Формы организации контроля обучающихся.
Контроль осуществляется в различных формах.
Выделяют три основные формы контроля: индивидуальная, фронтальная, групповая.
При фронтальной форме организации учитель ставит вопрос ко всему классу с целью привлечения его к обсуждению. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда проверяются итоги учебной работы или ход ее выполнения частью, группой учащихся класса, получившая определенную задачу при этом вопросы ставятся перед группой, в их решении принимают участие ученики, которые работали в составе данной группы, и обязательно привлекаются другие ученики классу.
Индивидуальный контроль применяется для детального ознакомления учителя с уровнем знаний отдельных учащихся. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
К формам организации контроля еще относят: комбинированную форму контроля, самоконтроль и взаимный контроль.
Комбинированная форма контроля объединяет индивидуальный контроль с фронтальным и групповым: учитель одновременно вызывает для ответа нескольких учеников, один из них отвечает устно, 1-2 готовятся к ответу, в выполняя на классной доске необходимую работу, а остальные ученики выполняет индивидуальные письменные или практические задачи.
Самоконтроль помогает ученику самостоятельно разобраться в том, как он овладел знаниями, проверить правильность выполнения упражнений путем обратных действий, оценить практическое значение результатов проведенных д опытов, выполненных упражнений, задач и т.п.
Взаимный контроль включает контроль и оценку со стороны других учеников, оценки самим учеником высказываний и результатов деятельности других учеников, ответственность за оценку работы товарищей.
Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию.
Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся нужно последовательно, согласно порядку изучения материала.
Систематический контроль знаний учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.