СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принцип общения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.  В. А. Сухомлинский

 

 

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»(ст. 2, п. 2) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания.

Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей.

Именно здесь закладывается фундамент духовности.

Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.

От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.

Формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными.

Занятия по познавательному развитию на тему духовно – нравственного воспитания детей («Мир вокруг нас», «Край, в котором ты живёшь», «Дерево добрых дел») .

Игры нравственного и духовно – нравственного содержания.

Проведение совместных праздников с родителями.

Посещение музеев, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.

Просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических

средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (по городу) .

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Чтение художественной литературы по духовно – нравственной тематике.

Беседы с детьми о правилах поведения.

Работу с детьми можно построить по следующим направлениям:

Духовно – нравственное (занятия, беседы, устные поручения) .

Воспитательное – оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии и походы) .

Культурно – познавательные (встречи, целевые прогулки, экскурсии. Концерты, просмотр видиофильмов) .

Нравственно – трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам) .

Но самое главное то, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей, а также той системой ценностей, которая лежит в его основе).

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению "живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Важно стремление к тому, чтобы родители стали единомышленниками и союзниками в вопросе духовно – нравственного воспитания малышей.

Организуя взаимодействие детского сада и семьи по формированию духовно – нравственных качеств, можно использовать как традиционные, так и не традиционные формы работы, отдавая предпочтение практико – ориентированным формам, развивающим и обогащающим взаимодействие детей и родителей, помогающим стать родителям активными участниками мероприятий, а не пассивными наблюдателями. Среди них можно выделить такие формы работы:

Основные формы работы с семьей.

Родительские собрания на духовно-нравственные темы;

Лекторий для родителей;

Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

Вечера вопросов и ответов;

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО) ;

Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

Индивидуальные консультации специалистов;

Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки,книжки-малышки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

Экскурсии;

Визиты домой;

Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка) ;

Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, близким, друзьям, соблюдения установленного порядка в доме, в детском саду, бережного отношения к окружающему.

Развивая у ребёнка стремление к общению и умение общаться с окружающими его людьми, важно ставить перед собой такую задачу: воспитать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

В детском саду дети должны жить в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса обязательно даст свои положительные результаты.

Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Таким образом, мы понимаем, что духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности педагогической деятельности, но не уменьшает ее значимости.

 

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Просмотр содержимого документа
«Принцип общения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Умка»

















ТЕМА: Принцип общения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей














Булдакова Т.Н.,

воспитатель









г.Абакан, 2015 г.

Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
 
В. А. Сухомлинский



Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»(ст. 2, п. 2) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания.

Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей.

Именно здесь закладывается фундамент духовности.

Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.

От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.

Формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными.

Занятия по познавательному развитию на тему духовно – нравственного воспитания детей («Мир вокруг нас», «Край, в котором ты живёшь», «Дерево добрых дел») .

Игры нравственного и духовно – нравственного содержания.

Проведение совместных праздников с родителями.

Посещение музеев, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.

Просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических

средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (по городу) .

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Чтение художественной литературы по духовно – нравственной тематике.

Беседы с детьми о правилах поведения.

Работу с детьми можно построить по следующим направлениям:

Духовно – нравственное (занятия, беседы, устные поручения) .

Воспитательное – оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии и походы) .

Культурно – познавательные (встречи, целевые прогулки, экскурсии. Концерты, просмотр видиофильмов) .

Нравственно – трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам) .

Но самое главное то, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей, а также той системой ценностей, которая лежит в его основе).

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению "живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Важно стремление к тому, чтобы родители стали единомышленниками и союзниками в вопросе духовно – нравственного воспитания малышей.

Организуя взаимодействие детского сада и семьи по формированию духовно – нравственных качеств, можно использовать как традиционные, так и не традиционные формы работы, отдавая предпочтение практико – ориентированным формам, развивающим и обогащающим взаимодействие детей и родителей, помогающим стать родителям активными участниками мероприятий, а не пассивными наблюдателями. Среди них можно выделить такие формы работы:

Основные формы работы с семьей.

Родительские собрания на духовно-нравственные темы;

Лекторий для родителей;

Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

Вечера вопросов и ответов;

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО) ;

Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

Индивидуальные консультации специалистов;

Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки,книжки-малышки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

Экскурсии;

Визиты домой;

Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка) ;

Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, близким, друзьям, соблюдения установленного порядка в доме, в детском саду, бережного отношения к окружающему.

Развивая у ребёнка стремление к общению и умение общаться с окружающими его людьми, важно ставить перед собой такую задачу: воспитать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

В детском саду дети должны жить в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса обязательно даст свои положительные результаты.

Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Таким образом, мы понимаем, что духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности педагогической деятельности, но не уменьшает ее значимости.


В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!