Формы, методы и уровни педагогического сотрудничества.
Педагогика сотрудничества -идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
- Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а не «делай, как я».
- Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость.
Педагоги основоположники педагогики сотрудничества
С.Т.Шацкий Б.Н.Никитин В.А.Сухомлинский Ж.Ж.Руссо А.С.Макаренко Я.Корчак К.Д.Ушинский К.Роджерс Н.П.Пирогов Э.Берн Л.Н.Толстой В.Ф.Шаталов С.Н.Лысенкова Ш.Амонашвил
Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.
Основные идеи :
- обучение ребенка в зоне ближайшего развития
- учение без принуждения
- набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
- идея опережения
- идея крупных блоков
- идея свободы выбора
- идея диалогического размышления
- идея интеллектуального фона класса
- идея совместной деятельности учителей и учеников
- идея добровольности в досуговой деятельности
Классификационные характеристики:
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По фактору развития: комплексная : био-,социо психогенная
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая+воспитательная, светская, гуманистическая ,общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект - субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых : массовая(все категории)
Формы «педагогики сотрудничества»:
- академическая + клубная;
- индивидуальная + групповая;
- дифференцированная.
Методы:
- проблемно-поисковая,
- творческая;
-диалогическая;
- игровая.
Целевые ориентации:
• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Единство обучения и воспитания.
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
• Концепция воспитания.
• Педагогизация окружающей среды.
-Каждый ребенок обладает способностями и по своему талантлив
-Педагог должен иметь огромную терпимость к детским недостаткам
-Уравнивание в правах ученика и учителя, воспитателя и воспитанника(каждый имеет право выбора)
-Замена принуждения желанием
-Доверие, доброта, достоинство
Стиль отношений сотрудничества
-Не запрещать, а направлять
-Не управлять, а соуправлять
-Не принуждать, а убеждать
-Не командовать, а организовывать
-Не ограничивать,
а предоставлять
свободу выбора