СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы, методы и приемы обучения, применяемые в дополнительном образовании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Формы, методы и приемы обучения, применяемые в дополнительном образовании.

Технология–это научная дисциплина, которая изучает закономерности, действующие в различныхпроцессах образовательной или производственной сферы. (Греч. Techne – искусство, мастерство, умения и Logos – слово, учение).

Педагогическая технология – это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников. Она занимает промежуточное положение между наукой и опытом, интегрирует теорию и практику образования.

Целостность педагогической технологии задаётся конкретностью цели, на достижение которой она направлена. Именно по целевому признаку чаще всего и называют педагогические технологии: технология формирования понятия числа; технология коллективной творческой деятельности; технология работы в малых группах и т.п.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),

- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности),

- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),

- по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические, функции управления конфликтными ситуациями).

Просмотр содержимого документа
«Формы, методы и приемы обучения, применяемые в дополнительном образовании.»

Формы, методы и приемы обучения, применяемые в дополнительном образовании.

Технология–это научная дисциплина, которая изучает закономерности, действующие в различныхпроцессах образовательной или производственной сферы. (Греч. Techne – искусство, мастерство, умения и Logos – слово, учение).

Педагогическая технология – это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников. Она занимает промежуточное положение между наукой и опытом, интегрирует теорию и практику образования.

Целостность педагогической технологии задаётся конкретностью цели, на достижение которой она направлена. Именно по целевому признаку чаще всего и называют педагогические технологии: технология формирования понятия числа; технология коллективной творческой деятельности; технология работы в малых группах и т.п.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),

- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности),

- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),

- по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические, функции управления конфликтными ситуациями).

Всякая технология акцентирует внимание на процессуальной стороне деятельности (этапности, закономерной логике), но представляет собой целенаправленную и эффективную деятельность по управлению соответствующим (образовательным) процессом. Освоение педагогических технологий должно быть технологичным, выдерживать строгую логику.

1 этап – знакомство с педагогической технологией.

2 этап – изучение технологии.

3 этап – применение технологии.

Признаки педагогической технологии:

  • признак цели – конкретность и диагностичность цели, достижение которой гарантирует данная технология;

  • признак диагностичности – обеспеченность технологии диагностическими средствами, которые помогают педагогу отслеживать и корректировать процесс и результаты педагогических воздействий;

  • признак структурности – законосообразная логика и жесткая соподчиненность использования в технологии приемов и методов (алгоритм деятельности педагога);

  • признак оптимальности – наличие перечня условий, ограничивающих сферу применения или результативность технологии (возрастные границы, наличие определенных технических средств).

Все педагогические технологии классифицированы. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К.Селевко и представил в виде классификационных групп. Многообразие типологий обусловлено различными критериями их выделения.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические; диалектические и метафизические; научные (сциентистские) и религиозные;гуманистические и антигуманные; антропософские и теософские; свободного воспитания и принуждения; прогматические и экзистенциалиститские технологии.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.

По позиции и отношению к ребенку со стороны взрослых в образовательном процессе: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества.

По категории обучающихся: массовая, продвинутого уровня, гимназического, лицейского образования и другие.

По типу организации и управления познавательной деятельности (В.П.Беспалько). Классифицируется как взаимодействие учителя с учеником (управление) и может быть: разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) и автоматизированным (с помощью учебных средств).

По критерию способ – метод – средство: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, диалоговые, коммуникативные, игровые, творческие, программированного, проблемного, развивающего, саморазвивающего обучения и другие.

Гуманитарные педагогические технологии – выстраиваются на основе закономерностей мировосприятия и саморазвития ребенка, с которым работает педагог; это педагогическая помощь в самостановлении ребенка, связь с окружающей средой. Наиболее оптимальными для гуманитарного подхода можно считать диалоговые, игровые, проективные, исследовательские технологии.

Технологии дифференцированного обучения и воспитания – совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Педагогические технологии (личностно-ориентированные, интегрированные занятия, проектная технология, информационно-коммуникативные, интерактивные подходы, учение через обучение, технология парного обучения, профильное обучение, интернет-технологии, работа в малых группах, игровые) – имеют особую значимость и популярность в дополнительном образовании, где учитывается, в первую очередь, социальный запрос, свобода выбора деятельности.

Дополнительное образование располагает особыми условиями, способствующими саморазвитию и самореализации, такими, как субъект – субъектное взаимодействие педагога и ребенка, вариативное образование, ситуация успеха для каждого, многоуровневая социокультурная, психолого-педагогическая среда. Основные ученые, педагоги в области дополнительного образования: А.Г.Асмолов, В.А.Горский, А.В.Золотарева, Е.Б.Евладова, М.Б.Коваль, Н.Г.Крылова, Л.Г.Логинова, М.Ю.Чехов, А.И.Щетинская и другие.

А.И.Щетинская выделяет принципы развития системы дополнительного образования: национального и гражданского самоопределения, регионализации, гуманизации, демократизации, вариативности и дифференциации, стандартизации, непрерывности, аксиологизации. Под принципом аксиологизации понимается «ценностный подход и осмысление преемственности старого и нового, традиционного и инновационного в развивающейся системе дополнительного образования детей». Принцип вариативности и дифференциации предусматривает многообразие форм собственности на образование и образовательные учреждения, выбор различных каналов и форм получения образования, дающих возможность реализации индивидуальных образовательных программдля удовлетворения интересов, склонностей и способностей детей.

Отличительные черты дополнительного образования: создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, педагога; личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; многообразие видов деятельности, удовлетворяющие интересы и потребности ребенка; признание права выбора ребенком видов деятельности; личностно-ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования осуществляется посредством реализации социально-педагогической поддержки как одной из основных педагогических технологий дополнительного образования.Система социально-педагогической поддержки в учреждениях дополнительного образования включает в себя следующие компоненты: организационно-управленческий; диагностико-проектировочный; деятельностный; аналитико-коррекционный.

В качестве примера приведу некоторые основные аспекты из образовательной программы: «В соответствии с программой развития ЦДО «Создание модели Центра дополнительного образования – открытой социально-педагогической системы «Центр +» цельюобучения в студии«Стерх» (естественно-научного направления)является раскрытие познавательного потенциала, развитие общей и эстетической культуры, исследовательских способностей и склонностей, воспитание экологической культуры обучающихся 7-10 лет. Организация занятий базируется на принципе практического обучения, включают в себя активную познавательно-поисковую и игровую деятельность, направленную на профориентацию младших школьников.

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е.организация максимально продуктивной познавательной и творческой деятельности обучающихся,учебный материал развернут в циклах наблюдений, занятиях, экскурсиях, акциях, праздниках, других познавательно-развивающих мероприятиях. Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания. В основе экологического воспитания содержатся ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Наглядно-иллюстративными, познавательно-развивающими материалами являются книги серии «Моя первая энциклопедия», справочники-определители Национального книжного издательства «Бичик» г.Якутск.

Знакомясь с природой, окружающей средой, обучающийся приобретает основы знаний и навыка охраны природы, окружающей среды, жизнедеятельности человека, экологической культуры».



Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика.


Основным видом дифференциации является – индивидуальное обучение (разделение):

- по возрастному составу (классы, группа детского сада, возрастные параллели, разновозрастные группы, например, студии художественного или технического направления);

- по полу (мужские, женские, смешанные группы, отдельные команды);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические, направления, студии, мастерские, школы);

- по уровню умственного развития (уровню достижений), например, классы коррекции;

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы, например, программа индивидуального обучения детей с ОВЗ по курсу «Легоконструирование»).


Дифференциация по уровню развития способностей – приспосабливание.

Ориентировано на:

- обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

- приспособление или адаптация обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.


Особенности организации гомогенных групп:

А) внешняя дифференциация:

- региональная – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

- внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления изучения, уклоны, потоки);

- в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения);

- межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

Б) внутренняя дифференциация:

- внутриклассные или внутрипредметные группы в составе класса.

Существует несколько общеизвестных моделей внутриклассной дифференциации.


Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация»,Гузик Николай Петрович.

Комбинированная система обучения: внутриклассная дифференциация обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.

Пять типов уроков:

  1. урок общего разбора темы,

  2. комбинированные семинарские занятия с проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся,

  3. уроки обобщения и систематизации знаний,

  4. уроки межпредметного обобщения материала (защита тематических заданий),

  5. уроки-практикумы.

Из-за неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося).

Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся.

Для этого используются следующие формы занятий:

работа по группам (ряд, команда), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».


Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», Фирсов Виктор Васильевич.

В данной технологии предлагается введение двух стандартов (принцип минимакса): для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).

Особенности:

- реальное усвоение базового уровня знаний;

- доступность;

- демократическая организация учебного процесса;

- мотивация, а не констатация;

- предупреждение, а не наказание за незнание;

- право выбора уровня обучения;

- учебный успех.


Уровневая дифференциация обучения предусматривает:

  • наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки;

  • индивидуализация требований к учащимся и достижение ими учебного результата;

  • возможность углубленного изучения предмета и т.д.

Особенности методики:

  • блочная подача материала;

  • работа с малыми группами;

  • наличие учебно-методического комплекса.

Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову – системная повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов.


Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей. При дифференцированном подходе к образованию каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Благодаря дифференцированному методу в дополнительном образовании, легче добиться максимальных результатов; происходит повышение мотивации к усвоению; создается комфортность условий для творческого и индивидуального развития; адаптации интересов; что создают благоприятные условия для личностно-ориентированного обучения и развития.

В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, что приводит к его дальнейшему успеху, решает социальную проблему, адаптирует и направляет…



Вертикальная структура представляет собой следующую иерархию педагогических технологий:

  • метатехнологии

    • отраслевые макротехнологии

      • модульно-локальные мезотехнологии

        • микротехнологии


Метатехнологии – социально-педагогический уровень. Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении.

Например, технологии развивающего обучения; технологии воспитательной работы в данной школе; технологии управления качеством образования в районе.

Макротехнологии – общепедагогический и общеметодический уровень. Это отраслевые педтехнологии, охватывающие деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины.

Например, технологии преподавания учебного предмета; технологии компенсирующего обучения.

Мезотехнологии – частно-методический (модульный) и узкометодический (локальный) уровень. Это модульно-локальные технологии, представляющие технологии, осуществляющие отдельные части (модули) учебно-воспитательного процесса или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач.

Например, технологии изучения данной темы, усвоения и повторения или контроля знаний.

Микротехнологии – контактно-личностный уровень. Это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относятся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса.

Например, технологии формирования навыков письма, тренинги по коррекции отдельных качеств индивида.


Основные качества современных педагогических технологий:

- системность;

- комплексность – координация и взаимодействие всех элементов в содержательном разнообразии педагогических процессов;

- целостность – наличие общего интегративного качества при сохранении специфических свойств элементов;

- научность – синтез достижений науки и практики, гуманизация и демократизация общества, сохранение прошлого опыта и прогностичность;

- концептуальность – система взглядов на педагогический процесс, идеи, принципы, на основе которых ставятся и решаются глобальные социальные цели;

- структурированность – внутренняя организация системы (цели содержания), системообразующие связи элементов (концепция, методы), устойчивые взаимодействия (алгоритм);

- иерархичность – метатехнологии (социально-политический уровень), отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень), модульно-локальные мезотехнологии (частнометодический и узкометодический уровни), микротехнологии (контактно-личностный уровень);

- логичность – логика и четкость действий, учебно-методическое оснащение;

- алгоритмичность – разделение на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, блоки);

- процессуальность–развитие целенаправленного и управляемого технологического процесса включает последовательные этапы целеполагания, планирования, организации, реализации целей и аналитического процесса;

- преемственность – системные качества педтехнологий выступают в единстве научного, процессуально-действенного и формально-описательного аспектов. Качества субъекта (профессионализм) и качества объекта (способности, потребности);

- вариативность и гибкость – изменение последовательности порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии;

- управляемость – диагностическое целеполагание, планирование, проектирование педагогического процесса, варьирование средствами и методами в целях коррекции, адаптации;

- диагностичность – получение информации о ходе процесса и контроль его отдельных этапов, возможность мониторинга результатов;

- прогнозируемость результатов – обобщенное качество любой технологии, степень достижения определенных целей, степень вероятности значений результата;

- эффективность–отношение результатов к количеству израсходованных ресурсов;

- оптимальность – достижение максимума результата при минимуме затрат;

- воспроизводимость – возможность применения (переноса, повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими объектами.

Современные интерактивные технологии.

Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

Интерактивные технологии по В.В.Гузееву – это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Выделяются три режима информационного обмена.

Экстраактивный: информационные потоки направлены от субъекта (обучающей системы) к объекту обучения где ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекции, традиционной технологии.

Интраактивный: информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают их активную умственную деятельность, замкнутую внутри них. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Интерактивный: информационные потоки проникают в сознание, вызывают активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Потоки чередуются или имеют двусторонний (встречный0 характер.

Примерами интерактивных технологий могут быть беседа или консультация. Больше всего интерактивный режим представлен в технологических приемах, входящих в какую-либо конкретную монотехнологию (взаимоопрос, игровые ситуации, проблематизация в технологии развивающего обучения, коллективно-творческие дела, обучение иностранному языку в разговоре (диалоге). Технологии социального воспитания, телекоммуникационные технологии).

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением.


Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.

Технология РКМЧП – формирование нового стиля мышления. Для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.


Технология проведения дискуссий.

Дискуссия – эффективный интерактивный метод познания, означает обсуждение, противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения.

Цели проведения дискуссии: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества. Темы дискуссий: проблемы морали и политики, искусства и техники, науки и спорта, медицины и семейных отношений.

Виды дискуссий: дискуссия –диспут; конференция; дискуссия в печати, по радио, телевидению; прогрессивная дискуссия; дискуссия – соревнование; методика «вопрос-ответ»; процедура «обсуждение вполголоса»; методика «лабиринта»; методика «клиники»; методика «эстафета» и свободноплавающая дискуссия.


Технология «Дебаты».

Технология «Дебаты» - прения, обмен мнениями на каком-нибудь собрании, заседании. Воплощается практика смешения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов.

Модели технологии «Дебаты»:

- свободные дебаты (дискуссии) в больших аудиториях;

- панельные дебаты – в стиле телевизионного ток-шоу: несколько человек обсуждают проблему в присутствии аудитории.

- симпозиум – специалисты в краткой форме высказывают свою точку зрения на проблему (10 минут), затем аудитория обсуждает вопросы и ответы (20 минут);

- «экспресс - дебаты» - этапы ориентации и подготовки сведены к минимуму, осуществляется на уроке и используется для закрепления учебного материала либо как форма активизации познавательной деятельности;

- «модифицированные дебаты» - изменяются правила, используются отдельные элементы технологии дебатов, организуются «группы поддержки», ролевая игра, создается «группа экспертов»;

- круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвуют до 10-20 участников и, в ходе которой, происходит обмен мнениями между всеми участниками;

- «аквариум» - содержание определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами в коллективе учащихся и педагогов по некоторым вопросам. Участники делятся на группы (в центре кругов). Представители групп могут брать перерыв для совещания с остальными участниками. В ходе дебатов действует система «записок». «Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.

- подсчитывающая дискуссия – работа в малых группах, очки за участие в дискуссии. Тема подсказывается изучаемым материалом или текущими событиями.


Педагогическая игра – это творческая деятельность, обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Предлагаю обзорно, кратко и схематично ознакомиться с содержанием, видами и областью применения игр и игровых технологий.


Развивающие игры – основной принцип обучения – от простого к сложному.

Основное содержание развивающих игр:

- развитие творческих способностей;

- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

- достигая успеха, развитие обучающихся становится наиболее успешным;

- разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Игры делятся на: спортивные, ролевые, сюжетные, игры-хороводы, дидактические, театрализованные и многие другие. В играх часто используют игрушки, как дополнительное средство воспитания.

Игры объединены в большие группы: подвижные, дидактические и творческие.

Подвижные игры:

– необходимы для поддержки физического состояния;

- для организации досуга;

- предотвращение умственных и чрезмерных психических нагрузок.

Дидактические игры:

- способствуют концентрации внимания и развитию интеллектуального мышления;

- разновидность обучающих игр.

Среди дидактических игр популярны:

  • словесные («съедобное - несъедобное»)

  • народные (конкурсы скороговорок, пословиц, игры – состязания, настольные)

  • схематичные (лабиринты, построение схем)

  • развивающие умственные способности (головоломки, ребусы, загадки).

Коллективные настольные игры – лото, конструкторы, мозаика. Множество игр дополняются правилами.

Деловые игры – имеют профориентационную направленность («Я- бизнесмен», «Монополия»).

Компьютерные дидактические игры – первоначальные навыки работы на персональных компьютерах.

Творческие игры –обыгрывание сюжетов, ролевых ситуаций, конкретных образов («Море волнуется раз…», «Зеркало»).

К творческим играм относятся мини-спектакли, импровизация, тематические театрализованные представления («Масленица», «Праздник урожая»).

Пальчиковая игра, пальчиковый театр, театр на ладошке – использование кукол-перчаток, кукол-колпачков, картонных фигурок для разыгрывания сюжета или игры.

Игрушки – определяют содержание игры, бывают сюжетными и техническими, являются дополнением к различным играм и углубляют содержание и направленность действа.

Игрушки могут быть изготовлены самостоятельно: камушки-человечки, коробочки-машинки, детали конструктора заменят мебель в игрушечном домике и прочее.


Цель игры всегда имеет два аспекта: познавательный – то, чему должны научить ребенка и воспитательный – способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям; восприятие окружающей действительности.

Игровые правила двух видов: действия и общения - являются важной особенностью игры, доводят до сознания ребенка замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Развивающая игра является эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль.

Различают четыре вида развивающих игр: игры – забавы, игры с ролью, игры – задачи и игры – соревнования.

Далее игры классифицируются по общим или отдельным признакам:

Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности;

Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия;

Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета;

Игры, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов;

Игры, развивающие восприятие качеств величины;

Игры, формирующие целенаправленное внимание;

Игры, развивающие речь и мышление.

Игровая деятельность, в отличие от трудовой, ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. В играх различные знания, сведения, навыки ребенок (младший школьник) получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке или мероприятии, вовремя какой-либо деятельности, оказалось трудным, даже непостижимым, во время игры легко усваивается и получает положительный результат.

В педагогике дополнительного образования для активизации и интенсификации учебного процесса широко используют игровую деятельность в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и, даже, раздела учебного предмета; как элемент технологии: в ходе урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). И как технологию внеклассной работы (игры типа «Зарница», квесты, КТД).

Игровая технология – эффективна в обучении и воспитании детей, их творческом самовыражении. Ведущий исследователь игры С.А.Шмаков писал, что «детство без игры и вне игры анормально и аморально». Игра необычайно информативна.

Игровая практика – источник развития творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира.

Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов.

Следует отметить, что игра или игровая деятельность в целом для ребенка (дошкольника, младшего школьника) – активная образовательно-развивающая форма включения в мир человеческих отношений, действий посредством моделирования конкретных ситуаций. В области досуговой деятельности игровая содействует отдыху, общему развитию, заполняет свободное время и приносит радость и удовольствие от конечного результата. Примерами игровой досуговой деятельности могут быть: викторины, разгадывание кроссвордов, аттракционы, игрушки, настольные развлекательные игры, компьютерные игры, технические, со средствами передвижения и пр.

Игра, творчество, полезная трудовая деятельность – три основы воспитания.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

- Развлекательная функция – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес;

- Коммуникативная функция – вводит младших школьников в сложнейшие человеческие отношения, способствует освоению общения;

- Самореализация – реализация себя как личности, процесс игры – это пространство самореализации;

- Психотерапевтическая функция – игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении;

- Диагностическая функция – самовыражение;

- Коррекционная функция – соблюдение правил сюжета игры, оказание помощи при отклонении в поведении;

- Межнациональная коммуникация – игры национальны, интернациональны, межнациональны, способствуют усвоению единых для всех социально-культурных ценностей;

- Социализация – синтез усвоения богатства культуры с формированием личности, позволяющая младшему школьнику функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Психолог В.В.Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребенка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребенка». С помощью игры и игровых технологий совершенствуются приемы и методы по формированию культурно-поведенческих навыков, приобретению таких знаний, которые помогут занять достойное место в обществе и приносить пользу младшему школьнику в социуме. Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому представления, получаемые в ней, оказываются не пассивным багажом, а прочными знаниями. С игры можно начать урок, изготовление поделки, игровая деятельность полезна в группах кратковременного пребывания детей (группы продленного дня), использовать игру в качестве разминки (физкультминутки), в игровой форме можно быстро и интересно изучать теоретический материал, с помощью игры легко усваивается любой учебный материал, но игра не должна заменять познавательную деятельность. Сама игра может выполнять побудительную и смысловую функцию, т.е. задавать цель той или иной деятельности. Необходимость в постоянном совершенствовании структуры учебного процесса, его методов и организационных форм, в управлении учебно-познавательной деятельностью выдвигает игровую деятельность на лидирующие позиции.

Многообразие игровой деятельности сопровождается определенным набором знаний, умений и навыков. Залог хорошего самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе и отдыхе заключается в применении технологии обучения (педагогическая игра).

Современная методика дополнительного образования содержит все основные методы обучения и воспитания детей с раннего детства. В дополнительном образовании, во внеурочной деятельности используются все общеизвестные методы, некоторые из них могут адаптироваться или корректироваться в зависимости от предполагаемой сферы деятельности с учетом возрастных особенностей детей

(дошкольники, группы обучающихся в составе студий, временные коллективы – отряд летнего лагеря, экскурсия).

Поэтому, объясняя применение того или иного метода для школьников, понимаем – младший школьник, ученик, обучающийся, воспитанник и т.д.

Методика «развивающего обучения» - общее развитие школьников.


Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Три группы методов:

- наглядные

- практические

- словесные

Данные методы используются на протяжении всего периода обучения и предполагают включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т.д.); в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей определяющей роли одной из них.


Наглядные методы:

  • наблюдение,

  • рассматривание картин,

  • демонстрация видеоматериала,

  • показ и демонстрация образца, способа действия и прочие.

Наглядные методы используются педагогами дополнительного образования при подаче учебного материала независимо от направления деятельности: декоративно-прикладное творчество, техническое моделирование, предметы естественно-научного блока или развивающего блока для дошкольников.




Наблюдение:

- распознающего характера (свойства и качества предметов и явлений),

- изменение и преобразование объектов,

- репродуктивного характера (по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления).

Эффективность обеспечивается при соблюдении следующих требований:

- ясность и конкретность постановки перед обучающимися цели, задач наблюдения.

- планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения,

- учет возрастных умений, навыков в практической деятельности обучающихся при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения,

- высокая умственная активность и самостоятельность обучающихся.


Рассматривание картин:

- решение дидактических задач, развитие эстетических вкусов, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем мире у обучающихся;

- при рассматривании возможно многократное восприятие как картины в целом, так и отдельных ее деталей, что очень важно для решения указанных дидактических задач.

Данный метод эффективен при формировании универсальных учебных действий (УУД) в познавательной деятельности, межпредметной связи (окружающий мир, природоведение, чтение, литература, русский язык и т.д.).

Реалистичность, простота и ясность замысла художника, выразительность художественных средств в единстве с познавательным содержанием – основные требования, предъявляемые к картинам, которые позволяют дать обучающимся первое, самое общее представление о приемах живописи классиков и современности.


Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей:

- расширяет знания обучающихся и способствует развитию их речи; воспитывает культурного зрителя. Восприятие и усвоение увиденного и услышанного на экране формируется под руководством взрослого.

- общая методика демонстрации учебных фильмов, которые делятся на очерковые и сюжетные, складывается из следующих этапов:

  1. предварительная беседа, познавательная задача и показ фильма;

  2. обмен впечатлениями, беседа;

  3. повторный показ, разъяснение ранее не воспринятого;

  4. пересказ содержания, его анализ.

- просмотр спектаклей – воспитание культурного зрителя, понимающего сценическое искусство.


Практические методы обучения:

  • упражнения

  • игровой метод

  • элементарные опыты

  • моделирование


Упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания: подражательного, конструктивного, творческого и игрового характера.

Игровой метод – использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами (вопрос, указание, объяснение, пояснение, показ).

Элементарный опыт – преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления особых свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.

Моделирование – процесс создания моделей, их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.


Словесные методы обучения:

  • общение – возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний;

  • рассказ воспитателя (учителя, педагога дополнительного образования, экскурсовода и т.д.);

  • рассказ обучающегося (воспитанника, ученика);

  • чтение художественных произведений обучающимся (ученикам, детям) и самостоятельное их чтение;

  • беседы.





На примере образовательной программы «Юннаты» рассмотрим основные преимущества применения данных методов:

«...Использование современных методов обучения и воспитания в различных видах учебной деятельности, тренировка сенсомоторных умений и навыков, самостоятельное творчество направляет обучающихся на дальнейшее обучение, профориентацию (биолог, лаборант, эколог, в области природоохраны – егерь, лесник).

Общеразвивающие образовательные задачи легко реализовать в образовательной среде студии, так как данные занятия позволяют формировать навыки активного познавательного поиска информации обучающимися в форме познавательной игры; узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Наглядные, словесные методы, «виртуальные экскурсии» позволяют формировать у обучающихся младшего школьного возраста целостное, комплексное представление о природе в неразрывной связи с предметами естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющего рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии, наблюдать за жизнью растений, животных и птиц, приобретение опыта познавательной деятельности».

«…Планирование органически включено в технологии: учебный материал развернут в циклах наблюдений, занятиях, экскурсиях, акциях, праздниках, других познавательно-развивающих мероприятиях.

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е.организация максимально продуктивной познавательной и творческой деятельности обучающихся. Наблюдение – ведущий метод изучения явлений природы, знакомства с живыми и неживыми организмами окружающей среды».

«…Основными методами и приемами организации образовательного и воспитывающего процесса являются: беседы, объяснительно-иллюстративные, убеждения, упражнения, познавательно-развивающие игры, проективная и исследовательская деятельность, поиск информации, анализ, самостоятельная практическая деятельность, метод стимулирования и поощрения и другие».