Формы, методы и приемы обучения, применяемые в дополнительном образовании.
Технология–это научная дисциплина, которая изучает закономерности, действующие в различныхпроцессах образовательной или производственной сферы. (Греч. Techne – искусство, мастерство, умения и Logos – слово, учение).
Педагогическая технология – это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников. Она занимает промежуточное положение между наукой и опытом, интегрирует теорию и практику образования.
Целостность педагогической технологии задаётся конкретностью цели, на достижение которой она направлена. Именно по целевому признаку чаще всего и называют педагогические технологии: технология формирования понятия числа; технология коллективной творческой деятельности; технология работы в малых группах и т.п.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),
- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности),
- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),
- по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические, функции управления конфликтными ситуациями).
Всякая технология акцентирует внимание на процессуальной стороне деятельности (этапности, закономерной логике), но представляет собой целенаправленную и эффективную деятельность по управлению соответствующим (образовательным) процессом. Освоение педагогических технологий должно быть технологичным, выдерживать строгую логику.
1 этап – знакомство с педагогической технологией.
2 этап – изучение технологии.
3 этап – применение технологии.
Признаки педагогической технологии:
признак цели – конкретность и диагностичность цели, достижение которой гарантирует данная технология;
признак диагностичности – обеспеченность технологии диагностическими средствами, которые помогают педагогу отслеживать и корректировать процесс и результаты педагогических воздействий;
признак структурности – законосообразная логика и жесткая соподчиненность использования в технологии приемов и методов (алгоритм деятельности педагога);
признак оптимальности – наличие перечня условий, ограничивающих сферу применения или результативность технологии (возрастные границы, наличие определенных технических средств).
Все педагогические технологии классифицированы. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К.Селевко и представил в виде классификационных групп. Многообразие типологий обусловлено различными критериями их выделения.
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические; диалектические и метафизические; научные (сциентистские) и религиозные;гуманистические и антигуманные; антропософские и теософские; свободного воспитания и принуждения; прогматические и экзистенциалиститские технологии.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.
По позиции и отношению к ребенку со стороны взрослых в образовательном процессе: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества.
По категории обучающихся: массовая, продвинутого уровня, гимназического, лицейского образования и другие.
По типу организации и управления познавательной деятельности (В.П.Беспалько). Классифицируется как взаимодействие учителя с учеником (управление) и может быть: разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) и автоматизированным (с помощью учебных средств).
По критерию способ – метод – средство: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, диалоговые, коммуникативные, игровые, творческие, программированного, проблемного, развивающего, саморазвивающего обучения и другие.
Гуманитарные педагогические технологии – выстраиваются на основе закономерностей мировосприятия и саморазвития ребенка, с которым работает педагог; это педагогическая помощь в самостановлении ребенка, связь с окружающей средой. Наиболее оптимальными для гуманитарного подхода можно считать диалоговые, игровые, проективные, исследовательские технологии.
Технологии дифференцированного обучения и воспитания – совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Педагогические технологии (личностно-ориентированные, интегрированные занятия, проектная технология, информационно-коммуникативные, интерактивные подходы, учение через обучение, технология парного обучения, профильное обучение, интернет-технологии, работа в малых группах, игровые) – имеют особую значимость и популярность в дополнительном образовании, где учитывается, в первую очередь, социальный запрос, свобода выбора деятельности.
Дополнительное образование располагает особыми условиями, способствующими саморазвитию и самореализации, такими, как субъект – субъектное взаимодействие педагога и ребенка, вариативное образование, ситуация успеха для каждого, многоуровневая социокультурная, психолого-педагогическая среда. Основные ученые, педагоги в области дополнительного образования: А.Г.Асмолов, В.А.Горский, А.В.Золотарева, Е.Б.Евладова, М.Б.Коваль, Н.Г.Крылова, Л.Г.Логинова, М.Ю.Чехов, А.И.Щетинская и другие.
А.И.Щетинская выделяет принципы развития системы дополнительного образования: национального и гражданского самоопределения, регионализации, гуманизации, демократизации, вариативности и дифференциации, стандартизации, непрерывности, аксиологизации. Под принципом аксиологизации понимается «ценностный подход и осмысление преемственности старого и нового, традиционного и инновационного в развивающейся системе дополнительного образования детей». Принцип вариативности и дифференциации предусматривает многообразие форм собственности на образование и образовательные учреждения, выбор различных каналов и форм получения образования, дающих возможность реализации индивидуальных образовательных программдля удовлетворения интересов, склонностей и способностей детей.
Отличительные черты дополнительного образования: создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, педагога; личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; многообразие видов деятельности, удовлетворяющие интересы и потребности ребенка; признание права выбора ребенком видов деятельности; личностно-ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого.
Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования осуществляется посредством реализации социально-педагогической поддержки как одной из основных педагогических технологий дополнительного образования.Система социально-педагогической поддержки в учреждениях дополнительного образования включает в себя следующие компоненты: организационно-управленческий; диагностико-проектировочный; деятельностный; аналитико-коррекционный.
В качестве примера приведу некоторые основные аспекты из образовательной программы: «В соответствии с программой развития ЦДО «Создание модели Центра дополнительного образования – открытой социально-педагогической системы «Центр +» цельюобучения в студии«Стерх» (естественно-научного направления)является раскрытие познавательного потенциала, развитие общей и эстетической культуры, исследовательских способностей и склонностей, воспитание экологической культуры обучающихся 7-10 лет. Организация занятий базируется на принципе практического обучения, включают в себя активную познавательно-поисковую и игровую деятельность, направленную на профориентацию младших школьников.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е.организация максимально продуктивной познавательной и творческой деятельности обучающихся,учебный материал развернут в циклах наблюдений, занятиях, экскурсиях, акциях, праздниках, других познавательно-развивающих мероприятиях. Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания. В основе экологического воспитания содержатся ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Наглядно-иллюстративными, познавательно-развивающими материалами являются книги серии «Моя первая энциклопедия», справочники-определители Национального книжного издательства «Бичик» г.Якутск.
Знакомясь с природой, окружающей средой, обучающийся приобретает основы знаний и навыка охраны природы, окружающей среды, жизнедеятельности человека, экологической культуры».
Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика.
Основным видом дифференциации является – индивидуальное обучение (разделение):
- по возрастному составу (классы, группа детского сада, возрастные параллели, разновозрастные группы, например, студии художественного или технического направления);
- по полу (мужские, женские, смешанные группы, отдельные команды);
- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические, направления, студии, мастерские, школы);
- по уровню умственного развития (уровню достижений), например, классы коррекции;
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы, например, программа индивидуального обучения детей с ОВЗ по курсу «Легоконструирование»).
Дифференциация по уровню развития способностей – приспосабливание.
Ориентировано на:
- обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
- приспособление или адаптация обучения к уровню и особенностям развития различных групп учащихся.
Особенности организации гомогенных групп:
А) внешняя дифференциация:
- региональная – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
- внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления изучения, уклоны, потоки);
- в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения);
- межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
Б) внутренняя дифференциация:
- внутриклассные или внутрипредметные группы в составе класса.
Существует несколько общеизвестных моделей внутриклассной дифференциации.
Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация»,Гузик Николай Петрович.
Комбинированная система обучения: внутриклассная дифференциация обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.
Пять типов уроков:
урок общего разбора темы,
комбинированные семинарские занятия с проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся,
уроки обобщения и систематизации знаний,
уроки межпредметного обобщения материала (защита тематических заданий),
уроки-практикумы.
Из-за неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося).
Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся.
Для этого используются следующие формы занятий:
работа по группам (ряд, команда), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».
Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», Фирсов Виктор Васильевич.
В данной технологии предлагается введение двух стандартов (принцип минимакса): для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).
Особенности:
- реальное усвоение базового уровня знаний;
- доступность;
- демократическая организация учебного процесса;
- мотивация, а не констатация;
- предупреждение, а не наказание за незнание;
- право выбора уровня обучения;
- учебный успех.
Уровневая дифференциация обучения предусматривает:
наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки;
индивидуализация требований к учащимся и достижение ими учебного результата;
возможность углубленного изучения предмета и т.д.
Особенности методики:
блочная подача материала;
работа с малыми группами;
наличие учебно-методического комплекса.
Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову – системная повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов.
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей. При дифференцированном подходе к образованию каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.
Благодаря дифференцированному методу в дополнительном образовании, легче добиться максимальных результатов; происходит повышение мотивации к усвоению; создается комфортность условий для творческого и индивидуального развития; адаптации интересов; что создают благоприятные условия для личностно-ориентированного обучения и развития.
В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, что приводит к его дальнейшему успеху, решает социальную проблему, адаптирует и направляет…
Вертикальная структура представляет собой следующую иерархию педагогических технологий:
Метатехнологии – социально-педагогический уровень. Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении.
Например, технологии развивающего обучения; технологии воспитательной работы в данной школе; технологии управления качеством образования в районе.
Макротехнологии – общепедагогический и общеметодический уровень. Это отраслевые педтехнологии, охватывающие деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины.
Например, технологии преподавания учебного предмета; технологии компенсирующего обучения.
Мезотехнологии – частно-методический (модульный) и узкометодический (локальный) уровень. Это модульно-локальные технологии, представляющие технологии, осуществляющие отдельные части (модули) учебно-воспитательного процесса или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач.
Например, технологии изучения данной темы, усвоения и повторения или контроля знаний.
Микротехнологии – контактно-личностный уровень. Это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относятся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса.
Например, технологии формирования навыков письма, тренинги по коррекции отдельных качеств индивида.
Основные качества современных педагогических технологий:
- системность;
- комплексность – координация и взаимодействие всех элементов в содержательном разнообразии педагогических процессов;
- целостность – наличие общего интегративного качества при сохранении специфических свойств элементов;
- научность – синтез достижений науки и практики, гуманизация и демократизация общества, сохранение прошлого опыта и прогностичность;
- концептуальность – система взглядов на педагогический процесс, идеи, принципы, на основе которых ставятся и решаются глобальные социальные цели;
- структурированность – внутренняя организация системы (цели содержания), системообразующие связи элементов (концепция, методы), устойчивые взаимодействия (алгоритм);
- иерархичность – метатехнологии (социально-политический уровень), отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень), модульно-локальные мезотехнологии (частнометодический и узкометодический уровни), микротехнологии (контактно-личностный уровень);
- логичность – логика и четкость действий, учебно-методическое оснащение;
- алгоритмичность – разделение на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, блоки);
- процессуальность–развитие целенаправленного и управляемого технологического процесса включает последовательные этапы целеполагания, планирования, организации, реализации целей и аналитического процесса;
- преемственность – системные качества педтехнологий выступают в единстве научного, процессуально-действенного и формально-описательного аспектов. Качества субъекта (профессионализм) и качества объекта (способности, потребности);
- вариативность и гибкость – изменение последовательности порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии;
- управляемость – диагностическое целеполагание, планирование, проектирование педагогического процесса, варьирование средствами и методами в целях коррекции, адаптации;
- диагностичность – получение информации о ходе процесса и контроль его отдельных этапов, возможность мониторинга результатов;
- прогнозируемость результатов – обобщенное качество любой технологии, степень достижения определенных целей, степень вероятности значений результата;
- эффективность–отношение результатов к количеству израсходованных ресурсов;
- оптимальность – достижение максимума результата при минимуме затрат;
- воспроизводимость – возможность применения (переноса, повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими объектами.
Современные интерактивные технологии.
Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.
Интерактивные технологии по В.В.Гузееву – это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Выделяются три режима информационного обмена.
Экстраактивный: информационные потоки направлены от субъекта (обучающей системы) к объекту обучения где ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекции, традиционной технологии.
Интраактивный: информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают их активную умственную деятельность, замкнутую внутри них. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.
Интерактивный: информационные потоки проникают в сознание, вызывают активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Потоки чередуются или имеют двусторонний (встречный0 характер.
Примерами интерактивных технологий могут быть беседа или консультация. Больше всего интерактивный режим представлен в технологических приемах, входящих в какую-либо конкретную монотехнологию (взаимоопрос, игровые ситуации, проблематизация в технологии развивающего обучения, коллективно-творческие дела, обучение иностранному языку в разговоре (диалоге). Технологии социального воспитания, телекоммуникационные технологии).
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.
Технология РКМЧП – формирование нового стиля мышления. Для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.
Технология проведения дискуссий.
Дискуссия – эффективный интерактивный метод познания, означает обсуждение, противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения.
Цели проведения дискуссии: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества. Темы дискуссий: проблемы морали и политики, искусства и техники, науки и спорта, медицины и семейных отношений.
Виды дискуссий: дискуссия –диспут; конференция; дискуссия в печати, по радио, телевидению; прогрессивная дискуссия; дискуссия – соревнование; методика «вопрос-ответ»; процедура «обсуждение вполголоса»; методика «лабиринта»; методика «клиники»; методика «эстафета» и свободноплавающая дискуссия.
Технология «Дебаты».
Технология «Дебаты» - прения, обмен мнениями на каком-нибудь собрании, заседании. Воплощается практика смешения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов.
Модели технологии «Дебаты»:
- свободные дебаты (дискуссии) в больших аудиториях;
- панельные дебаты – в стиле телевизионного ток-шоу: несколько человек обсуждают проблему в присутствии аудитории.
- симпозиум – специалисты в краткой форме высказывают свою точку зрения на проблему (10 минут), затем аудитория обсуждает вопросы и ответы (20 минут);
- «экспресс - дебаты» - этапы ориентации и подготовки сведены к минимуму, осуществляется на уроке и используется для закрепления учебного материала либо как форма активизации познавательной деятельности;
- «модифицированные дебаты» - изменяются правила, используются отдельные элементы технологии дебатов, организуются «группы поддержки», ролевая игра, создается «группа экспертов»;
- круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвуют до 10-20 участников и, в ходе которой, происходит обмен мнениями между всеми участниками;
- «аквариум» - содержание определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами в коллективе учащихся и педагогов по некоторым вопросам. Участники делятся на группы (в центре кругов). Представители групп могут брать перерыв для совещания с остальными участниками. В ходе дебатов действует система «записок». «Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.
- подсчитывающая дискуссия – работа в малых группах, очки за участие в дискуссии. Тема подсказывается изучаемым материалом или текущими событиями.
Педагогическая игра – это творческая деятельность, обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Предлагаю обзорно, кратко и схематично ознакомиться с содержанием, видами и областью применения игр и игровых технологий.
Развивающие игры – основной принцип обучения – от простого к сложному.
Основное содержание развивающих игр:
- развитие творческих способностей;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- достигая успеха, развитие обучающихся становится наиболее успешным;
- разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Игры делятся на: спортивные, ролевые, сюжетные, игры-хороводы, дидактические, театрализованные и многие другие. В играх часто используют игрушки, как дополнительное средство воспитания.
Игры объединены в большие группы: подвижные, дидактические и творческие.
Подвижные игры:
– необходимы для поддержки физического состояния;
- для организации досуга;
- предотвращение умственных и чрезмерных психических нагрузок.
Дидактические игры:
- способствуют концентрации внимания и развитию интеллектуального мышления;
- разновидность обучающих игр.
Среди дидактических игр популярны:
словесные («съедобное - несъедобное»)
народные (конкурсы скороговорок, пословиц, игры – состязания, настольные)
схематичные (лабиринты, построение схем)
развивающие умственные способности (головоломки, ребусы, загадки).
Коллективные настольные игры – лото, конструкторы, мозаика. Множество игр дополняются правилами.
Деловые игры – имеют профориентационную направленность («Я- бизнесмен», «Монополия»).
Компьютерные дидактические игры – первоначальные навыки работы на персональных компьютерах.
Творческие игры –обыгрывание сюжетов, ролевых ситуаций, конкретных образов («Море волнуется раз…», «Зеркало»).
К творческим играм относятся мини-спектакли, импровизация, тематические театрализованные представления («Масленица», «Праздник урожая»).
Пальчиковая игра, пальчиковый театр, театр на ладошке – использование кукол-перчаток, кукол-колпачков, картонных фигурок для разыгрывания сюжета или игры.
Игрушки – определяют содержание игры, бывают сюжетными и техническими, являются дополнением к различным играм и углубляют содержание и направленность действа.
Игрушки могут быть изготовлены самостоятельно: камушки-человечки, коробочки-машинки, детали конструктора заменят мебель в игрушечном домике и прочее.
Цель игры всегда имеет два аспекта: познавательный – то, чему должны научить ребенка и воспитательный – способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям; восприятие окружающей действительности.
Игровые правила двух видов: действия и общения - являются важной особенностью игры, доводят до сознания ребенка замысел, игровые действия и обучающую задачу.
Развивающая игра является эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль.
Различают четыре вида развивающих игр: игры – забавы, игры с ролью, игры – задачи и игры – соревнования.
Далее игры классифицируются по общим или отдельным признакам:
Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности;
Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия;
Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета;
Игры, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов;
Игры, развивающие восприятие качеств величины;
Игры, формирующие целенаправленное внимание;
Игры, развивающие речь и мышление.
Игровая деятельность, в отличие от трудовой, ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. В играх различные знания, сведения, навыки ребенок (младший школьник) получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке или мероприятии, вовремя какой-либо деятельности, оказалось трудным, даже непостижимым, во время игры легко усваивается и получает положительный результат.
В педагогике дополнительного образования для активизации и интенсификации учебного процесса широко используют игровую деятельность в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и, даже, раздела учебного предмета; как элемент технологии: в ходе урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). И как технологию внеклассной работы (игры типа «Зарница», квесты, КТД).
Игровая технология – эффективна в обучении и воспитании детей, их творческом самовыражении. Ведущий исследователь игры С.А.Шмаков писал, что «детство без игры и вне игры анормально и аморально». Игра необычайно информативна.
Игровая практика – источник развития творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира.
Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов.
Следует отметить, что игра или игровая деятельность в целом для ребенка (дошкольника, младшего школьника) – активная образовательно-развивающая форма включения в мир человеческих отношений, действий посредством моделирования конкретных ситуаций. В области досуговой деятельности игровая содействует отдыху, общему развитию, заполняет свободное время и приносит радость и удовольствие от конечного результата. Примерами игровой досуговой деятельности могут быть: викторины, разгадывание кроссвордов, аттракционы, игрушки, настольные развлекательные игры, компьютерные игры, технические, со средствами передвижения и пр.
Игра, творчество, полезная трудовая деятельность – три основы воспитания.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
- Развлекательная функция – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес;
- Коммуникативная функция – вводит младших школьников в сложнейшие человеческие отношения, способствует освоению общения;
- Самореализация – реализация себя как личности, процесс игры – это пространство самореализации;
- Психотерапевтическая функция – игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении;
- Диагностическая функция – самовыражение;
- Коррекционная функция – соблюдение правил сюжета игры, оказание помощи при отклонении в поведении;
- Межнациональная коммуникация – игры национальны, интернациональны, межнациональны, способствуют усвоению единых для всех социально-культурных ценностей;
- Социализация – синтез усвоения богатства культуры с формированием личности, позволяющая младшему школьнику функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Психолог В.В.Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребенка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребенка». С помощью игры и игровых технологий совершенствуются приемы и методы по формированию культурно-поведенческих навыков, приобретению таких знаний, которые помогут занять достойное место в обществе и приносить пользу младшему школьнику в социуме. Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому представления, получаемые в ней, оказываются не пассивным багажом, а прочными знаниями. С игры можно начать урок, изготовление поделки, игровая деятельность полезна в группах кратковременного пребывания детей (группы продленного дня), использовать игру в качестве разминки (физкультминутки), в игровой форме можно быстро и интересно изучать теоретический материал, с помощью игры легко усваивается любой учебный материал, но игра не должна заменять познавательную деятельность. Сама игра может выполнять побудительную и смысловую функцию, т.е. задавать цель той или иной деятельности. Необходимость в постоянном совершенствовании структуры учебного процесса, его методов и организационных форм, в управлении учебно-познавательной деятельностью выдвигает игровую деятельность на лидирующие позиции.
Многообразие игровой деятельности сопровождается определенным набором знаний, умений и навыков. Залог хорошего самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе и отдыхе заключается в применении технологии обучения (педагогическая игра).
Современная методика дополнительного образования содержит все основные методы обучения и воспитания детей с раннего детства. В дополнительном образовании, во внеурочной деятельности используются все общеизвестные методы, некоторые из них могут адаптироваться или корректироваться в зависимости от предполагаемой сферы деятельности с учетом возрастных особенностей детей
(дошкольники, группы обучающихся в составе студий, временные коллективы – отряд летнего лагеря, экскурсия).
Поэтому, объясняя применение того или иного метода для школьников, понимаем – младший школьник, ученик, обучающийся, воспитанник и т.д.
Методика «развивающего обучения» - общее развитие школьников.
Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.
Три группы методов:
- наглядные
- практические
- словесные
Данные методы используются на протяжении всего периода обучения и предполагают включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т.д.); в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей определяющей роли одной из них.
Наглядные методы:
наблюдение,
рассматривание картин,
демонстрация видеоматериала,
показ и демонстрация образца, способа действия и прочие.
Наглядные методы используются педагогами дополнительного образования при подаче учебного материала независимо от направления деятельности: декоративно-прикладное творчество, техническое моделирование, предметы естественно-научного блока или развивающего блока для дошкольников.
Наблюдение:
- распознающего характера (свойства и качества предметов и явлений),
- изменение и преобразование объектов,
- репродуктивного характера (по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления).
Эффективность обеспечивается при соблюдении следующих требований:
- ясность и конкретность постановки перед обучающимися цели, задач наблюдения.
- планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения,
- учет возрастных умений, навыков в практической деятельности обучающихся при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения,
- высокая умственная активность и самостоятельность обучающихся.
Рассматривание картин:
- решение дидактических задач, развитие эстетических вкусов, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем мире у обучающихся;
- при рассматривании возможно многократное восприятие как картины в целом, так и отдельных ее деталей, что очень важно для решения указанных дидактических задач.
Данный метод эффективен при формировании универсальных учебных действий (УУД) в познавательной деятельности, межпредметной связи (окружающий мир, природоведение, чтение, литература, русский язык и т.д.).
Реалистичность, простота и ясность замысла художника, выразительность художественных средств в единстве с познавательным содержанием – основные требования, предъявляемые к картинам, которые позволяют дать обучающимся первое, самое общее представление о приемах живописи классиков и современности.
Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей:
- расширяет знания обучающихся и способствует развитию их речи; воспитывает культурного зрителя. Восприятие и усвоение увиденного и услышанного на экране формируется под руководством взрослого.
- общая методика демонстрации учебных фильмов, которые делятся на очерковые и сюжетные, складывается из следующих этапов:
предварительная беседа, познавательная задача и показ фильма;
обмен впечатлениями, беседа;
повторный показ, разъяснение ранее не воспринятого;
пересказ содержания, его анализ.
- просмотр спектаклей – воспитание культурного зрителя, понимающего сценическое искусство.
Практические методы обучения:
упражнения
игровой метод
элементарные опыты
моделирование
Упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания: подражательного, конструктивного, творческого и игрового характера.
Игровой метод – использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами (вопрос, указание, объяснение, пояснение, показ).
Элементарный опыт – преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления особых свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.
Моделирование – процесс создания моделей, их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Словесные методы обучения:
общение – возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний;
рассказ воспитателя (учителя, педагога дополнительного образования, экскурсовода и т.д.);
рассказ обучающегося (воспитанника, ученика);
чтение художественных произведений обучающимся (ученикам, детям) и самостоятельное их чтение;
беседы.
На примере образовательной программы «Юннаты» рассмотрим основные преимущества применения данных методов:
«...Использование современных методов обучения и воспитания в различных видах учебной деятельности, тренировка сенсомоторных умений и навыков, самостоятельное творчество направляет обучающихся на дальнейшее обучение, профориентацию (биолог, лаборант, эколог, в области природоохраны – егерь, лесник).
Общеразвивающие образовательные задачи легко реализовать в образовательной среде студии, так как данные занятия позволяют формировать навыки активного познавательного поиска информации обучающимися в форме познавательной игры; узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Наглядные, словесные методы, «виртуальные экскурсии» позволяют формировать у обучающихся младшего школьного возраста целостное, комплексное представление о природе в неразрывной связи с предметами естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющего рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии, наблюдать за жизнью растений, животных и птиц, приобретение опыта познавательной деятельности».
«…Планирование органически включено в технологии: учебный материал развернут в циклах наблюдений, занятиях, экскурсиях, акциях, праздниках, других познавательно-развивающих мероприятиях.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е.организация максимально продуктивной познавательной и творческой деятельности обучающихся. Наблюдение – ведущий метод изучения явлений природы, знакомства с живыми и неживыми организмами окружающей среды».
«…Основными методами и приемами организации образовательного и воспитывающего процесса являются: беседы, объяснительно-иллюстративные, убеждения, упражнения, познавательно-развивающие игры, проективная и исследовательская деятельность, поиск информации, анализ, самостоятельная практическая деятельность, метод стимулирования и поощрения и другие».