СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы стимулирования познавательной деятельности учащихся школы.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете. Даются рекомендации по формам стимулирования учащихся на уроказ музыки.

Просмотр содержимого документа
«Формы стимулирования познавательной деятельности учащихся школы.»

Формы стимулирования познавательной деятельности

учащихся школы.



Тысячекратно  цитируется  применительно  к  школе  древняя  мудрость:  «Можно  привести  коня  к  водопою,  но  заставить  его  напиться  нельзя».  Да,  можно  усадить  детей  за  парты,  добиться  идеальной  дисциплины, но  без  пробуждения  интереса,  без  внутренней  мотивации,  освоения  знаний  не  произойдёт,  это  будет  лишь  видимость  учебной  деятельности.

Как  же  пробудить  у  ребят  желание  "напиться"  из  источника  знаний?  Какие, к примеру, формы обучения можно применить в своей работе, чтобы активизировать, стимулировать их познавательную  деятельность?

Учителя придумывают различные  "завлекалочки"  на  уроках. Вот о таких некоторых «завлекалочках» – формах я расскажу на нашем педсовете.

К формам организации учебно-познавательной деятельности относится система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы.

К формам проведения урока, направленным на стимулирование познавательной деятельности относятся такие, как: деловая игра, пресс-конференция, семинар и диспут, урок-аукцион, игра, путешествие, смотр знаний, урок-сказка, урок-путешествие, викторины и другие, так называемые инновационные формы урока.

Например:

На уроках музыки в начальном и среднем звене для развития музыкально-творческих способностей использую такие формы игровой деятельности: «Узнай по голосу музыкальный инструмент», «Почему четвёртый лишний?», «Назови музыкальный инструмент. Придумай своё название», «Какой композитор лишний? Почему?», «Назови композитора и его произведения» и др. На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности, ребята самостоятельно придумывают музыкальные примеры, ребусы, шарады, тесты, кроссворды и решают их.

Такие формы, несомненно, делают напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся. Ведь ещё В.А.Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».

Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

Поэтому на уроках в старших классах использую нетрадиционные формы уроков: Урок - дискуссия, урок - путешествие, урок - викторина, урок - концерт, «Угадай мелодию», презентация творческих работ и др.

Для развития критического мышления учащихся, понимания и осознания темы, использую такие занимательные формы и приёмы: «Синквейн», «Кластер», «Инсерпт», «Эссе», «Ключевые слова», «Верите ли вы».

Например:

- «Инсерпт»: при разучивании песни используем цветные ручки для работы с текстом (обозначаем паузы, повышение и понижение интонации, акценты)

- «Кластер»: как проверочная работа или закрепление материала, например: тема «Творчество В.А.Моцарта»;

- «Синквейн» на любую музыкальную тему: «Оркестр», «Орган», «Музыка Баха»

И, конечно, использование на уроках мультимедиа, ИКТ обеспечивает более эффективную поддержку игровых форм урока и позволяет сделать обучение интересным и разнообразным.

Активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока играет важную роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Одним из путей творческого восприятия современных наук – это систематическая исследовательская и проектная деятельность, позволяющая применять полученные знания на уроке на практике: участие в олимпиадах не только школьного, но и всероссийского уровня («Кенгуру», «Медвежонок»), конкурсах ( детского творчества «Зажги свою звезду»), конференциях (научно-практическая конференция исследовательских работ старшеклассников; участие во всероссийском конкурсе исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. ХХI век») разного уровня.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.

Например:

Уже несколько лет в июне месяце под инициативой Спировского РОНО работает выездная летняя школа «Эрудит» (Ребята в группах в течение 2-х дней создают проекты различной направленности, а затем защищают их. Некоторые группы выезжают за сбором материала на экскурсии в природу, на предприятия, в учреждения. Такая форма, как экскурсия имеет учебно-познавательное и большое воспитательное значение. (Живое общение с природой стимулирует познавательную активность учащихся  к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию и любви к родному краю. Посещение производственных участков воспитывает в детях уважение к людям труда и знакомит их с профессиями).  Работа школы эрудитов позволяет решать три главные задачи образовательного процесса:

  1. социализации ученика, формирования навыков общения, умения не только добывать знания, но и эффективно их использовать;

  2. формирования определенного уровня компетенции ученика;

  3. подготовка учащихся к участию в реализации замысла, проекта, исследования.

При различных формах и видах учебного процесса возможен проблемный подход. Учителя стараются так формулировать вопросы, чтобы в процессе их обдумывания у учащихся в свою очередь возникали встречные вопросы, стремятся создавать проблемные ситуации, целью которых является активизация познавательной деятельности школьников, развитие интереса к знаниям. О роли проблемного подхода  хорошо сказал М.Н. Скаткин: «Если ученик находит выход из такой ситуации без прямой подсказки, без натаскивания – он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже механического заучивания тысячи готовых истин».

В заключении хочется отметить, что, несмотря на применение учителем разнообразие форм для стимулирования познавательной активности учащихся, опыт работы в школе показывает, что не только трудно, но порой и невозможно научить школьника, если у него отсутствует желания учиться. И здесь уместно вновь вспомнить слова В.А. Сухомлинского: «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»

Кредо учителя

  • создать из повседневного удивительное;

  • о сложном говорить увлекательно, эмоционально;

  • учить всему кратко, понятно, основательно.




Н.В.Вишнякова, учитель музыки МОУ ООШ №1 п. Спировов












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!