Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Красногорский Центр детского творчества
Методическое пособие
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
в системе ДО
Автор:
Логинова Ярослава Анатольевна
Педагог дополнительного образования
с. Красногорское, 2019
Оглавление
Оглавление ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….………………. 2
Введение ……………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………..……..……... 3
Контроль. Виды контроля. ………………………………………..…………………………………………………………………………………………………………………..………………. 4
Алгоритм контроля. …………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………………….……………. 5
Формы контроля………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………………………………6
Список литературы …………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………….…………..…………….. 16
Введение
Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер, однако реализация программы предполагает оценку уровня полученных знаний, умений и навыков. Поэтому в учреждениях дополнительного образования необходимо проводить контроль и аттестацию обучающихся.
Особое внимание педагогу нужно уделить формам контроля. Содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале, необходимо включать и действенно-практический опыт обучающихся.
Данное методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования с целью упрощения выбора форм контроля при аттестации обучающихся. Содержание пособия раскрывает понятие контроль, виды контроля. Так же в пособии представлен алгоритм контроля и формы контроля, как традиционные, так и нетрадиционные.
КОНТРОЛЬ. ВИДЫ КОНТРОЛЯ.
Контроль – это проверка и оценка результатов обучения, выявление соответствия уровня освоения знаний обучающихся образовательному стандарту по данному предмету.
В обучении под контролем понимается определение соответствия учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. (И. Е. Киселева).
АЛГОРИТМ КОНТРОЛЯ.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
А
АНКЕТИРОВАНИЕ - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются обучающимися. | |
Достоинства:
-
высокая оперативность получения информации;
-
возможность организации массовых обследований;
-
сравнительно малая трудоемкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;
-
отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу обучающихся;
-
не выраженность у педагога отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.
Б
| БЛИЦТУРНИР – это форма контроля, включающая в себя список вопросов, ответить на которые необходимо за определенный промежуток времени. |
Достоинства:
В
ВИКТОРИНА - это совокупность не менее десяти вопросов (устных или письменных) по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. | |
Достоинства:
| ВЫСТАВКА - это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. |
Достоинства:
Д
ДИКТАНТ – это форма, которая представляет собой систему контрольно-диагностических заданий, содержащих широкий набор признаков, из которого воспитанники самостоятельно выбирают те, которые им необходимы для описания того или иного объекта (предмета). | |
Достоинства:
-
обучающиеся проявляют активность во время диктанта;
-
диктанты-это путь к устной коммуникативной деятельности;
-
они полезны в группах учащихся с разными способностями;
-
можно проводить в группах с разным количеством обучающихся (даже в больших группах!);
-
существуют разнообразные формы его проведения.
Виды диктантов:
1. Picture Dictation (фото-диктант).
Педагог диктует слова, а обучающиеся схематически рисуют то, что диктует педагог.
2. Shadow Dictation (теневой диктант).
Работа в парах. Педагог диктует текст, один ученик пишет, другой только слушает. Когда педагог закончит диктовать, ученики-слушатели проверяют написанное своих напарников.
3. Song Dictation (песенный диктант).
Педагог раздает листочки, на которых перемешаны слова песни. Затем сам читает песню (можно включить запись песни), дети размещают листочки со словами песни в соответствии с ее содержанием (последовательность!)
4. Card Dictation (диктант с карточками).
Педагог показывает картинку, дети записывают слово или наоборот, педагог показывает слово, а дети рисуют картинку.
5. Визуальный диктант.
Педагог пишет на доске четверостишие или короткий текст. Читают все хором, разбирают наиболее сложные по написанию слова. Затем ребята записывают его под диктовку педагога. Текст предварительно стирается с доски.
6. Самодиктант.
А) Разучивается четверостишие с новыми словами, предварительно записанное на доске все вместе хором. Затем стираются по очереди строки стихотворения, начиная с последней при проговаривании стихотворения. Таким образом дети каждый раз по памяти воссоздают каждую "исчезнувшую" строку. Затем предлагаю записать стихотворение по памяти.
Б) Педагог задает на дом выучить отрывок текста или стихотворение. На следующее занятие дети, диктуя сами себе, пишут на листочках текст, который учили дома.
7. Whistle dictation (просвистывающий диктант). Выберите подходящий текст, тематически связанный с недавно пройденной темой. Отметьте в тексте слова, которые вы будете не диктовать, а «просвистывать». Начинайте диктовать. Обучающиеся слушают текст и пишут. Каждый раз, услышав свист, они должны самостоятельно выбрать и записать необходимое слово, требующееся по смыслу. Можно заменить свист каким-нибудь словом.
| ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - форма самостоятельной работы обучающихся, организуемая педагогом с целью закрепления и углубления знаний, полученных на занятии, для подготовки к восприятию нового материала. |
Достоинства:
-
систематизация изученного материала;
-
углубление знаний по определенной теме;
-
повторение изученного материала.
З
ЗАЧЕТ - это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме (тестирование, анкетирование, реферат). | |
Достоинства:
-
возможность оценить конкретные знания и умения, обучающихся по каждой теме;
-
работа на зачетах в строго регламентированных временных рамках, заставляет обучающихся ценить предоставленное время, сразу включаться в работу.
| ЗАЩИТА ПРОЕКТА – состоит в коротком докладе (7-10 минут). Представляя в ходе защиты разработанный проект, обучающийся обозначает его актуальность, проблему, цель, задачи, характеризует содержание и результаты выполненного исследования, высказывает предложения о практическом использовании данного проекта. |
Достоинства:
-
проектная деятельность позволяет организовать практическую деятельность в интересной для обучающихся форме, направив усилия на достижение значимого для них результата;
-
оценка ставится не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;
-
появляются реальные условия для воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.
-
освоение учебного материала становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.
ЗАЩИТА РЕФЕРАТА. Реферат – объемная работа описывающего характера, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Освещает имеющийся практический опыт и отражает точку зрения автора. Работа над рефератом может включать в себя: 1. Наработку теоретического материала по заданной теме (история развития, отличительные особенности и др.). 2. Разработка авторского изделия (эскиз, выкройки, технология изготовления и др.). 3. Практическое выполнение. | |
Достоинства:
-
развитие навыков самообразования и самоконтроля;
-
развитие навыков групповой деятельности;
-
повышение информационной культуры;
-
повышение мотивации;
-
развитие творческих способностей.
И
| ИГРА – это форма деятельности (чаще-совместной деятельности) обучающихся, воссоздающая те или иные практические ситуации и систему взаимоотношений. |
Достоинства:
-
развивающие и познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца.
-
в познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся.
-
различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.
-
данный вид контроля наиболее подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра «Аукцион».
Перед началом игры участники должны ознакомиться с правилами его проведения:
1. Право на ответ может купить любой из участников, заплатив сумму фишек в ходе открытых торгов.
2. Стартовая цена каждого лота (право на ответ) равна 100 фишкам, торговый шаг – 50 фишек (количество фишек может варьироваться).
3. Участник, называя свою цену, должен поднять и показать ведущему аукциона свой номер.
4. За правильный ответ на вопрос, который был приобретен, участник получает вознаграждение – 1000 фишек.
5. Участник, ответивший неправильно на вопрос, платит штраф – 50 фишек, а лот снимается с торгов.
6. Победитель определяется по количеству оставшихся на руках после аукциона фишек.
Данная игра хороша тем, что она позволяет не только закрепить знания, но и стимулирует познавательную деятельность учащихся, активизирует интерес к предмету.
Игра «Шаги к успеху».
Обучающиеся разделяются на две и более команды, которые по очереди бросают игральные кубики с цифрами, после чего им задается вопрос, в случае верного ответа команда передвигается по игровому полю на выпавшее количество шагов.
Игра «Шифровка».
Обучающимся выдаются карточки, на которых представлены вопросы по изученной теме. После каждого вопроса указано, какую букву из ответа необходимо извлечь. Отвечая на вопросы таким образом, обучающиеся определяют зашифрованный педагогом пароль (слово или словосочетание).
Игра «Крестики-нолики».
Для проведения игры понадобится игровое поле, разделенное на 9 квадратов, каждый из которых обозначен определенным числом, номером задания. Обучающихся необходимо разделить на 2 команды – «Крестики» и «Нолики». После чего объясняются правила игры: для победы участникам необходимо поставить подряд три Х или О по горизонтали, вертикали или диагонали. Но для того, чтобы поставить «крестик» или «нолик» в выбранный квадрат необходимо правильно ответить на содержащийся в нем вопрос. Если команда правильно ответила на вопрос, то в соответствующем квадрате педагог ставит знак команды, в противном случае вопрос «сгорает».
Игра «Термины и буквы».
Обучающимся необходимо записать наибольшее количество понятий по изученной теме, разделу, дисциплине, начинающихся с определенной буквы.
Игра «Презентация».
Педагог называет одному из обучающихся какое-либо из изученных понятий, а он, в свою очередь, пытается объяснить данное понятие группе, используя только жесты и мимику.
Игра «Путешествие».
Занимательный познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов (станций), по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждом этапе участникам игры предлагается комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой.
К
КОНСУЛЬТАЦИЯ - это форма контроля, направленная на решение интеллектуальных и психологических вопросов, возникших у обучающихся при подготовке к итоговому занятию. | |
Достоинства:
Консультация «Тридцать вопросов».
Обучающиеся делятся на группы. Группам предлагается за 10 минут составить и записать по тридцать вопросов педагогу, относящихся к данной теме. Дается очень мало времени, что является важным моментом. Вопросы записываются на отдельном листе. После того, как выделенное время пройдет, устраивается нечто похожее на эстафету. В каждой команде выбирается спикер, который будет говорить от имени остальных. Первая команда задает первый вопрос. Спикер второй команды отвечает, при необходимости члены команды могут ему помочь. Педагог говорит: «От себя добавлю…» и консультирует по затронутому вопросу, расширяя его, выстраивая в систему. Остальным командам предлагается зачеркнуть в своих списках номер вопроса, который обсуждался, если таковой у них имеется. Теперь спикер второй команды задает первый незачеркнутый вопрос из своего списка. Отвечает спикер третьей команды. Вопрос вычеркивается из всех списков. И так далее.
| КОНЦЕРТ - это публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. В определённом смысле - это соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. |
Достоинства:
КРОССВОРД – задача, построенная на пересечении слов. В клетки, начиная от числового обозначения, нужно вписать ответы к предложенным значениям слов. Загадываются имена существительные в именительном падеже единственного числа. В зависимости от уровня подготовленности воспитанников дается подробное или краткое объяснение термина. | |
Достоинства:
-
расширяет кругозор обучающихся;
-
развивает познавательный интерес;
-
заставляет обучающегося мобилизовать свои знания;
-
способствует формированию интеллекта, развитию памяти и внимания.
1. Кроссворд - загадка "соединенные слова". Для их решения необходимо определить, какие два слова "спрятались" в одной строке. Последние буквы первого слова являются началом второго. | |
2. Чайнворд или "лабиринт". Основное правило при его заполнении - последняя буква слова является первой буквой следующего за ним слова. | |
3. Кроссворд - "лесенка". Все слова в этом кроссворде либо начинаются с одной буквы, либо заканчиваются одинаково. | |
4. Кроссворд - пирамида. Разгадав все слова, дойдя до вершины, узнаете зашифрованное слово. | |
5. Кроссворд "спрятанное название" или головоломка. Вписать слова в клетки по горизонтали или по вертикали, чтобы получилось ключевое слово. | |
6. Кроссворд - "уголок". | |
Л
| ЛАБОРОТОРНАЯ (ПРАКТИЧЕСКАЯ) РАБОТА - форма контроля, которая требует от обучающихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. |
Достоинства:
М
МОЗГОВОЙ ШТУРМ - оперативное решение проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. | |
Достоинства:
-
развитие творческого и аналитического мышления;
-
развитие коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать других, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи.
Н
| НАБЛЮДЕНИЕ – форма контроля, которая позволяет педагогу получить достаточно полные данные об обучающемся: и уровень его знаний, умений по предмету, и отношение к обучению, степень его познавательной активности, сознательности, и умение мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи. |
Достоинства:
-
позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;
-
позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
О
ОЛИМПИАДА - форма итогового контроля, проводится с целью выявления наиболее способных и подготовленных детей. Это своеобразный смотр знаний, умений и навыков, который представляет из себя, как правило, логическое сочетание различных творческих конкурсов. | |
Достоинства:
| ОПРОС УСТНЫЙ – форма контроля, позволяющая не только опрашивать и контролировать знания обучающихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки. |
Достоинства:
-
позволяет поддерживать контакт с обучающимися, корректировать их мысли;
-
развивает устную речь (монологическую, диалогическую);
-
развивает навыки выступления перед аудиторией;
-
заставляет работать в быстром темпе.
ОПРОС ПИСЬМЕННЫЙ - более лояльный, чем устный, так как дает обучающемуся время сосредоточиться, менять порядок заданий (например, начать отвечать с более легких вопросов). | |
Достоинства:
-
нет давления авторитета педагога, обучающийся свободен в выборе алгоритма действий. Поэтому письменный опрос считается более объективным;
-
охватывает всех (или многих) обучающихся;
-
обеспечивает всестороннюю, глубокую проверку знаний, умений и навыков;
-
с помощью письменного опроса удобнее проверять не только теорию, но и практические навыки;
-
зачастую можно быстро проверить работы (по ключам) и выставить оценки.
П
| ПРЕЗЕНТАЦИЯ - представление информации с помощью компьютерных программ (например, Microsoft PowerPoint). Презентация содержит слайды, которые иллюстрируют материал к выступлению. |
Достоинства:
-
способствует расширению общего кругозора обучаемых, обогащает их знания;
-
развивает навыки работы с ИКТ.
Р
РЕБУС - загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знакам. | |
Достоинства:
С
| САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - это форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия педагога, но по его заданию путем проявления максимальной самостоятельности творчества, инициативы. |
Достоинства:
-
есть возможность осуществить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
-
интеллектуальное развитие личности и активная познавательная деятельность обучающихся;
-
формирование умений и навыков поиска и обработки необходимой информации;
-
не имеет временных ограничений.
СОБЕСЕДОВАНИЕ - это форма входного или текущего контроля. Проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и способностей как при поступлении в образовательные объединения, так и на отдельных этапах усвоения программы. Может проводиться в форме индивидуальной беседы в сочетании с творческими заданиями, а также в коллективных формах: например, в форме «круглого стола». Пример: Собеседование «Расскажи о себе». | |
Достоинства:
-
позволяет опрашиваемому свободно, открыто отвечать на вопросы;
-
позволяет педагогу переформулировать или иначе построить вопрос во время собеседования.
| СОРЕВНОВАНИЕ - это учебные, познавательные конкурсы, которые основываются на принципах соревновательности, интереса, быстрой реакции. В ходе занятия группа делится на две команды, которые соревнуются между собой. Судейская бригада ставит баллы командам (оцениваются теоретические знания, реакция, полнота и оригинальность ответов, приобретенные практические умения и навыки). |
Достоинства:
-
удовлетворяет потребность обучающихся в самовыражении;
-
помогает педагогу выявить среди обучающихся лучших;
-
коллективная деятельность.
Т
ТЕСТИРОВАНИЕ - система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся. Проще говоря, "тест" - простой выбор одного ответа из нескольких предложенных к вопросу. | |
Достоинства:
-
ставит всех обучающихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки;
-
это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса;
-
затраты времени на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле.
ВИДЫ ТЕСТОВ:
Задания с выбором ответов (закрытые задания). А) Задания с выбором одного правильного ответа. Б) Задания с выбором одного неправильного ответа. |
Пэчворк – это …? А. – техника, которая предполагает использование разноцветных лоскутков ткани, на основе которых сшивается единое полотно определенного композиционного плана. Б. – аппликация из ткани. В. – декор мебели. |
Задания на установление соответствия. |
1. АППЛИКАЦИЯ 2. БУМАГОПЛАСТИКА 3. ДЕКУПАЖ | А. техника создания полуобъемных и объемных изделий из бумаги. Б. техника, которая заключается в вырезании узоров, изображений из бумаги, которыми затем декорируются различные поверхности. В. техника, основанная на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. |
Задания с выбором нескольких правильных ответов. |
Выберете инструменты, которые используются при работе в технике СКРАПБУКИНГ: |
Задания с открытым ответом. |
Родиной фоамирана является … (Иран) |
Э
| ЭКЗАМЕН – это итоговая форма контроля, целью которой является оценка теоретических знаний и практических навыков, способности обучающихся к мышлению, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач. Экзамены проводятся по билетам в устной или письменной форме. Ответ на экзамене определяется следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». |
Достоинства:
-
развитие умения говорить, формулировать и выражать мысли;
-
неправильный ответ можно заменить дополнительными ответами;
-
по билетам легче учить, чем по темам.
Список литературы
1. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.
-
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М., ВЛАДОС, 2001
Интернет – источники
1. https://infourok.ru/kontrol-v-obuchenii-ego-zadachi-i-soderzhanie-1021486.html
2. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=2084
3. https://infourok.ru/ispolzovanie-razlichnih-form-kontrolyadiktant-1237991.html
4. http://evplova.ru/index.php/stati/47-blits-igry-ili-kak-sdelat-uchebnyj-protsess-interesnym
5. https://pandia.ru/text/78/003/37028.php
7