СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы планирования учебно-познавательной деятельности

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на выступление "Формы поанирования учебно-познавательной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Формы планирования учебно-познавательной деятельности»

Формы планирования  учебно-познавательной деятельности учащихся Подготовила учитель информатики МОО «ОШ №11 г. Енакиево» Икаева Марина Александровна

Формы планирования учебно-познавательной деятельности учащихся

Подготовила

учитель информатики

МОО «ОШ №11 г. Енакиево»

Икаева Марина Александровна

Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый. В общем смысле - «форма» понимается как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием». Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия. Под формой планирования организации познавательной деятельности следует понимать «...целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом - временным и пространственным».

Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.

В общем смысле - «форма» понимается как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием». Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.

Под формой планирования организации познавательной деятельности следует понимать «...целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом - временным и пространственным».

Роль планирования учебно-познавательной деятельности в процессе обучения:   Полноценная реализация целей учебного занятия Через запланированные формы организации учебно-познавательной деятельности решается задача её активизации на любом уровне усвоения материала Разное сочетание форм организации учебно-познавательной деятельности дает возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический характер деятельности ученика, повысить роль коллективных форм, а в конечном итоге развивать каждого ученика в соответствии с его способностями оказывают влияние на весь ход учебно-воспи­тательного процесса: учащиеся учатся слушать при фронтальной работе, обсуждать проблемы при коллективной работе, организо­вывать свою деятельность при работе индивидуальной Через определенные формы организации учебно-познавательной деятельности учащиеся овладевают определенным социальным опытом, прежде всего навыками работы в коллектив

Роль планирования учебно-познавательной деятельности в процессе обучения:

Полноценная реализация целей учебного занятия

Через запланированные формы организации учебно-познавательной деятельности решается задача её активизации на любом уровне усвоения материала

Разное сочетание форм организации учебно-познавательной деятельности дает возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический характер деятельности ученика, повысить роль коллективных форм, а в конечном итоге развивать каждого ученика в соответствии с его способностями

оказывают влияние на весь ход учебно-воспи­тательного процесса: учащиеся учатся слушать при фронтальной работе, обсуждать проблемы при коллективной работе, организо­вывать свою деятельность при работе индивидуальной

Через определенные формы организации учебно-познавательной деятельности учащиеся овладевают определенным социальным опытом, прежде всего навыками работы в коллектив

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННАЯ ФРОНТАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННАЯ

ФРОНТАЛЬНАЯ

ГРУППОВАЯ

КОЛЛЕКТИВНАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННАЯ  ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Преимущество: Учитываются особенности и возможности каждого ученика Этапы урока, на которых применяется: 1) для закрепления полученных знаний 2) для обобщения и повторения пройденного материала 3) при самостоятельном изучении нового материала и т. д. Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки. 1) работа по карточкам с разноуровневыми заданиями 2) работа у доски 3) заполнение таблиц 4) написание рефератов, докладов 5) работа с учебниками и т. д. Недостаток!: способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания одноклассникам.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННАЯ

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преимущество:

Учитываются особенности и возможности каждого ученика

Этапы урока, на которых применяется:

1) для закрепления полученных знаний

2) для обобщения и повторения пройденного материала

3) при самостоятельном изучении нового материала и т. д.

Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки.

1) работа по карточкам с разноуровневыми заданиями

2) работа у доски

3) заполнение таблиц

4) написание рефератов, докладов

5) работа с учебниками и т. д.

Недостаток!: способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания одноклассникам.

ПРИМЕР ПЛАНИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННОЙ  ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  7 класс Тема : технология обработки текстовой информации 1. В начале изучения темы проводится урок - лекция по теоретическому материалу изучаемого материала, выдвигаются цели изучения материала. 2. Следующим этапом изучения каждого блока является самостоятельное изучение теоретического материала и составление опорных схем, кластеров, вопросов к параграфу, заполнение таблиц 3. Следующим этапом изучения материала является выполнение разноуровневых практических работ. 4. Контроль учителя, предусматривающий дифференцированный подход к оцениванию.

ПРИМЕР ПЛАНИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБОСОБЛЕННОЙ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

7 класс Тема : технология обработки текстовой информации

1. В начале изучения темы проводится урок - лекция по теоретическому материалу изучаемого материала, выдвигаются цели изучения материала.

2. Следующим этапом изучения каждого блока является самостоятельное изучение теоретического материала и составление опорных схем, кластеров, вопросов к параграфу, заполнение таблиц

3. Следующим этапом изучения материала является выполнение разноуровневых практических работ.

4. Контроль учителя, предусматривающий дифференцированный подход к оцениванию.

ФРОНТАЛЬНАЯ  ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Преимущества: позволяет установить доверительные отношения в классе, а также активизировать познавательную деятельность ученика Этапы урока, на которых применяется: 1) проверка домашнего задания 2) для обобщения и повторения пройденного материала 3) актуализация опорных знаний подразумевает общую, одновременную работу со всем классом: 1) беседа 2) обсуждение 3) сравнение 4) диктант и т. д. Недостатки: данная форма не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.

ФРОНТАЛЬНАЯ

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преимущества: позволяет установить доверительные отношения в классе, а также активизировать познавательную деятельность ученика

Этапы урока, на которых применяется:

1) проверка домашнего задания

2) для обобщения и повторения пройденного материала

3) актуализация опорных знаний

подразумевает общую, одновременную работу со всем классом:

1) беседа

2) обсуждение

3) сравнение

4) диктант и т. д.

Недостатки: данная форма не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.

ГРУППОВАЯ  ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формы группового взаимодействия: Преимущества: В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Парная форма учебной работы Групповая форма работы в классе предусматривает следующее: Кооперативно-групповая учебная деятельность 1) деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно; 2) количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек); 3) при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся. Дифференцированно-групповая Недостатки: сложности в организации групповой деятельности; сложности в комплектовании групп

ГРУППОВАЯ

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы группового взаимодействия:

Преимущества: В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе.

Парная форма учебной работы

Групповая форма работы в классе предусматривает следующее:

Кооперативно-групповая учебная деятельность

1) деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;

2) количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);

3) при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.

Дифференцированно-групповая

Недостатки: сложности в организации групповой деятельности; сложности в комплектовании групп

ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Группы получают одно и то же задание , результаты работы представляется учителю, или же руководители групп представляют результат своей работы, а другие ученики дополняют, задают вопросы. Например, группы получают задание разработать кластер по теме «Информационные процессы» или «Информационное моделирование». Оформить в текстовом редакторе или с помощью программы создания презентаций. Группы получают разные задания . После выполнения задания руководители групп защищают его перед классом. Можно использовать при повторении или при изучении дополнительного материала. Группы получают разные задания , которые работают на общий результат. Например на уроках обобщения материала по теме «Текстовый редактор» классу предлагается выпустить школьную газету, состоящую из различных рубрик. Каждая группа получает задание оформить ту или иную рубрику. Тот же прием можно использовать при изучении компьютерных презентаций и т.д.

ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Группы получают одно и то же задание , результаты работы представляется учителю, или же руководители групп представляют результат своей работы, а другие ученики дополняют, задают вопросы.

Например, группы получают задание разработать кластер по теме «Информационные процессы» или «Информационное моделирование». Оформить в текстовом редакторе или с помощью программы создания презентаций.

Группы получают разные задания . После выполнения задания руководители групп защищают его перед классом. Можно использовать при повторении или при изучении дополнительного материала.

Группы получают разные задания , которые работают на общий результат.

Например на уроках обобщения материала по теме «Текстовый редактор» классу предлагается выпустить школьную газету, состоящую из различных рубрик. Каждая группа получает задание оформить ту или иную рубрику. Тот же прием можно использовать при изучении компьютерных презентаций и т.д.

КОЛЛЕКТИВНАЯ  ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Преимущества: Дети учатся четко формулировать свои мысли; Развиваются навыки мышления и памяти; - Работа идет в индивидуальном темпе; - Обеспечивается более прочное усвоение Признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся : Наличие у всех участников общей цели; Между участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей; Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи; Участники работы привлекаются к учету и контролю за выполнением цели; Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость; Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого. коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. Недостатки: для подготовки урока с применением данной формы деятельности требуется много времени.

КОЛЛЕКТИВНАЯ

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преимущества:

Дети учатся четко формулировать свои мысли;

Развиваются навыки мышления и памяти;

- Работа идет в индивидуальном темпе;

- Обеспечивается более прочное усвоение

Признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся :

Наличие у всех участников общей цели;

Между участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей;

Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;

Участники работы привлекаются к учету и контролю за выполнением цели;

Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость;

Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.

коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.

Недостатки: для подготовки урока с применением данной формы деятельности требуется много времени.

ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

1. Подготовить индивидуальный информационный пакет для каждого ученика или группы учеников.

2. Заранее заготовить таблички с цветными пометками, чтобы ученики смогли определить задачу для их группы. Каждый ученик будет входить в две группы – основную и экспертную. Сначала ученики объединяются в основные группы, а потом создаются экспертные группы, используя цветные пометки.

3. Разделить учеников по основным группам. Дать основным группам порцию информации для усвоения, каждой группе - свою. Задача основных групп – обработать предоставленную информацию и овладеть ею, для обмена этой информацией с другими.

4. После завершения работы основных групп ученики расходятся в группы, где они станут экспертами из отдельной темы.

5. Каждая экспертная группа выслушивает всех представителей основных групп и анализирует материал в целом, проводит экспертную оценку за определенное время.

6. После завершения работы ученики возвращаются в основную группу. Каждый ученик делится информацией, полученной в экспертной группе с членами своей основной группы. В основных группах должны быть по одному человеку из экспертных групп.

Кейс-технология Суть метода: учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Цель кейс-метода научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять главные проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Кейс-технология

Суть метода: учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Цель кейс-метода научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять главные проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Работа над кейсом в классе ведется по следующим этапам: 1) Этап введения в кейс, постановки учителем основных вопросов. 2) Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Требование - укладывать в установленное время. Обучающиеся выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. 3) Этап презентации решений по кейсам. 4) Этап общей дискуссии. Кто принимал решение? Какие варианты решения он имел? Что ему надо было сделать? Учитывая ответы на эти вопросы, учитель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. 5) Этап подведения итогов, завершающего выступления учителя.

Работа над кейсом в классе ведется по следующим этапам:

1) Этап введения в кейс, постановки учителем основных вопросов.

2) Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах).

Требование - укладывать в установленное время. Обучающиеся выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации.

3) Этап презентации решений по кейсам.

4) Этап общей дискуссии.

Кто принимал решение?

Какие варианты решения он имел?

Что ему надо было сделать?

Учитывая ответы на эти вопросы, учитель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение.

5) Этап подведения итогов, завершающего выступления учителя.

Выводы: Использование на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, коллективной, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс. Способствует поэтапному формированию не только предметных знаний и умений, но и развитию коммуникативных навыков ученика, навыков коллективного труда. Следовательно, можно говорить о возможности каждого ученика школы освоить образовательный стандарт по предмету, получить качественные результаты обучения.

Выводы:

Использование на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, коллективной, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс. Способствует поэтапному формированию не только предметных знаний и умений, но и развитию коммуникативных навыков ученика, навыков коллективного труда. Следовательно, можно говорить о возможности каждого ученика школы освоить образовательный стандарт по предмету, получить качественные результаты обучения.