СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы словарной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит описание видов словарной работы на уроке в школе для глухих детей.

Просмотр содержимого документа
«Формы словарной работы»


Английский философ Герберт Спенсер сказал:

«Великая цель образования не знания, а действия».

Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность ученику самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

Как вовлечь ребёнка в процесс формирования умения учиться? Как это воплотить практически? Этот вопрос и является целью моего мастер класса.

Программой по русскому языку в нашей школе предложено обязательное изучение словаря по темам «Овощи», «Фрукты», «Учебные принадлежности», «Птицы», «Домашние и дикие животные», «Деревья», «Грибы» и т.д. Изучение слов по данным темам строится на основе запоминания. Каждый из педагогов знает, с каким трудом дается изучение этих слов. Все мы находимся в постоянном поиске активных методов, приемов и форм работы по закреплению и обогащению словарного запаса.

Алгоритм изучения новых слов является общим для всех учащихся, действенными остаются три основных этапа: знакомство, заучивание, запоминание. Усвоение новых слов требует многократных систематических упражнений, и чтобы не превратить каждый урок в «долбёжку», необходимо использовать идею интеграции. Наиболее удачно реализуется идея интеграции на следующих уроках: письмо, чтение, развитие речи, изобразительное искусство.

Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть продуктивные виды деятельности при работе со словарно-тематическим блоком «Овощи». Слова данной темы изучаются в первой четверти, в связи с сезонными явлениями в природе, когда на огородах и полях идет уборка урожая. Способствуют развитию связной речи учащихся и обогащению словарного запаса упражнения практического характера: составление предложений, чтение рассказов, стихотворений, загадок; рисование и лепка овощей; изготовление аппликаций, работа по трафаретам и шаблонам.

Для достижения положительного результата учитель должен применить все возможные методы обучения: словесные, наглядные, игровые; методы самостоятельной и практической работы. Здоровьесберегающие и каллиграфические минутки тоже должны носить тематический характер.

К.Д. Ушинский подметил: «Ребенок мыслит образами». Чтобы наш глухой ребёнок начал мыслить мы должны сформировать у него зрительные образы. И здесь нам нужны электронные образовательные ресурсы (презентации, видеоролики и т.д.).

Сейчас, прежде чем перейти к практической части я предлагаю вам поиграть в игру «Я». Я задаю вопрос, а вы отвечаете – «Я», если действительно так думаете.

- Кто пришёл в хорошем настроении?

- Кто готов к активной работе?

- Кто будет применять полученные знания на своих уроках?

Когда собирается так много замечательных «Я» работа обязательно будет интересной.


Практическая реализация методических приемов при работе со словарно-тематическим блоком «Овощи»


№ п/п

Приемы и формы работы

Наглядный инструментарий

1

Подбери слова к обобщающему слову.

Предметные картинки,

лото «Овощи», муляжи овощей


2

Назови одним словом.

3

«Третий лишний».

4

«Четвёртый лишний»

5

«Схемы-угадайки»

- о - - о - - (морковь)

- о - о - (горох)

к - - - - - а (капуста)


Графические схемы

6

Объедини слова в группы

(по цвету, по форме)

Предметные картинки,

муляжи овощей


7

«Шифровка» - замени цифру буквой, отгадай слово

ОГДИМПРХ

1 2 3 4 5 6 7 8 ,

6154317 - (ПОМИДОР)

таблица-код

8

Магазин «Овощи»

Запиши названия овощей, которые нужны для приготовления борща (винегрета).

Сюжетная картинка «Магазин «Овощи»

9

Словарные диктанты: зрительные, слухо-зрительные, слуховые.

Предметные картинки,

муляжи овощей

10

Составь словосочетания

Огурец (какой?)

Свёкла (какая?)

Предметные картинки,

муляжи овощей

11

Узнай, что это?

Узнать овощ по его описанию.

Карточки, презентации

12

«Схемы-опоры»

Описать овощ по данной схеме: форма, цвет, размер, вкус.

Схемы-опоры, предметные картинки,

муляжи овощей

13

«Что сначала, что потом»


Сюжетные картинки, презентации

14

«Закончи предложение»

На огороде растут …, ….

На грядке растёт вкусная, оранжевая ….

Карточки, презентации

15

Работа с деформированным текстом

Дети, морковь, на, капусту, собирали, огороде, и.

Карточки, презентации

16

Составь предложение по вопросной схеме

Какой? что? что делает? где?

Карточки, презентации, вопросные схемы

17

Раздели слова на слоги


18

Запиши названия овощей, в которых 2-3 слога


19

Рассказ по картине


20

Загадки


Карточки, презентации

21

Ребусы

22

Логоребусы

Выполнение заданий носит дифференцированный характер, обязательна обратная связь в разных видах, контроль и помощь со стороны учителя, создание ситуации успеха каждому ребенку.

Работу по использованию предложенных видов деятельности считаю эффективной и результативной. Она воспитывает навык самоконтроля и внимание к слову, повышает орфографическую зоркость у учащихся, мотивацию к учению, активизирует словарь учащихся, способствует коррекции и развитию памяти, мышления, наблюдательности. Такие виды работы позволяют сделать уроки интересными, включать в процесс восприятия не только зрение, но и эмоциональное воображение, творческую активность учащихся.


«С русским языком можно творить чудеса!»

К.Д. Паустовский