СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы на уроках истории. (Спецкурса «Диалог культур» 5-8 классах)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей практике использую активные методы обучения, потому что они помогают осуществить деятельностное отношение ученика к изучаемому материалу, выполняемой учебной задаче. Поэтому при планировании учебной работы я планирую не только количество часов, но и обязательно формы занятий и виды деятельности учащихся. При деятельностном подходе в преподавании истории активные формы и методы обучения помогают формировать навыки социального общения, раскрывать потенциальные возможности и создают условия для самореализации личности на любом этапе развития.

Просмотр содержимого документа
«Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы на уроках истории. (Спецкурса «Диалог культур» 5-8 классах)»

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы на уроках истории.

(спецкурса «Диалог культур» 5-8 классах)


Попова Анна Иннокентьевна, учитель истории


В своей практике использую активные методы обучения, потому что они помогают осуществить деятельностное отношение ученика к изучаемому материалу, выполняемой учебной задаче. Поэтому при планировании учебной работы я планирую не только количество часов, но и обязательно формы занятий и виды деятельности учащихся. При деятельностном подходе в преподавании истории активные формы и методы обучения помогают формировать навыки социального общения, раскрывать потенциальные возможности и создают условия для самореализации личности на любом этапе развития.:

  • 5 класс - рисунок, рассказ, историческое моделирование, историческое проектирование;

  • 6 - 7 класс - сообщение, анализ источников, анализ статистики и графиков, исторический проект, исследовательская работа;

  • 8 класс - сообщение, эссе, исторический проект, историческое моделирование, исследовательская работа;

Уроки, открывающие изучение той или иной темы, провожу в форме вводной беседы. Самостоятельная работа планируется в виде записей в тетрадях, это может быть план, схема, тезисы, конспект. На вводном уроке ставлю задачи изучения темы и проблемные вопросы, которые предстоит решить.

Работать с историческими источниками дети начинают с 5 класса.

Занятия в форме практикума предполагают решение серии познавательных задач (в группах и индивидуально), позволяющих охарактеризовать проблему, процесс, значительное явление или событие. В 5 - 8 классах на уроках практикумах учу детей работать с исторической картой, контурной картой, вести счёт лет в истории, пользуясь лентой времени, составлять описания памятника архитектуры, предметов быта.

Ролевые игры провожу при рассмотрении исторических ситуаций, событий, в которых ярко проявились разные интересы, позиции людей.

Комбинированный урок выстраиваю в сочетании с разными видами самостоятельной работы учащихся.

В любом случае на уроке применяю деятельностный подход, предполагающий такие формы работы:

  • учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;

  • решение нравственных проблем на базе исторического материала;

  • установление исторических параллелей;

  • обсуждение проблем в группах;

  • разыгрывание сценок в группах (по материалам учебника);

  • знакомство с различными точками зрения на события;

  • изучение дополнительной литературы.

Сегодня, работая не первый год в школе, убеждаешься в том, что уровень самостоятельности и творчества в работе ученика зависит от профессионализма и мастерства учителя в организации и поддержке этой работы. Какими средствами можно достигнуть высокого уровня самостоятельности учащихся на уроках ?

Прежде всего благодаря активному внедрению диалогических форм общения учеников и учителя. Диалог - это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблем. Ответы учащихся при этом являются не повторением текста учебника, а отстаиванием собственных взглядов. В ходе беседы у детей при деятельностном подходе развиваются аналитические, синтетические и оценочные взгляды.

Аналитические задания обычно начинаются словами:

  • « Объясните причины::»,

  • «Сравните:.».

Навыки синтеза отрабатываются в заданиях, требующих, например, спрогнозировать последствия исторических событий.

Оценочные суждения дети высказывают, выполняя задания, которые требуют, например, определить негативные и позитивные последствия какого-либо процесса.

При деятельностном подходе важно предоставить детям выбор посильного задания (как рисунок, схема, тезисы, таблицы и т.д.). Немаловажную роль играют и мотивационные установки для самостоятельной деятельности («не заучивать, а изучать, анализировать», «рядом с историками», «я думаю так, потому что:» и т.д.). При выполнении заданий учащимися, мною проводится корректировка и уточнение сути задания, предупреждение о сложном моменте, ошибке в решении, напоминание о необходимости самоконтроля, перепроверки результата.

Как показывает мой опыт работы учителем, наличие указанных элементов педагогического сопровождения, не снижая степени самостоятельности учащихся, помогает им более осознано и продуктивно выполнять задания.

Деятельностный подход предполагает активное участие школьников в проверке и обсуждении результатов работы. Это рецензирование устных и письменных ответов одноклассников, самопроверка, взаимопроверка. Например, учащиеся могут самостоятельно проверить решение тестов, используя к ним «ключ», правильность написания исторических диктантов, работу с исторической и контурной картой.

Систематическое использование деятельностного подхода в преподавании истории позволяет формировать ребёнка как личность мыслящую, нравственную, творческую.