СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы работы детского сада и семьи в воспитании духовно - нравственных качеств дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы детского сада по воспитанию духовно - нравственных качеств дошкольников, используя разнообразные формы сотрудничества с семьями воспитанников

Просмотр содержимого документа
«Формы работы детского сада и семьи в воспитании духовно - нравственных качеств дошкольников»

Формы сотрудничества детского сада и семьи по воспитанию духовно - нравственных чувств дошкольников.

Капелькина Елена Анатольевна,

Старший воспитатель МБДОУ

«Детского сада № 92

«Искорка» г. Йошкар-Олы»


Проблема нравственного воспитания сегодня приобретает особую актуальность. Недооценка воспитания нравственных качеств оборачивается изъянами в облике всего общества. Все чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым.


«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

В.А. Сухомлинский

Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование духовности лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Широко известно меткое высказывание Л. Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня один шаг. От новорождённого до меня страшное расстояние».

В нашем детском саду работа по воспитанию нравственных чувств дошкольников проходит основной нитью через всю воспитательно – образовательную деятельность. Не зря девиз детского сада гласит « Зажечь в сердцах детей искорку доброты и стремления к познанию окружающего мира». Одно из основных направлений работы детского сада – социально – личностное воспитание дошкольников, воспитание духовно – нравственных чувств в тесном контакте с семьей.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, где живёт ребёнок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и в детском саду, которым живут родители и воспитатели-люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка. Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому мы считаем, что положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи, развитию интереса родителей к вопросам воспитания.

Кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций мы стали использовать такие формы работы, как – мастер – классы, участие в проектной деятельности, в конкурсах «Минута славы», «Лучше всех», ежегодные семейные праздники «Праздник чая», «Покров», «Осенняя ярмарка», «День матери», «День пожилого человека», «День рождение детского сада» и другие. Цель которых – вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволит повысить качество образования и воспитания детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

В нашей работе по взаимодействию с родителями мы применяем следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.

Для того чтобы лучше узнать семью, в начале года мы составляем «социальный паспорт» группы, в котором отмечаем следующие факторы: возраст родителей, количество детей в семье, состав семьи, образовательный уровень родителей, социально-экономическая ситуация в семье.

При работе с родителями мы используем активные формы и методы: родительские собрания с решением проблемных ситуаций, с использованием презентаций о жизни детей в детском саду; консультации; непосредственно – образовательная деятельность с участием родителей; выставки работ, изготовленных вместе с родителями; дни добрых дел; дни открытых дверей; активное привлечение родителей к жизни детского сада (помощь в подготовке и проведении праздников; создание предметно-развивающей среды; участие в конкурсах, субботниках ит.п.).

Совместно с родителями дети участвовали в создании «Семейного древа добрых дел», книги «Дорогою добра» (дети с родителями), создание куклы «Фея добра», «Сундучков вежливости», «Копилки добрых дел», изготовление альбома «Умные пословицы» создание альбомов «Мой малыш», «Моя семья» ,«Генеалогического древа семьи».

Организуем фотовыставки: «Наши мамы тоже были маленькими», «Природа и мы», «Наша дружная семья», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Мои летние каникулы», «Выходной с ребенком», «Мой папа – защитник» и другие.

С детьми оформили экраны добрых дел, волшебные мешочки добрых дел, осуществили краткосрочные проекты «Уроки доброты», «Миром правит доброта», «Дорогою добра», «Если добрый ты…», «Доброта нужна всем».

Семейные праздники: «Чай пить, не дрова рубить», «Минута славы», «Семейные реликвии», «Осенняя ярмарка», «День матери». «День пожилого человека», народные праздники !Пасха», «Масленица, «Святки», «Я – талант», «Лучше всех»

Ежегодно проводим конкурс стихов о родном крае, о маме, театральную неделю, музейный работник ежегодно знакомит детей с традициями и бытом народа нашего края.

Наши дети совместно с родителями стали постоянными участниками республиканских и городских конкурсов детского творчества, таких как: Всероссийский конкурс народного творчества «Славянские напевы», городской конкурс детского рисунка «Моя семья», ежегодный республиканский фестиваль народного творчества «Сошьём мы с мамочкой красный сарафан» « ( диплом 2-й степени), городской музыкальный конкурс «Музыкальная капель» - (призовое 3 место), городской конкурс авторских стихов «Природа в душе моей», 2-й открытый республиканский конкурс детского рисунка «Стражи нашего здоровья» (диплом 1 степени), республиканский конкурс детского творчества «Ключи от лета: сохраним первоцветы» (Диплом 3 степени), ежегодный республиканский конкурс детского творчества заповедника «Большая кокшага» (2 финалиста), и другие.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на духовно - нравственное воспитание дошкольников. Это позволило активизировать родителей, вовлечь их в воспитательно – образовательный процесс, наладить тесный контакт с семьями воспитанников.

Формирование нравственных чувств у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.

  • Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры нравственности.

  • Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.

  • Поэтому на педагогах детского сада лежит ответственность за помощь тем родителям, которые вполне осознанно желают видеть своего ребенка добрым, вежливым и т. д.

  • Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли.

  • И самое главное - воспитать доброту можно только добром.



Список литературы:

1. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: сб. практ.материалов.-М., 2002 г.

2. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и их родителей /О. Потаповская, О.Гладких// Дошкольное воспитание.-2006.-№ 1.с.14-16.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!