беседа, линейка

7-9 класс




«Разрешение конфликтов без насилия»

Беседа о толерантности, тестирование

8-9 классы

16 ноября – День толерантности (Уроки толерантности)

беседа

9 класс

«От правовых знаний к гражданской позиции»

беседа

9 класс

«Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда)

акция

5-9 классы

«Неделя Памяти» (мероприятия, посвящённые Дню Победы)

Конкурсы, игры-соревнования, конкурсы рисунков

5-9 классы


  1. Воспитание социальной ответственности и компетентности

Название мероприятия

форма

класс

«Моя роль в коллективе»

классный час

5 класс

«Школа вежливых наук» (что «можно», а что «нельзя»)

беседа, викторина

5-8классы

«Природа родного края»

беседа, викторина

5 класс

«Ваши права и обязанности, ребята»

беседа

5-7классы

«Как стать рыцарем»

Конкурс-соревнование

5-6классы

«Пятерка для мамы»

акция

5-7классы

«С любовью к России»

выставка детских рисунков

5-7классы

«Путешествие в страну народного творчества»

игра

5-7классы

«Любимец публики» (кумиры, которые научились преодолевать трудности)

классный час

8 класс

«Социальный успех»

ролевая игра

8-9классы

«Я живу в обществе»

ролевая игра

8-9классы

«Закон внутри нас»: День правовой грамотности

классный час с приглашением представителей власти

9 класс

«Открытый микрофон»

ролевая игра

9 класс

«Организованный ли вы человек?»

тестирование

5-9классы

«Мой город и его жители»

сочинение

5-9классы

Участие в различных олимпиадах

Олимпиады

5-9классы

Конкурс портфолио 

конкурс

5-9классы


  1. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

    Название мероприятия

    форма

    класс

    «Русские пословицы и поговорки о любви к Родине, дружбе, вере» (в т.ч. в рамках уроков литературы)

    Урок, классный час

    5 класс

    «Давайте жить дружно»

    классный час

    5-6классы

    День пожилого человека

    Беседа, акция

    5-9классы

    Урок Доброты, посвященный Дню инвалидов (3 декабря)

    беседа

    5-9классы

    «Ветхий завет о благочестии, совестливости, милосердии» (в рамках урока ОРКСЭ)

    Урок, классный час

    5, 6классы

    «Каким бы я хотел видеть своего друга?»

    Классный час -диспут

    5-7классы

    «Зачин дело красит» (традиции, обычаи и обряды наших предков)

    классный час

    5-7классы

    «Мама, папа, я – дружная семья»

    Конкурс-соревнование

    5-7классы

    «Новогодний праздник»

    праздник

    5-9классы

    «Искусство в мировых религиях» (в рамках урока МХК)

    Урок, классный час

    8-9 классы

    «Почему важно беречь честь?»

    диспут

    8-9классы

    Благотворительная акция «Улыбнись, малыш»

    акция

    5-9классы

    «Может ли доброта исцелить человека?»

    Дебаты, диспут, беседа, сочинение

    9 класс

    «В человеке должно быть все прекрасно…» (в т.ч. в рамках уроков литературы)

    Урок, классный час

    5-9классы

    «Правила поведения в общественных местах»

    Беседа, классный час, викторина

    5-9классы

    «Как не стать жертвой преступления, мошенничества»

    Беседа, классный час (с приглашением представителей ОДН)

    5-9классы

    «Помоги библиотеке»

    акция

    5-9классы

    «Ты же выжил, солдат!»

    уроки мужества, сочинение

    5-9классы

  2. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

    Название мероприятия

    форма

    класс

    Тематические классные часы, посвященные проблемам экологии

    Викторина, игра, презентация

    5-8 классы

    Выставка поделок «Дары природы»

    соревнование, участие в рейтинге

    5-7классы

    Участие в экологических конкурсах («Зеленый патруль», «Голубой патруль» и т.п.)

    Экологический патруль, экскурсия, викторина

    6-9классы

    Посещение музея природы

    Экскурсия, урок с презентацией

    5-7 классы

    Организация экскурсий («Экологическая тропинка»)

    Экскурсия, игра-путешествие

    5-6класс

    «Школа экологической грамотности»

    интеллектуальная игра

    7-8 классы

    Участие в акции ко Дню птиц (изготовление кормушек и скворечников, конкурс «Домик для птиц», конкурс рисунков)

    Выставки работ

    5-8классы

    Интеллектуальная игра «Мы выбираем здоровье»

    игра- соревнование

    7 класс

    Классные часы «Путешествие по городу Здоровейску», «Поговорим о нашем режиме», «Мое свободное время»

    Игры-путешествия, беседы, устные журналы

    5- 6 классы

    Спортивные мероприятия

    Соревнование, портфолио

    5-9 классы

    Мероприятия «За здоровый образ жизни» в рамках проведения Всемирного Дня здоровья

    Классный час с приглашением сторонников ЗОЖ

    7-9 классы

    Профилактические беседы, индивидуальная работа по предупреждению детского дорожно-траспортного травматизма

    Родительские собрания, классные часы, индивидуальная работа

    5-9классы, все участники образовательных отношений

    Посещение юношеской библиотеки в целях проведения классных часов о ЗОЖ

    Беседа, викторина, урок-игра

    8-9классы

    Беседы представителей ЦРБ с обучающимися с ОВЗ «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний» и т.п.

    Беседа, презентация

    7-9 классы

    Озеленение и благоустройство пришкольного участка, школьных помещений

    Работа над проектом, конкурс на лучший проект по озеленению участка

    8- 9 классы

    Мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом

    Дебаты, дискуссии, беседы

    9 класс

    День ГО: учебная эвакуация учащихся в ЧС

    Учебная игра

    5-9классы

  3. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Название мероприятия

Форма

Класс

«Осенний калейдоскоп», «День матери», Новый год, «А ну-ка, девчонки!», «А ну-ка, мальчишки!», выпускной вечер

Праздник, демонстрация достижений учащихся

5-9классы

Тематические декады, предметные недели

Выставки достижений учащихся

5-9классы

Участие в олимпиадах по учебным предметам

участие в рейтинге, потрфолио

5-9классы

Классные часы «Мир профессий», «Все профессии важны», «Поговорим о профессиях»

Беседа, викторина, игра «Счастливый случай», «Своя игра», «Ярмарка профессий»

5-9классы

Озеленение класса и школы, пришкольной территории.

Трудовой десант, соревнование

5-9классы

Вовлечение обучающихся с ОВЗ в детские объединения, секции, клубы по интересам

Кружковая работа, доп.образование

5-9 классы

Конкурс поделок «Мастерская Деда Мороза», выставки технического творчества, выставки декоративно-прикладного творчества

Выставки достижений учащихся

5-9классы

Субботники по благоустройству территории школы, трудовые десанты

Трудовой десант

6-9классы

Экскурсии на предприятия города в целях профориентации

экскурсия

9 класс

«День открытых дверей» в колледже

экскурсия

9 класс

Встреча со специалистами района

Беседа, анкетирование

  1. класс

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

Название мероприятия

Форма

Класс

День знаний 1 сентября

праздник

5-9 классы

Уроки музыки, изобразительного искусства, технологии

Урочные занятия

5-9 классы

Выполнение творческих заданий на уроках образовательной области «Искусство»

Конкурс

5-9 классы

Внеурочная деятельность (общекультурное направление: музыка, ритмика, оригами, лепка, рисование, вязание)

Внеурочные занятия, кружковая работа

5-9 классы

Совместные мероприятия с библиотеками (праздники, творческая деятельность)

Конкурс, викторина, игра, беседа, праздник

5-9 классы


Посещение выставочного зала, участие в мастер-классах (валяние шерсти, роспись по батику, резьба и т.п.)

презентация работ, выставки, экскурсия, урок, кл.час

5-9 классы

Тематические выставки и конкурсы рисунков

Конкурс, участие в рейтинге

5-9 классы

Участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества

Конкурс, выставка, портфолио

5-9 классы

Выставки семейного художественного творчества

День открытых дверей

5-9 классы

Участие в оформлении к празднику класса и школы

Конкурс-соревнование, проект

8-9 классы

Конкурсы чтецов в рамках тематических декад

Конкурс, праздник

5-9 классы

Музыкальные вечера, литературно-музыкальные композиции

Праздник, смотр достижений учащихся

8-9 классы

Фольклорные праздники, знакомство с художественными промыслами

Праздник, игра, классный час

5-7 классы

Последний звонок

Торжественная линейка

9 класс


Взаимодействие школы с социальными партнерами

В целях реализации плана воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ школа активно взаимодействует с социальными партнерами:

Учреждения культуры

ДШИ, библиотеки

Дом дружбы народов

Центр детского творчества

СМИ района

«Стальная искра»



ЦРБ









МВЦ (музей, выставочный зал)



Центр социальной защиты «Забота»

Пожарная часть

КДН



Плавательный бассейн «»Жемчужина»

МБОУ «Новошешминская СОШ»




ДЮСШ







Управление по делам молодежи и спорта

Предприятия села




Завод СОМ

ГИБДДД




Районная общественная молодёжная организация «Молодая гвардия»

Военный комиссариат и Совет ветеранов



3. Что даёт социализация??

Современное общество предъявляет высокие требования к развитию личности. Формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного искать и находить взвешенные решения, основанные на самостоятельном исследовании окружающего мира является одной из задач современной школы.

Молодое поколение будет определять успехи России в будущем.

Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!