СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы проведения классных часов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении классных руководителей.

Просмотр содержимого документа
«Формы проведения классных часов.»





Выступление

на методическом объединении классных руководителей

на тему:

«Формы проведения классных часов»



























Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими сkовами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня.

Важно помнить, что классный час должен представлять собой диалог: учитель-ученик. Одним словом, это классный праздник, на успех которого работает каждый.

Формы проведения современного классного часа.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Основные формы проведения классного часа:

  • дискуссионные формы

  • формы состязательного характера

  • творческие формы

  • игровые формы

  • формы психологического просвещения

  • подвижные формы

  • формы работы вне школы



  1. Дискуссионные формы:
    - диспут,
    - дискуссия,
    - конференция,
    - круглый стол,
    - вечер вопросов и ответов,
    - встреча с приглашенными людьми,
    - лекция,
    - лекторий,
    - аукцион;

  2. Формы состязательного характера:
    - конкурс,
    - викторина,
    - путешествие,
    - КВН,
    - эстафета полезных дел,
    - смотр,
    - парад,
    - презентация,
    - турнир,
    - олимпиада;

  3. Творческие формы:
    - фестиваль,
    - выставка,
    - устный журнал,
    - живая газета,
    - творческий труд,
    - представление (проектов),
    - юморина,
    - спектакль,
    - концерт,
    - ярмарка;

  4. Игровые формы:
    - ролевые игры,
    - сюжетные игры,
    - интеллектуальные,
    - игры – катастрофы;

  5. Формы психологического просвещения:
    - тренинг,
    - исследование;

  6. Подвижные формы:
    - веселые старты,
    - малая олимпиада,
    - школьная олимпиада,
    - день...(атлетики, здоровья и т.д.);

  7. Формы работы вне школы:
    - экскурсия,
    - поход,
    - выход (концерт, цирковое, театральное представление).


А теперь предлагаю рассмотреть некоторые из них более подробно.


Гостиная - одна из форм культурно-досугового общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. В формате гостиной могут проводиться встречи с интересными людьми, вечера-воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

Конкурсные программы - это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс - это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют:

• сформировать адекватную самооценку;

• развить волевые качества;

• воспитать эстетический вкус;

• самоопределиться в мире увлечений.

Викторина - вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.

Этапы подготовки и проведения викторины:

1. Выбирается тема.

2. Подбираются литература, игровые материалы.

3. Учащиеся делятся на команды (не более 10 чел.), выбираются капитаны.

4. Викторина проводится в несколько этапов, в которых задействованы все члены команд.

5. Каждому ученику задается один вопрос от учеников команды соперницы. В случае неверного ответа право ответа переходит к игроку противоположной команды.

6. После проведения заключительного этапа викторины определяется общая сумма баллов каждой команды с объявлением команды-победителя.


Игра «Перестройка»

Цель: развитие сплоченности группы, эмпатии и формирование мотивации групповой работы. Развитие навыков сотрудничества, вербального и невербального общения, умение слушать и слышать другого человека.

«Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде».

Мне нужны 7 человек. А кто это будет, определит жребий, для этого загляните на спинки ваших стульев, там я приготовила вам витаминный сюрприз. У кого оказались зеленые яблоки, выходит к нам сюда.

Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.

Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!

И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.

Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!

  • Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?

  • Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? (не видишь его жестов, выражения лица).

Какие секреты мы с вами открыли? Что важно для эффективного общения с другими?

  • Уметь внимательно слушать и слышать.

  • Нет смысла кричать.

  • Должна быть согласованность в действиях.

  • Не перебивать.

  • Умение задавать уточняющие вопросы.

  • Нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться.


«Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»).

Этот прием может быть началом классного часа. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).


«Ключевые слова».

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Упражнение «Два мнения».

Пригласите двух участников и предложите им спорное утверждение. Образно замените спор перетягиванием веревки. Побеждает тот, кто убедил друга поступить также.

Упражнение «Паутина»

Участники становятся в круг, бросают клубок ниток, обмотав часть нити вокруг пальца. Каждый, кому кинут, называет последствия употребления алкоголя. Нельзя давать клубок рядом стоящему и одному и тому же человеку. В центре образуется паутина. Сравните ее с опасностью вредных привычек.


Упражнение «Самое дорогое»

Ведущий раздает по 2 маленьких листочка и предлагает написать самое заветное желание, на другом - имя самого дорогого человека. Листочки кладутся пред игроками, ведущий забирает один из них. Вы потеряли то, что для вас дорого, вы расстроены? Так может случиться, если вы попадете в зависимость от…

«Притча».

1. Читается притча, предлагаются вопросы для обсуждения. Намеренная ошибка профессора.

Пожилой профессор читал последнюю лекцию. Он написал несколько примеров и в первом из них было несколько очень грубых ошибок. Студенты сначала были в недоумении, а потом открыто начали посмеиваться над пожилым преподавателем.

Дочитав лекцию, преподаватель сказал:

— Я намеренно написал первое уравнение неправильно, потому что хотел, чтобы вы научились самому важному уроку в жизни. Сегодняшняя лекция показала, как мир будет относиться к вам. Вы не заметили, что я написал правильно несколько примеров и многое вам объяснил. Никто из вас не похвалил меня и не поддержал. Но вы все как один высмеивали и критиковали меня из-за одной ошибки. И это мой главный урок. Люди, которым до вас нет дела, всегда будут поступать также. Они забудут обо всём хорошем и правильном, что вы сделали. Но будут критиковать за малейшую ошибку. Не разочаровывайтесь, всегда поднимайтесь выше всех насмешек и критики. Оставайтесь сильными!

- Какова основная идея?

-Какие эмоции испытывает персонаж?

-Случалось ли нечто подобное со мной?

-Нужно ли запоминать этот текст? Почему?

2. Читается притча без окончания, предлагается обсудить, чем она могла бы закончиться.

Не теряйте своего доброго сердца.

Однажды стаpец увидел змею, гибнущую в oгне, и pешил вытaщить её из пламени. Koгдa он cделaл этo, змея укусилa его, вызвaв нестеpпимую боль. Oн oтбpoсил змею, и онa cнoвa упaлa в oгoнь.

Тoгда cтaрец cхватил металличеcкий шест, вытaщил змею из пламени и cпac ей жизнь.

Oдин из ученикoв, нaблюдaвших за этим, почтительнo oбpатилcя к нему:

- По-вашему мнению, почему мальчик был в недоумении?

-Какие слова мог бы сказать ученик своему учителю?

-Почему притча так называется?

Закончите притчу

«Oтче, эта змея укуcила тебя, пoчему ты пo-пpежнему пытaешьcя cпaсти её?»

Cтapец oтветил: «Нaтуpa pептилий – куcaть, нo это не дoлжно менять мoю нaтуpу - пoмoгaть».

Hе меняйте своей cущнocти тoлько пoтому, чтo кто–тo paнил вас.

Hе теpяйте cвоегo дoбpогo cеpдца, нo нaучитесь пpинимaть меpы пpедocтоpожноcти.

Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!