Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы на уроках истории.
(спецкурса «Диалог культур» 5-8 классах)
Попова Анна Иннокентьевна, учитель истории
В своей практике использую активные методы обучения, потому что они помогают осуществить деятельностное отношение ученика к изучаемому материалу, выполняемой учебной задаче. Поэтому при планировании учебной работы я планирую не только количество часов, но и обязательно формы занятий и виды деятельности учащихся. При деятельностном подходе в преподавании истории активные формы и методы обучения помогают формировать навыки социального общения, раскрывать потенциальные возможности и создают условия для самореализации личности на любом этапе развития.:
5 класс - рисунок, рассказ, историческое моделирование, историческое проектирование;
6 - 7 класс - сообщение, анализ источников, анализ статистики и графиков, исторический проект, исследовательская работа;
8 класс - сообщение, эссе, исторический проект, историческое моделирование, исследовательская работа;
Уроки, открывающие изучение той или иной темы, провожу в форме вводной беседы. Самостоятельная работа планируется в виде записей в тетрадях, это может быть план, схема, тезисы, конспект. На вводном уроке ставлю задачи изучения темы и проблемные вопросы, которые предстоит решить.
Работать с историческими источниками дети начинают с 5 класса.
Занятия в форме практикума предполагают решение серии познавательных задач (в группах и индивидуально), позволяющих охарактеризовать проблему, процесс, значительное явление или событие. В 5 - 8 классах на уроках практикумах учу детей работать с исторической картой, контурной картой, вести счёт лет в истории, пользуясь лентой времени, составлять описания памятника архитектуры, предметов быта.
Ролевые игры провожу при рассмотрении исторических ситуаций, событий, в которых ярко проявились разные интересы, позиции людей.
Комбинированный урок выстраиваю в сочетании с разными видами самостоятельной работы учащихся.
В любом случае на уроке применяю деятельностный подход, предполагающий такие формы работы:
учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;
решение нравственных проблем на базе исторического материала;
установление исторических параллелей;
обсуждение проблем в группах;
разыгрывание сценок в группах (по материалам учебника);
знакомство с различными точками зрения на события;
изучение дополнительной литературы.
Сегодня, работая не первый год в школе, убеждаешься в том, что уровень самостоятельности и творчества в работе ученика зависит от профессионализма и мастерства учителя в организации и поддержке этой работы. Какими средствами можно достигнуть высокого уровня самостоятельности учащихся на уроках ?
Прежде всего благодаря активному внедрению диалогических форм общения учеников и учителя. Диалог - это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблем. Ответы учащихся при этом являются не повторением текста учебника, а отстаиванием собственных взглядов. В ходе беседы у детей при деятельностном подходе развиваются аналитические, синтетические и оценочные взгляды.
Аналитические задания обычно начинаются словами:
« Объясните причины::»,
«Сравните:.».
Навыки синтеза отрабатываются в заданиях, требующих, например, спрогнозировать последствия исторических событий.
Оценочные суждения дети высказывают, выполняя задания, которые требуют, например, определить негативные и позитивные последствия какого-либо процесса.
При деятельностном подходе важно предоставить детям выбор посильного задания (как рисунок, схема, тезисы, таблицы и т.д.). Немаловажную роль играют и мотивационные установки для самостоятельной деятельности («не заучивать, а изучать, анализировать», «рядом с историками», «я думаю так, потому что:» и т.д.). При выполнении заданий учащимися, мною проводится корректировка и уточнение сути задания, предупреждение о сложном моменте, ошибке в решении, напоминание о необходимости самоконтроля, перепроверки результата.
Как показывает мой опыт работы учителем, наличие указанных элементов педагогического сопровождения, не снижая степени самостоятельности учащихся, помогает им более осознано и продуктивно выполнять задания.
Деятельностный подход предполагает активное участие школьников в проверке и обсуждении результатов работы. Это рецензирование устных и письменных ответов одноклассников, самопроверка, взаимопроверка. Например, учащиеся могут самостоятельно проверить решение тестов, используя к ним «ключ», правильность написания исторических диктантов, работу с исторической и контурной картой.
Систематическое использование деятельностного подхода в преподавании истории позволяет формировать ребёнка как личность мыслящую, нравственную, творческую.