СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы права 12-14

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы права 12-14»

Формы права УРОКИ 12-14 10 класс

Формы права

УРОКИ 12-14

10 класс

Урок-исследование Урок 12

Урок-исследование

Урок 12

Проблема урока: Представить характеристику источников права, содержание форм выражения права.

Проблема урока:

  • Представить характеристику источников права, содержание форм выражения права.
План урока: 1. Понятие формы (источника) права. 2. Правовой обычай. 3. Прецедент как источник права. 4. Нормативный договор. 5. Нормативный правовой акт.

План урока:

1. Понятие формы (источника) права.

2. Правовой обычай.

3. Прецедент как источник права.

4. Нормативный договор.

5. Нормативный правовой акт.

Введение в материал: Источник права открывает для правоприменителя правовые нормы, обуславливает необходимость их применения при регулировании общественных отношений. Из источника права правоприменитель выводит содержание правовой нормы вне зависимости от признания его государством, вне зависимости от того, имеют ли источники права обязательную силу или лишь убеждающее значение. Именно источник права может быть положен в основу решения правоприменителя.

Введение в материал:

  • Источник права открывает для правоприменителя правовые нормы, обуславливает необходимость их применения при регулировании общественных отношений.
  • Из источника права правоприменитель выводит содержание правовой нормы вне зависимости от признания его государством, вне зависимости от того, имеют ли источники права обязательную силу или лишь убеждающее значение.
  • Именно источник права может быть положен в основу решения правоприменителя.
1. Понятие формы (источника) права. С помощью источников можно было познать право, так как именно в них содержались правовые предписания определённой эпохи.  Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоёв населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».

1. Понятие формы (источника) права.

  • С помощью источников можно было познать право, так как именно в них содержались правовые предписания определённой эпохи. 
  • Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоёв населения.
  • В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».
1. Понятие формы (источника) права. В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права: Правовой обычай Юридический прецедент Нормативный правовой акт Юридическая наука (доктрины и идеи) Договор нормативного содержания

1. Понятие формы (источника) права.

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:

Правовой обычай

Юридический прецедент

Нормативный правовой акт

Юридическая наука (доктрины и идеи)

Договор нормативного содержания

Некоторые учёные выделяют также следующие источники права :

Некоторые учёные выделяют также следующие источники права :

1. Судебная и арбитражная практика. Под ней понимается единообразное решение судами одной и той же категории дел. Она имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения законодательства судебными органами. Однако в качестве самостоятельного источника встречается редко (например, во Франции). 2. Юридическая доктрина – разработанные и обоснованные учёными-юристами по­ложения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных правовых системах имеют обязательную юридическую силу. В целом это комплексное суждение по правовым вопросам. Сегодня правовая доктрина сохраняет своё значение и в англо-саксонском праве. Он имеет распространение и в государствах мусульманского мира.
  • 1. Судебная и арбитражная практика. Под ней понимается единообразное решение судами одной и той же категории дел. Она имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения законодательства судебными органами. Однако в качестве самостоятельного источника встречается редко (например, во Франции).
  • 2. Юридическая доктрина – разработанные и обоснованные учёными-юристами по­ложения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных правовых системах имеют обязательную юридическую силу. В целом это комплексное суждение по правовым вопросам. Сегодня правовая доктрина сохраняет своё значение и в англо-саксонском праве. Он имеет распространение и в государствах мусульманского мира.

3. Принципы права – при использовании аналогии права (отраслевые и общие). 4. Священные книги (религиозные тексты) – это сакральные (священные) тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога и признанные государством и обществом в качестве общеобязательных. (Ватикан, мусульманские государства) 5. Правосознание как совокупность идей, чувств, представлений о праве.
  • 3. Принципы права – при использовании аналогии права (отраслевые и общие).
  • 4. Священные книги (религиозные тексты) – это сакральные (священные) тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога и признанные государством и обществом в качестве общеобязательных. (Ватикан, мусульманские государства)
  • 5. Правосознание как совокупность идей, чувств, представлений о праве.
Работа в группах  с учебником и раздаточным материалом

Работа в группах с учебником и раздаточным материалом

Домашнее задание: Подготовиться к семинару по вопросам: 1. Понятие источника права. 2. Правовой обычай: понятие и признаки. 3.Судебные и административные прецеденты как источники права. 4. Договор как источник права. 5. Нормативный правовой акт как основной источник права. Материал должен содержать примеры по статьям, данные РФ, СССР, европейские страны и США.

Домашнее задание:

  • Подготовиться к семинару по вопросам:
  • 1. Понятие источника права.
  • 2. Правовой обычай: понятие и признаки.
  • 3.Судебные и административные прецеденты как источники права.
  • 4. Договор как источник права.
  • 5. Нормативный правовой акт как основной источник права.

Материал должен содержать примеры по статьям, данные РФ, СССР, европейские страны и США.

Урок-семинар Урок 13

Урок-семинар

Урок 13

Вопросы занятия 1. Понятие источника права. 2. Правовой обычай: понятие и признаки. 3.Судебные и административные прецеденты как источники права. 4. Договор как источник права. 5. Нормативный правовой акт как основной источник права.

Вопросы занятия

1. Понятие источника права.

2. Правовой обычай: понятие и признаки.

3.Судебные и административные прецеденты как источники права.

4. Договор как источник права.

5. Нормативный правовой акт как основной источник права.

Закон и подзаконный акт Урок 14

Закон и подзаконный акт

Урок 14

Проблема урока: Сформировать представление о законах и подзаконных актах, рассмотреть их основные виды и определить признаки.

Проблема урока:

  • Сформировать представление о законах и подзаконных актах, рассмотреть их основные виды и определить признаки.
План урока: 1. Понятие закона и его виды. 2. Понятие и виды подзаконных актов. 3. Соподчиненность нормативных правовых актов

План урока:

1. Понятие закона и его виды.

2. Понятие и виды подзаконных актов.

3. Соподчиненность нормативных правовых актов

1. Понятие закона и его виды. Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса отношений. Вспомните признаки нормативно-правового акта.

1. Понятие закона и его виды.

  • Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса отношений.
  • Вспомните признаки нормативно-правового акта.
1. Понятие закона и его виды. Попробуйте сформулировать признаки закона: принимается представительным (законодательным) органом власти; имеет особый порядок принятия; обладает высшей юридической силой; регулирует важные общественные отношения.

1. Понятие закона и его виды.

  • Попробуйте сформулировать признаки закона:
  • принимается представительным (законодательным) органом власти;
  • имеет особый порядок принятия;
  • обладает высшей юридической силой;
  • регулирует важные общественные отношения.
1. Понятие закона и его виды. Как соотносятся понятия «правотворчество» и «законотворчество»? Какие органы государственной власти участвуют в законодательном процессе? Что создается в результате деятельности законотворческих ор­ганов?

1. Понятие закона и его виды.

  • Как соотносятся понятия «правотворчество» и «законотворчество»?
  • Какие органы государственной власти участвуют в законодательном процессе?
  • Что создается в результате деятельности законотворческих ор­ганов?
1. Понятие закона и его виды. Правом принятия законов в Российской Федерации обладают: 1) Федеральное Собрание РФ (законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации); 2) законодательные органы субъектов Российской Федерации; 3) граждане, имеющие право избирать и участвовать в референдуме (п.2 ст.32 и ст.60 Конституции РФ).

1. Понятие закона и его виды.

  • Правом принятия законов в Российской Федерации обладают:

1) Федеральное Собрание РФ (законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации);

2) законодательные органы субъектов Российской Федерации;

3) граждане, имеющие право избирать и участвовать в референдуме (п.2 ст.32 и ст.60 Конституции РФ).

1. Понятие закона и его виды. Работа со схемой «Виды законов» О чём вы узнали из схемы?

1. Понятие закона и его виды.

  • Работа со схемой «Виды законов»
  • О чём вы узнали из схемы?
2. Понятие и виды подзаконных актов. Работа с учебником и раздаточным материалом, заполните таблицу .

2. Понятие и виды подзаконных актов.

  • Работа с учебником и раздаточным материалом, заполните таблицу .
3. Соподчиненность нормативных правовых актов   Заполните пропуски в раздаточном материале.

3. Соподчиненность нормативных правовых актов

  • Заполните пропуски в раздаточном материале.
Домашнее задание §§ 7-8, вопросы и задания.

Домашнее задание

§§ 7-8, вопросы и задания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!