СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы организации обучения информатике в начальной школе. Электронные средства учебного назначения.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы организации обучения информатике в начальной школе. Электронные средства учебного назначения.»

Лекция 4

Формы организации обучения информатике в начальной школе.
Электронные средства учебного назначения.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Сколько вариантов форм организации обучения информатике в начальной школе вы знаете?

  2. Сравни формулировки названий вариантов обучения информатике в начальной школе.

  3. Назови очень точно формулировку названия каждого из вариантов.

  4. Изучи и дай полную характеристику каждого из вариантов.

  5. Какие электронные средства учебного назначения используются в качестве компьютерной поддержки уроков в начальной школе? Перечисли их.

Предлагается несколько вариантов обучения информатике. Обучение осуществляется учителями начальной школы.

Вариант 1 Бескомпьютерное изучение информатики
в рамках одного урока
в интеграции с предметами

Обучение информатике, совместное с такими предметами, как математика, риторика, рисование, труд, музыка, “Окружающий мир”, в бескомпьютерном варианте обучения возможно реализовать по схеме: один урок информатики и использование практических заданий в содержании других предметных уроков. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы. Рекомендуется в расписании помещать урок информатики вслед или перед уроками, рекомендованными для интеграции авторами пособий (см. приложение).

Вариант 2. Организация компьютерной поддержки предмета “Информатика”
в рамках одного урока
без деления на группы

В этом случае необходимо учитывать наличие компьютеров в начальной школе (например, компьютер учителя или 3 — 7 компьютеров в классе), электронных средств обучения и готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.

При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме варианта 1 с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов — с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.

Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть использован как “электронная доска”.



Вариант 3. Урок информатики с делением на группы
в кабинете информатики школы
в рамках одного урока

При выборе школой формы обучения информатике с компьютерной поддержкой с использованием компьютерного кабинета школы (12 мест) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя информатики школы для совместного параллельного проведения занятий двумя учителями: учителем начальной школы и учителем информатики блоками по 15 мин. Теоретическая часть урока проводится в первой группе, компьютерная — во второй, затем группы меняются местами.

При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см.: Роберт И. В. и др. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования //Информатика и образование. 2000. № 4, 5, 7; 2001. № 1; 2002. № 1, 2), санитарные нормы организации труда детей за компьютерами (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютерами следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1 — 2 мин).

Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебною назначения, таких как:

  • компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом;

  • клавиатурные тренажеры с непредписанной скоростью работы;

  • компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;

  • компьютерные лабиринты для управления объектом;

  • компьютерные мозаики;

  • логические игры на компьютере;

  • компьютерные энциклопедии, путешествия;

  • компьютерные топологические схемы (например, района метро);

  • компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (например, по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 мин с дальнейшим обсуждением;

  • компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;

  • компьютерные синтезаторы звука;

  • игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;

  • компьютерные среды управления исполнителем.







Приложение



Тематическое планирование учебного материала
по программе “Информатика” автора А.Л. Семенова
(II класс) (1ч — информатика и 1 ч — факультативное занятие)

Распределение часов, особенно на разделы информационных технологий и социальной информатики, носит приблизительный характер, так как их количество зависит от уровня оснащения школы средствами ИКТ и степени интегрированности учебного процесса. На проектную деятельность могут быть использованы как часы информатики, так и часы других предметов. Информационные технологии изучаются в рамках проектной и другой учебной деятельности на различных предметах начальной школы. При выделении на курс информатики 1 ч в неделю в кабинете информатики необходимо проводить уроки, сочетая компьютерные занятия по информационным технологиям с занятиями по теоретической информатике так, чтобы время работы с компьютером не превышало санитарные нормы.

Теоретическая информатика (34 ч)

1. Правила игры. Правила работы с тетрадью и учебником, правила решения задач и пр. (1 ч)

2. Объекты курса: фигурки (геометрические объекты), бусины, буквы и цифры, области картинки. Свойства объектов — цвет, форма. Одинаковость объектов. (2ч)

3. Цепочки (последовательности) — работа с цепочками бусин, цепочками букв и цепочками цифр, порядок объектов в последовательности. Одинаковые цепочки. (3 ч)

4. Построение объекта по заданным свойствам. Достраивание разных объектов до одинаковых. Выделение объекта по свойствам или образцу. Выделение пары объектов по заданным свойствам. Выделение группы объектов, каждый из которых обладает заданным свойством — понятия “все”, “каждый”. (4 ч)

5. Утверждения, истинность, ложность, неопределенность утверждений в данной ситуации. Построение объекта, для которого заданные утверждения имеют заданные значения — истина или ложь. Выделение подмножества объектов, удовлетворяющих одновременно двум свойствам. Начала классификации. Подсчет областей картинки (начала топологии). (4 ч)

6. Алфавитная цепочка, алфавитный порядок. Имена и значения. Частичный порядок. (4 ч)

7. Мешок объектов (мультимножество). Одинаковость мешков. Мешок бусин цепочки. Таблица мешка. (4 ч)

8. Индуктивные построения цепочек — восстановление/построение цепочек по индуктивному описанию. (4 ч).

9. Буквы и знаки в русском тексте — прописные и строчные буквы, знаки препинания. Алфавитный порядок слов. Поиск заданного слова в словаре. (3 ч)

10. Исполнитель, система команд исполнителя, линейные программы. (5 ч)



Информационные технологии (30 ч)

1. Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена. (1ч)

2. Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (6ч)

3. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук, простейшая гиперструктура). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (8 ч)

4. Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (10ч)

5. “Слепой” клавиатурный ввод. (от 5 до 15 ч — в случае интеграции с уроками русского языка.)

Информационная культура (4 ч)

Материал изучается в рамках интеграции с другими предметами.

1. Информационные технологии в окружающем мире (например, телефон, справочники).

2. Словари.

3. Формирование начальных навыков использования в своих написанных и произнесенных текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

Межпредметные связи в проектах

Список проектов и время на его реализацию могут варьироваться в зависимости от технических возможностей школы. Рекомендуемое время на работу над каждым проектом — 2 - 4ч.

Предлагаемые проекты:

1) “Мое имя”;

2) “Моя семья”;

3) “Мои друзья.”

4) “Записная книжка”;

5) “Я сам”;

6) “Наша сказка”;

7) “Наш класс”;

8) “ Наш микрорайон”.









Тематическое планирование учебного материала
по программе “Информатика в играх и задачах” автора А.В. Горячева
(II класс)

п/п

Тема урока

п/п

Тема урока

1

Признаки предметов

19

Способы задания множеств

2

Описания предметов

20

Сравнение множеств. Равенство множеств. Сравнение множеств по числу элементов

3

Состав предметов

21

Отображение множеств

4

Действия предметов

22

Кодирование

5

Симметрия

23

Вложенность (включение) множеств

6

Координатная сетка

24

Пересечение множеств

7

Контрольная работа

25

Объединение множеств

8

Разбор контрольной работы

26

Контрольная работа

9

Повторение

27

Разбор контрольной работы

10

Действия предметов

28

Повторение

11

Обратные действия

29

Понятия “истина” и “ложь”

12

Последовательность событий

30

Отрицания

13

Алгоритм

31

Логические операции “И” и “ИЛИ”

14

Ветвление

32

Графы, деревья

15

Контрольная работа

33

Комбинаторика

16

Разбор контрольной работы

34

Контрольная работа

17

Повторение

35

Разбор контрольной работы

18

Множества. Элементы множества

36

Повторение

Матрица межпредметных связей для практических заданий

Информатика

Русский язык

Чтение

Математика

Окружающий мир

План действий и его описание.
Последовательность действий. Последовательность состояний. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий

 

Последовательность действий при:
• разборе предложений;
• разборе слов;
• установлении связи слов в предложении;
• проверке безударных гласных в корне

 

Последовательность действий при разборе и осмыслении произведений.
Развитие сюжетов в произведениях (сказках, рассказах).
Последовательность постановки вопросов к тексту.

 

Последовательность действии при решении задач и вычислении выражений

 

Последовательность действий при выполнении опытов.
Последовательность действий в быту.
Последовательность действий в школьной жизни.
Последовательность происходящего в природе

Отличительные признаки предметов.
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам.
Сравнение двух или более предметов по набору признаков. Распределение предметов по группам в соответствии с заданными признаками

 

Признаки:
• слов (звукобуквенный анализ, разбиение по слогам);
• частей речи (род, число и т. д.);
• частей предложения (анализ предложения)

 

Названия признаков в характеристиках персонажей.
Характеристики персонажей через значения признаков.
Сравнение персонажей и распределение их по группам в соответствии со значениями их признаков

 

Характеристики чисел (кратность, число знаков).
Характеристики фигур (форма, размер).
Составные части задачи

 

Сравнение по признакам предметов в природе, обществе, технике.
Классификация предметов и явлений в соответствии со значениями признаков в природе, обществе, технике

Логика высказываний.
Высказывания.
Истинность и ложность высказываний. Логические операции и круги Эйлера. Логические рассуждения и выводы. Построение отрицаний для простых высказываний

 

Высказывания, относящиеся к словам, частям речи, членам предложения, предложениям. Правила русского языка по схеме “если ... то ...”

 

Вопросы к тексту с ответами “да” и “нет”.
Ложные и истинные высказывания к прочитанным текстам.
Рассуждения о прочитанном

 

Построение истинных высказываний в процессе решения задач.
Логические рассуждения в процессе решения задач

 

Высказывания, относящиеся к предметам в природе, обществе, технике.
Логические рассуждения о процессах в природе, обществе, технике.
Выводы из наблюдений

1





















ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Слинкина И.Н.

Шадринский государственный педагогический институт,
641800, г.Шадринск, ул. К.Либкнехта 3.
E-mail:
[email protected]

Задачи обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ по разным предметам, но и в том, чтобы продвинуть учащихся в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах, являющихся фундаментом дальнейшего становления личности. Д.Б. Эльконин отмечал, что обучение как основа усвоения выработанных обществом способов действий с предметами, норм отношений между людьми, всех достижений культуры и науки является всеобщей формой развития ребенка. Вне обучения не может быть развития. Эффективность обучения зависит от выбора оптимального сочетания методов преподавания, стимулирования и контроля, а так же наличия оптимальных учебно-материальных, морально психологических и эстетических условий обучения.

Использование компьютера в начальной школе, как и в основной, идет по трем основным направлениям: 1) компьютер - это новое средство обучения; 2) компьютер - это предмет для изучения; 3) компьютер - это средство влияния на способы мышления и учения.

ППС, направленные на развитие алгоритмического мышления для учащихся младших классов, - это различные исполнители, например, черепашка (лого), кенгуренок, робот и др. Большинство из них основаны на одной идее: рисование некоторых фигур с помощью команд исполнителю. Язык интерпретатора достаточно прост и понятен. Но хочется отметить, что эти исполнители для школьников младших классов немного скучны из-за видимого их применения. В своей жизни они редко описывали процесс рисования отдельных фигур и не нуждаются в этом. Исходя из этой мысли, был создан новый исполнитель, который имеет много лиц: Пеппи Длинныйчулок, Мальвина и др., обладающие возможностью по-своему реагировать на различные ситуации. Эти герои находятся в городе, и перед ними поставлена определенная цель: "прийти в на завод к папе Карло и принести туда обед". Самое главное, что ребенок сам может, не только выбрать героя, но и предложить ему определенную задачу и создать макет города. По нашему мнению, данное ППС можно будет эффективно использовать для развития алгоритмического мышления у школьников младших классов.

1 Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13)