Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств и методов работы с детьми.
В разработке предатавлена презентация, где указаны различные виды работ
Просмотр содержимого документа
«Формы воспитательной работы»
Бубнова Д.С.
ст.преподаватель кафедры педагогики и дополнительного образования
Краснодар 2010г.
Средства воспитания
- Достижения мировой культуры и культуры нашего народа;
- Учеба;
- Труд; Технические средства
- Методы;
- Искусство;
- Общение;
- Спорт;
- Творчество;
- Игра;
Понятие формы
- Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств и методов работы с детьми.
- У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, классов, индивидуальностей.
Главные идеи:
- - формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
- - передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
- - воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.
Главная цель:
- Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи воспитания:
- - знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
- - использовать активные и творческие формы воспитательной работы;
- - создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;
- - демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
- - воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
- - способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.
Виды внеурочной деятельности
- Выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая.
- Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр.
- Организуется в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.
Виды внеурочной деятельности
- Ценностно-ориентационная деятельность , представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями.
- Формы : беседы по социально-нравственной проблематике, классные часы, дискуссии, диспуты.
Виды внеурочной деятельности
- Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях.
- Формы: работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.
Виды внеурочной деятельности
- Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Такие эстетические занятия для учащихся, могут быть организованы эффективно вне школы ,в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах.
- формы: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.
Виды внеурочной деятельности
- Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность.
- Свободное общение, досуг учеников может проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Система внеурочной работы и организация
- Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.
- Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.
- Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы.
- Ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы.
- Системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников. [
Формы воспитательной работы
- 1.СЛОВЕСТНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ - главное обмен информации / лекции, беседы, дискуссии, диспуты и т.д./;
- 2.ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ – главное вызвать сильные эмоции \ концерт, спектакль, выставки, праздники/;
- 3.ТРУДОВЫЕ ФОРМЫ – тимуровское движение, кооперативы, ученическое самоуправление, организация коллективного труда, т рудовой десант, трудовые акции.
- 4. ИГРОВЫЕ ФОРМЫ - Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные.
- 5.СПОРТИВНЫЕ ФОРМЫ – соревнования, олимпиады, игры.
Практическое применение форм внеурочного воспитания
- Внеурочная воспитательная работа проводится в традиционных для школы формах по следующим направлениям:
1) учебно-познавательное:
- -предметная неделя русского языка;
- -библиотечные часы;
- -конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия.
2) культурно-просветительное:
- -посещение городской картинной галереи;
- -театральные представления;
- -проведение школьного фестиваля искусств, приуроченного ко Дню культуры.
Практическое применение форм внеурочного воспитания
3) общественно-патриотическое:
- -встречи с ветеранами ВОВ, «уроки мужества»;
- -работа школьного музея;
- -работа по сбору и реставрации музейных экспонатов;
- -экскурсионная работа;
- -организация и проведение субботника по благоустройству школы.
4) физкультурно-оздоровительное и спортивное:
- -работа спортивных секций по футболу и хоккею;
- -общеоздоровительная работа;
- -проведение подвижных игр и «весёлых стартов»;
- -проведение внутришкольных спортивных соревнований;
- -проведение бесед по охране здоровья;
- -заполнение «карточки здоровья».
Практическое применение форм внеурочного воспитания
5) нравственно-правовое:
- -беседа о правилах безопасности дорожного движения;
- -экологическая работа;
- -беседы о правилах поведения в общественном месте;
- -работа с социально неадаптированными подростками и их семьями.
6) эстетическое и игровое:
- -организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- -проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- -участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне района;
7) лекционно-образовательное:
- -проведение родительских собраний;
- -лектории;
- -индивидуальная работа с родителями.
Беседа
- Среди различных видов бесед наиболее распространенными являются беседы, тематика которых связана с нормами и принципами морали, проблемами мировоззренческого плана.
- На этапе подготовки беседы необходимо обратить внимание на такие вопросы как :определение темы, подбор материала, разработка ее структуры и содержания.
- Выбор темы зависит от многих условий. В частности от уровня нравственного воспитания учащихся данного возраста, их интересов, конкретных возможностей организации воспитательной работы в коллективе.
- Интересный и разнообразный материал для бесед дает литература, радио, телевидение. Важными источниками для бесед являются также кинофильмы и театральные постановки, газеты и журналы. Все эти источники помогут учителю ярче и глубже раскрыть нравственные понятия темы, создадут условия для активизации чувства сопереживания у учащихся.
Особенности подготовки беседы
- Для привлечения внимания учащихся к предстоящей беседе учителю, воспитателю целесообразно использовать различные педагогические приемы например- начинать разговор с сенсации. Для этого можно использовать статью из газеты или журнала, фрагмент телепередачи, кинофильма.
- Творчески работающие классные руководители, воспитатели включают в беседы, прежде всего факты из жизни коллектива учащихся, обращая внимание и на положительные, и на негативные поступки отдельных воспитанников.
- В построении беседы нетерпимы шаблон и трафарет. Чрезвычайно важно для достижения воспитательной результативности беседы обеспечивать композиционную новизну и творческий подход к компоновке содержания материала беседы.
- Для повышения действенности бесед в ходе их проведения важно обеспечить ряд условий. В их числе:
- - определение учащимся конкретных заданий и их краткие выступления в ходе беседы;
- - доказательность, аргументированность выдвигаемых положений, выводов;
- - яркость, эмоциональная привлекательность используемых примеров и фактов;
- - располагающая к откровенности нравственно-психологическая атмосфера в коллективе.
-
Особенности подготовки беседы
- Для привлечения внимания учащихся к предстоящей беседе, педагогу целесообразно использовать различные педагогические приемы например- начинать разговор с сенсации. Для этого можно использовать статью из газеты или журнала, фрагмент телепередачи, кинофильма.
- Творчески работающие классные руководители, воспитатели включают в беседы, прежде всего факты из жизни коллектива учащихся, обращая внимание и на положительные, и на негативные поступки отдельных воспитанников.
- В построении беседы нетерпимы шаблон и трафарет. Чрезвычайно важно для достижения воспитательной результативности беседы обеспечивать композиционную новизну и творческий подход к компоновке содержания материала беседы.
Особенности подготовки беседы
- Для повышения действенности бесед в ходе их проведения важно обеспечить ряд условий. В их числе:
- - определение учащимся конкретных заданий и их краткие выступления в ходе беседы;
- - доказательность, аргументированность выдвигаемых положений, выводов;
- - яркость, эмоциональная привлекательность используемых примеров и фактов;
- - располагающая к откровенности нравственно-психологическая атмосфера в коллективе.
-
Остановимся на так называемых беседах на различные «воспитательные» темы .
- Опрос учеников V—1X классов показал, что они хотели бы обсудить в классе такие вопросы :
- как узнать себя и развить свои способности;
- как лучше учиться и получить образование;
- как выбрать и получить профессию;
- как ладить с людьми (любить, находить взаимопонимание со взрослыми, дружить с товарищами).
- Такие беседы проводят во многих школах мира.
американский психолог Уильям Глассер в книге «Школы без неудачников».
- предлагает регулярно проводить по социальной проблематике беседы-дискуссии:
- в младших — несколько раз в неделю в течение 15—30 минут,
- в старших — один раз в неделю до 45 минут.
- Главные их цели : формировать знания по вопросам социальной жизни, знания о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы;
- научить школьников видеть проблемы в окружающей и собственной жизни, размышлять о них, анализировать и находить решения этих проблем;
- научить их понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.
Тематический вечер
- Тематический вечер – одно из самых популярных и любимых учащимися мероприятий.
- Разнообразна тематика вечеров. Методика подготовки и проведения таких вечеров практически мало чем отличается.
- На этапе подготовки вечера создается творческая группа, в состав которой включается наиболее инициативные, активные учащиеся.. Задача творческой группы – разработать программу предстоящего вечера. В ней должно быть предусмотрено:
- - информирование учащихся о вечере (текст объявления, помещение информации на стенд);
- - разработка сценария, литературно-музыкальной композиции;
- - сбор необходимого для сценария материала;
- - оформление помещения, где будет проходить вечер;
- - организация репетиций.
Тематический вечер
- Успех вечера во многом обеспечивается содержательностью, яркостью и убедительностью представленной на нем информации.
- Важно учитывать следующие моменты: обеспечить яркое, эмоционально выразительное начало вечера, умело и целесообразно сочетать текст ведущих с инсценировками, фрагментами художественных произведений, чтением стихов, выступлением гостей, просмотром кинофрагментов, слайдов, показом иллюстраций, проведением всевозможных конкурсов, викторин, музыкальным сопровождением.
Викторина
-
- Викторина – это занимательная игра, в процессе которой в определенной последовательности перед учащимися ставятся вопросы на которые они дают ответы в устной и письменной форме.
Аукцион
- Аукцион – это публичная продажа, в процессе которой вещи приобретаются теми, кто предложит большую плату.
- Как интерактивную форму, аукцион можно проводить не только в молодежном коллективе, но и в родительском. При этом, аукцион может быть педагогический, психологической, правовой и т.д.
- Аукцион направлен:
- - на выявление у участников интереса к знаниям на заданную тему;
- - на формирование умения обоснованно и точно высказывать свою мысль;
- - на развитие способности слушать окружающих и вносить существенные дополнения в их ответ (мысли).
Аукцион
- Значительно оживит аукцион, изготовленный заранее игровой толковый словарь. В него можно поместить основные понятия аукциона:
- - «сделать ставку» − поднятием регистрационного номера заявить о готовности участия в торгах;
- - «протокол аукциона» − таблица результатов торгов участников по каждому лоту;
- - «комиссионный сбор» − творческая реакция обладателя лота в виде песенной строки, афоризма, анекдота, загадки, театрального этюда по поводу приобретенного лота.
Методика подготовки и проведения аукциона:
- - коллектив заранее готовится к аукциону, оргкомитет заранее готовит «вещи на продажу» (интеллектуальные, предметные и т.п.);
- - выбирается ведущий – аукционист, который должен уметь ярко, красочно предложить каждую вещь, расхваливая ее достоинства, или поставить вопрос, стимулируя при этом желание у присутствующих участвовать в своеобразном соревновании интеллекта;
- - ведущий (аукционист) располагается за столом (кафедрой), в руках у него молоток. Он по очереди представляет присутствующим вещь, которая разыгрывается, или объявляет тему вопросов. Участники предлагают свои варианты (версии) ответов. Когда варианты исчерпаны, ведущий считает до трех, сопровождая каждую цифру ударом молотка, Победителем становится тот, кто дал правильный ответ до третьего удара молотка. Он получает выставленную на продажу «вещь» (это может быть рецепт кулинарный, педагогический, психологический; решение любой проблемной ситуации в семье; модель детского новогоднего платья или сценарий детского семейного праздника и т.п.). Затем ведущий представляет следующую «вещь»
Ожерелье из драгоценностей одаренности .
- Целью « ожерелья» является формирование ценностного отношения к творческой индивидуальности, актуализация желания открыть в себе талант и совершенствоваться в избранном направлении, ощущение эмоционального комфорта от самореализации и публичного признания со стороискусствоны сверстников.
- В мероприятии принимают участие: собственники драгоценности одаренности, ценители, эксперты − «ювелиры».
- Персональные выставки – фото, картин, прикладное искусство.
Тематический день.
- Например, День Девочек. Чтобы в этот день девочки могли проявить все свои лучшие качества, создайте условия для проведения различных конкурсов. Но и конкурсы должны отличаться своей оригинальностью и нестандартностью. Например:
- «Сегодня все девочки у нас − Золушки, а мальчики − принцы. Злая мачеха заставила Золушек натирать полы (конкурс танца), перебирать крупы (разноцветные квадратики), ... , но Золушки не унывают, они любят за работой попеть песни (конкурс песен), ...» (Мальчики − августейшее жюри, выбирают самую умелую Золушку).
- «Знаете сказку о Снежной Королеве? Она украла всех наших мальчиков и нам надо отыскать их, преодолев все трудности...» (Ребята могут в это время готовить девочкам подарки).
- Тематический день подразумевает не только несколько КТД на основе одной идеи. Хорошо бы постараться сделать весь день необычным, не похожим на остальные дни, для этого можно сделать и отступления от каких-то порядков .
Наиболее распространенные формы внеурочных дел, чаще всего встречающиеся в практике школ:
- праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы;
- В последнее время традиционные формы работы с книгой, такие как устный журнал, читательская конференция, защита читательского формуляра, диспут по книге, уходят в прошлое, заменяясь новыми, более живыми, интерактивными формами работы: брейн рингами, КВНами, различными играми, виртуальными путешествиями и т.п. Хотя, конечно, чтение вслух, викторины, литературно-музыкальные композиции, обзоры литературы продолжают оставаться популярными и сейчас.
Если систематизировать массовые мероприятия по сложности проведения, по охвату читателей, по времени, затраченному на подготовку, можно выделить три основные группы:
- 1. Наиболее доступные и малотрудоемкие с точки зрения затрат времени и подготовки: чтение вслух, обзор литературы (обзорбеседа, обзор у выставки, обзор
- лекция), викторина.
- 2. Мероприятия, требующие значительной предварительной подготовки: литературная игра (брейнринг, путешествие по книгам, литературное лото, литературный аукцион и т.п.), устный журнал, пресс конференция, конкурс.
- 3.Мероприятия, которые, помимо предварительной подготовки, требуют значительной индивидуальной работы со школьниками: КВН, литературная композиция, литературный суд, литературный праздник (посиделки, литературный журфикс, литературный утренник, литературный бал), встречи в литературной гостиной, читательские конференции.
- Отдельное место занимают такие сложные формы работы, как клубы и кружки
- Можно выделить работу по регионоведению.
- Литературные игры и праздники пользуются наибольшей популярностью у школьников.
- К числу литературных игр можно отнести путешествия по сказкам и станциям,
- литературные балы и утренники, брейн-ринги, КВН, аукционы, лото, пресс-конференции, игры по сценариям известных телеигр и множество других .