06.01.16 г.
Заседание городской творческой группы
Идеи Программы 7 модулей
при подготовке учащихся к ЕНТ по русскому языку
Учитель КГУ «Казахстанско-Российская гимназия» Алямкина В.А.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения новых целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Несмотря на проведение итоговой аттестации в форме ЕНТ, приоритетным направлением в сфере современного образования становится все же не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В связи с этим, хочется вспомнить слова Л.Н.Толстого, который отмечал, что «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью». Поэтому на уроках в 10-11 классах я активно использую работу в парах и группах, диалоговое обучение и различные стратегии критического мышления. Каким образом это происходит, продемонстрирую на примере одного из последних уроков в 10 классе по теме «Глагол».
На стадии вызова я всегда предлагаю учащимся вспомнить определенный темой терминологический минимум, используя прием «Корзина идей, понятий, фактов, имен». Работа идет по схеме: индивидуально – в паре - в группе. Каждая группа заполняет свою «корзину». Обсуждение в интерактиве помогает вспомнить и отобрать термины, относящиеся к теме, исключая все ненужное. 2 этап в данной работе – определение понятий. Используя прием «Аукцион понятий», я вношу в урок элемент соревнования и использую формативное оценивание, присуждая группе «глаголик» за каждый правильный ответ в формулировке того или иного термина.
На этапе осмысления каждая группа получает определенный статус и соответствующее задание. На данном уроке работало 5 групп, которые я условно назвала «центрами».
«Центр исследований» составлял «Визитную карточку глагола». Для выполнения этого задания можно использовать различные приемы критического мышления. Например, «Кластер», «Диаграмму Венна», а можно разнообразить приемы, используя различные виды графических схем и таблиц. Схема «Близнецы» - предполагает выявление сходства между понятиями, например, между глаголом и глагольными формами (причастием и деепричастием), а схема «Инь-Янь» заставляет учащихся определить различия, например, глагола и именных частей речи. Данные приемы позволяют выявить уровень развития когнитивных умений и используются с целью побуждения обучающихся к сопоставлению и сравнению, т.е. к мыслительной деятельности высшего порядка – анализу\синтезу\оценке. Еще один прием - матрица «Цветок Лотоса» заставляет учащихся критически осмыслить информацию (параграф учебника) и определить 8 ключевых идей или компонентов, связанных с “центральной” проблемой. Данная работа будет способствовать формированию у учащихся мышления более высокого порядка в отношении ключевого понятия. Кроме того, другим преимуществом названных приемов, согласно Когнитивной психологии, является то, что в памяти хорошо хранится информация, синтезированная в виде схемы.
2 группа - «Центр грамматики» - выполняла практическую работу, связанную с определением морфологических признаков и синтаксической роли глагола. В предложенном стихотворении необходимо было найти глаголы и заполнить «Слепую таблицу». Для определения синтаксической роли глаголов учащимся были даны предложения с глаголами в форме инфинитива, что является достаточно трудным вопросом в ЕНТ и всегда вызывает много ошибок.
3 группа - «Центр творчества». Работа в данной группе предполагала развитие творческих способностей учащихся в написании лингвистической сказки, стихотворения, оды, посвященных глаголу, а также в создании постера «В стране глаголов».
4 группа – «Центр грамотности» - составляла опорные схемы, связанные с правописанием глагола, иллюстрировала их своими примерами и выполняла практическую словарно-орфографическую работу.
5 группа - «Центр тестирования» - должна была составить код правильных ответов к предложенному тесту. При работе все группы могли пользоваться справочными материалами в виде таблиц.
Далее шел этап проверки выполненных заданий. На данном этапе известный прием критического мышления «Лови ошибку», который предполагает исправление заведомо допущенных ошибок, был несколько видоизменен. Целевая установка состояла в том, чтобы найти и исправить ошибку в работе «центров», что способствовало концентрации внимания. В данном фрагменте урока снова использовалось формативное оценивание. Для индивидуальной работы учащимся предлагались рабочие карты урока, в которых они могли выполнить все предложенные практические задания самостоятельно по ходу проверки.
В ходе урока были заслушаны все группы, кроме «Центра тестирования», так как тест предлагался всем остальным учащимся в качестве домашнего задания. Проверку и разбор допущенных ошибок можно перенести на факультатив или следующий урок, который будет связан с повторением причастия и деепричастия.
Осуществляя рефлексию урока, учащиеся отметили продуктивность своей деятельности, различные способы повторения изученного материала, использование объективного контроля, а также то, что такой урок дает возможность осознать глубину своих знаний, совершенствовать свои умения, навыки и творческие способности.
Считаю, что коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятия, совместный поиск решения проблемы, а также «партнерские отношения» между педагогом и обучаемыми позволит достичь хороших результатов при итоговой аттестации. А что касается идей Программы 7 модулей, я думаю, что через данный урок они достаточно просмотрелись.