МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Университетский экономико-технологический колледж
| УТВЕРЖДАЮ |
| Зам. директора по МНР |
| _________ Е.Ю. Куценок |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ.06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Наименование специальности
43.02.14 Гостиничное дело
2020 г.
Разработчик ФОС по дисциплине:
Гайворонская Н.Н. – преподаватель УЭТК СГУ
«____» ________ 20___ г.
ФОС по дисциплине ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи» рассмотрен и одобрен на заседании цикловой методической комиссии гуманитарных дисциплин и физического воспитания
Протокол №____ от «_____» 20____ г.
Председатель цикловой методической комиссии______________Н.Н. Гайворонская_
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Университетский экономико-технологический колледж
ПАСПОРТ
ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Контролируемые темы (разделы) дисциплины | Код контролируемой компетенции | Оценочное средство |
Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». | ОК 5, 10 | Собеседование |
Тема 2. Нормативный аспект культуры речи | ОК 5, 10 | Собеседование |
Тема 3. Качества хорошей речи. Правильность речи: орфоэпические нормы и нормы ударения | ОК 5, 10 | Доклад Собеседование |
Тема 4. Правильность речи: нормы грамматики | ОК 5, 10 | Собеседование |
Тема 5. Точность речи | ОК 5, 10 | Доклад Собеседование Творческое задание |
Тема 6. Логичность речи. | ОК 5, 10 | Доклад Собеседование Творческое задание |
Тема 7. Чистота речи. | ОК 5, 10 | Собеседование Творческое задание |
Тема 8. Выразительность речи. | ОК 5, 10 | Собеседование Творческое задание |
Тема 9. Богатство речи. | ОК 5, 10 | Собеседование |
Тема 10. Уместность речи. | ОК 5, 10 | Собеседование |
Тема 11. Этические нормы речевой культуры. Речевой этикет. | ОК 5, 10 | Доклад Собеседование |
Тема 12. Функциональные разновидности современного русского языка. | ОК 5, 10 | Собеседование |
Тема 13. Речевая культура в научном и учебном общении. | ОК 5, 10 | Собеседование |
Тема 14. Художественный стиль и его особенности. | ОК 5, 10 | Доклад Собеседование |
Тема 15. Официально-деловая письменная речь. | ОК 5, 10 | Собеседование |
Тема 16. Текст как речевое произведение. | ОК 5, 10 | Собеседование Творческое задание |
Тема 17. Редактирование текста. | ОК 5, 10 | Собеседование Творческое задание |
Тема 18. Текстовая компетенция. | ОК 5, 10 | Собеседование |
Тема 19. Способы подготовки и самоконтроля речи. | ОК 5, 10 | Собеседование |
Разработчик ФОС по дисциплине:
Гайворонская Н.Н. – преподаватель УЭТК СГУ
«____»___________ 20____ г.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Университетский экономико-технологический колледж
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ
ЗАДАНИЙ (СООБЩЕНИЙ, ДОКЛАДОВ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Темы:
1.1. «Ораторы древности» (к теме 3 из паспорта ФОС выше).
1.2. «Происхождение, строение и значение фразеологизмов» (к теме 5).
1.3. «Особенности русского и зарубежного этикета» (к теме 11).
1.4. «Речевая культура в учебном общении» (к теме 6).
1.5.«Функциональные разновидности современного русского языка» (к теме 14).
1.6.«Лексические ошибки и их исправление» (к теме 5).
1.7.«Афоризмы» (к теме 6).
1.8.«Выдающиеся русские лингвисты» (к теме 3).
1.9. «Русские ораторы» (к теме 14).
1.10. «Текст и его структура» (к теме 14).
2. Контролируемые компетенции
ОК 5, 10
Разработчик ФОС по дисциплине:
Гайворонская Н.Н. – преподаватель УЭТК СГУ
«____»___________ 20____ г.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Университетский экономико-технологический колледж
ТВОРЧЕСКОЕ ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.Задания:
Задание 1.
Темы. Точность речи, логичность и чистота речи.
Каждому из группы студентов исправить речевые ошибки друг друга, прослушав составленные рассказы, обращая внимание на точность и логичность речи. Выявить элементы, разрушающие чистоту речи: диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, вульгаризмы, бранные слова, слова-паразиты, канцеляризмы.
Задание 2.
Тема. Выразительность речи.
Каждому из группы студентов выбрать любое из понравившихся стихотворений, выучить наизусть и прочитать с выражением. Остальные студенты должны оценить прочтение стихов (обосновать собственную точку зрения), обратить внимание на качество речи и ответить на вопросы: «В чем именно заключается выразительность чтения? Как улучшить подготовку к выразительной декламации?»
Задание 3.
Тема. Функциональные разновидности современного русского языка.
Каждому из группы студентов, используя различные литературные, публицистические, научные произведения, создать тексты разных стилей и типов речи. Остальные студенты должны оценить правильность составления текстов и их соответствие различным стилям и типам речи, обосновав собственную точку зрения.
Задание 4.
Тема. Редактирование текста.
Каждому из группы студентов провести редактирование любого текста, используя знания теоретического материала. Обратить внимание на способы редактирования, оформление текста. Можно использовать возможности компьютерных текстовых редакторов. Остальные студенты должны оценить правильность редактирования текстов и обосновать собственную точку зрения.
Задание 5.
Тема. Текст как речевое произведение.
Каждому из группы студентов провести лингвистический анализ любого текста, используя знания теоретического материала. Обратить внимание на такие типы речи, как: описание, повествование, рассуждение (на их варианты и разновидности). Остальные студенты должны оценить правильность проведения лингвистического анализа текстов и обосновать собственную точку зрения.
2. Контролируемые компетенции
ОК 5, 10
3. Критерии оценки:
– «отлично» заслуживает студент, твёрдо знающий программный материал, системно и грамотно излагающий его, демонстрирующий необходимый уровень компетенций, чёткие, сжатые ответы на дополнительные вопросы, свободно владеющий понятийным аппаратом.
– «хорошо» заслуживает студент, проявивший полное знание программного материала, демонстрирующий сформированные на достаточном уровне умения и навыки, указанные в программе компетенции, допускающий непринципиальные неточности при изложении ответа на вопросы.
– «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знания только основного материала, но не усвоивший детали, допускающий ошибки принципиального характера, демонстрирующий не до конца сформированные компетенции, умения систематизировать материал и делать выводы.
– «неудовлетворительно» заслуживает студент, не усвоивший основного содержания материала, не умеющий систематизировать информацию, делать необходимые выводы, чётко и грамотно отвечать на заданные вопросы, демонстрирующий низкий уровень овладения необходимыми компетенциями.
Разработчики ФОС: Гайворонская Н.Н. – преподаватель УЭТК СГУ
«____»___________ 20____ г.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Университетский экономико-технологический колледж
ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.Вопросы:
Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи».
Нормативный аспект культуры речи.
Качества хорошей речи. Правильность речи: орфоэпические нормы и нормы ударения.
Правильность речи: нормы грамматики.
Точность речи как ее коммуникативное качество.
Логичность речи как ее коммуникативное качество.
Чистота речи как ее коммуникативное качество.
Выразительность речи как ее коммуникативное качество.
Богатство речи как ее коммуникативное качество.
Уместность речи как ее коммуникативное качество.
Этические нормы речевой культуры.
Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности.
Функциональные разновидности современного русского языка.
Речевая культура в научном и учебном общении.
Художественный стиль и его особенности.
Официально-деловая письменная речь.
Редактирование текста.
Текстовая компетенция.
Способы подготовки и самоконтроля речи.
2. Контролируемые компетенции
ОК 5, 10
3. Критерии оценки:
– «отлично» заслуживает студент, твёрдо знающий программный материал, системно и грамотно излагающий его, демонстрирующий необходимый уровень компетенций, чёткие, сжатые ответы на дополнительные вопросы, свободно владеющий понятийным аппаратом.
– «хорошо» заслуживает студент, проявивший полное знание программного материала, демонстрирующий сформированные на достаточном уровне умения и навыки, указанные в программе компетенции, допускающий непринципиальные неточности при изложении ответа на вопросы.
– «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знания только основного материала, но не усвоивший детали, допускающий ошибки принципиального характера, демонстрирующий не до конца сформированные компетенции, умения систематизировать материал и делать выводы.
– «неудовлетворительно» заслуживает студент, не усвоивший основного содержания материала, не умеющий систематизировать информацию, делать необходимые выводы, чётко и грамотно отвечать на заданные вопросы, демонстрирующий низкий уровень овладения необходимыми компетенциями.
Разработчик ФОС: Гайворонская Н.Н. – преподаватель УЭТК СГУ
«____»___________ 20____ г.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Университетский экономико-технологический колледж
ФОС ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ЗАЧЁТА
1.Перечень вопросов к дифференцированному зачету по дисциплине
Русский язык и культура речи
Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи».
Нормативный аспект культуры речи.
Правильность речи: орфоэпические нормы и нормы ударения.
Правильность речи: нормы грамматики.
Точность речи как ее коммуникативное качество.
Логичность речи как ее коммуникативное качество.
Чистота речи как ее коммуникативное качество.
Выразительность речи как ее коммуникативное качество.
Богатство речи как ее коммуникативное качество.
Уместность речи как ее коммуникативное качество.
Этические нормы речевой культуры.
Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности.
Функциональные разновидности современного русского языка.
Речевая культура в научном и учебном общении.
Художественный стиль и его особенности.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Официально-деловая письменная речь.
Текстовая компетенция.
Способы подготовки и самоконтроля речи.
2. Контролируемые компетенции
ОК 5, 10
3. Критерии оценки:
– «отлично» заслуживает студент, твёрдо знающий программный материал, системно и грамотно излагающий его,
демонстрирующий необходимый уровень компетенций, чёткие, сжатые ответы на дополнительные вопросы, свободно владеющий понятийным аппаратом.
– «хорошо» заслуживает студент, проявивший полное знание программного материала, демонстрирующий сформированные на достаточном уровне умения и навыки, указанные в программе компетенции, допускающий непринципиальные неточности при изложении ответа на вопросы.
– «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знания только основного материала, но не усвоивший детали, допускающий ошибки принципиального характера, демонстрирующий не до конца сформированные компетенции, умения систематизировать материал и делать выводы.
– «неудовлетворительно» заслуживает студент, не усвоивший основного содержания материала, не умеющий систематизировать информацию, делать необходимые выводы, чётко и грамотно отвечать на заданные вопросы, демонстрирующий низкий уровень овладения необходимыми компетенциями.
Практические задания к зачету
Вариант 1
(1) Через час в одном из арбатских переулков, в подвале маленького домика, в первой комнате, где все было так же, как было до страшной осенней ночи прошлого года, за столом, накрытым бархатной скатертью, под лампой с абажуром, возле которого стояла вазочка с ландышами, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья.
(2) Перед ней лежала исковерканная огнем тетрадь и возвышалась стопка нетронутых тетрадей.
(3) Домик молчал.
(4) В соседней маленькой комнате спал мастер, и его ровное дыхание было беззвучно.
(5) Наплакавшись, Маргарита взялась за не тронутую огнем тетрадь и поняла: именно ее она перечитывала перед свиданием с Азазелло под Кремлевской стеной.
(6) Не пытаясь уснуть, Маргарита рассматривала рукопись, гладила ее, как гладят любимую кошку, и, поворачивая тетрадь в руках, оглядывала со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец.
(7) На нее накатила вдруг ужасная мысль, что все это колдовство, что тетради исчезнут из глаз и что, если она, проснувшись, сейчас окажется в особняке в своей спальне, ей придется идти топиться.
(8) Но эта страшная мысль как отзвук долгих страданий, переживаемых ею, был последним.
(9) Ничто не исчезло:... Воланд был действительно всесилен.
(10) Маргарита могла сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, шелестеть листами тетрадей, разглядывать их, и целовать, перечитывать.
М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита.
Задания к тексту
1. Какое слово можно поставить вместо двоеточия в предложении 5?
1) это
3) что
2) а именно
4) то есть
2. Каковы отношения между предложениями 9 и 10?
1) следствия
2) пояснения
3) целого – части
4) разделительные
5) противительные
3. В предложении 9 пропущено слово
1) сильный
2) всемогущий
3) могущественный
4) всесильный
4. Какое слово (слова) является синонимом к слову страшный в предложении 1?
1) ужасный
2) безобразный
3) некрасивый
4) необыкновенный
5. Какое средство (средства) выразительности речи использовано в предложении 3?
1) сравнение
2) метафора
3) ирония
4) градация
5) олицетворение
6. Какое средство (средства) выразительности речи использовано в предложении 7?
1) инверсия
2) оксюморон
3) многосоюзие
4) параллелизм
7. Закончите предложение.
Тропами являются...
1) сравнение
2) фразеологизм
3) метонимия
4) ирония
5) архаизм
8. Слово «отзвук» из предложения 8 и слово звук являются:
1) паронимами
2) синонимами
3) омонимами
4) однокоренными словами
Ключ
1. 3
2. 2
3. 4
4. 1
5. 5
6. 3
7. 1, 3, 4
8. 4
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется в аудитории во время занятия
2. Максимальное время выполнения задания: _____30______ мин./час.
3. Вы можете воспользоваться: конспектами лекций, учебником, словарями.
Критерии:
Количество оценок | 4 | «2», «3», «4», «5» |
Названия оценок | параметры методики | примечания (варианты параметров) |
Пороги оценок | 10-39 %- «2» (неудовлетворительно0 40-59 % - «3»(удовлетворительно) 60-79 % - «4» (хорошо), свыше 80 % - «5» (отлично) | устанавливаются преподавателем |
Предел длительности всего контроля | 40 минут | выбирается только один из параметров |
ВАРИАНТ 2
2. ТВОРЧЕСКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
(1) Мещанство – это строй души современного представителя командующих классов.
(2) Основные ноты мещанства – уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх пред всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе все, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей.
(3) Но объясняет мещанин не для того, чтобы только понять новое и неизвестное, а лишь для того, чтобы оправдать себя, свою пассивную позицию в битве жизни.
(4) Отвратительное развитие чувства собственности в обществе, построенном на порабощении человека, может быть, объясняется тем, что только деньги как будто дают личности некоторую возможность чувствовать себя свободной и сильной, только деньги могут иногда охранить личность от произвола всесильного чудовища – государства.
(5) Но объяснение – не оправдание.
(6) Современное государство создано мещанами для защиты своего имущества – мещане же и дали государству развиться до полного порабощения и искажения личности.
(7) «Не ищи защиты от силы, враждебной тебе, вне себя – умей в себе самом развить сопротивление насилию.
(8) Жизнь, как это известно, – борьба господ за власть и рабов – за освобождение от гнета власти.
(9) Темп этой борьбы становится все быстрее по мере роста в народных массах чувства личного достоинства и сознания классового единства интересов.
(10) Мещанство хотело бы жить спокойно и красиво, не принимая активного участия в этой борьбе, его любимая позиция – мирная жизнь в тылу наиболее сильной армии.
(11) Всегда внутренне бессильное, мещанство преклоняется пред грубой внешней силой своего правительства, но если – как мы это видели и видим – правительство дряхлеет, мещанство способно выпросить и даже вырвать у него долю власти над страной, причем оно делает это, опираясь на силу народа и его же рукой.
(12) Оно густо облепило народ своим серым, клейким слоем, но не может не чувствовать, как тонок этот холодный слой, как кипят под ним враждебные ему инстинкты, как ярко разгорается непримиримая, смелая мысль и плавит, сжигает вековую ложь...
М. Горький. Заметки о мещанстве.
Задания к тексту
1. Какое утверждение не соответствует тексту?
1. Мещанству свойственно стремление к спокойной, мирной, пассивной жизни, не отягощенной борьбой.
2. Для мещанина характерно стремление выделится из общего круга.
3. Мещане испытывают страх перед всем, что может нарушить равновесие их жизни.
2. Определите принадлежность текста к функциональному стилю:
1) научный стиль
2) публицистический стиль
3) художественный стиль
4) разговорный стиль
5) официально-деловой стиль
3. Определите тип речи по функционально-смысловым особенностям:
1) повествование
2) описание
3) рассуждение
4. Какие проблемы остались за рамками текста?
1) мещанство и государство
2) мещанство и правительство
3) мещанство и ложь
4) мещанство и демократия
5. Какие утверждения ошибочны?
1) в предложении 5 используется инверсия
2) в предложении 3 используется аллегория
3) в предложении 12 используется эпитет
6. Назовите тип связи в словосочетании «основные посты»:
1) примыкание
2) управление
3) согласование
7. Укажите средство связи между предложениями (11) и (12).
8. Вводное словосочетание содержится в предложении:
1) 8
2) 9
3) 10
4) 11
9. В каких предложениях имеются ряды однородных членов?
1) 1
2) 3
3) 5
4) 12
10. Какое слово заменено вторым тире в предложении 8?
Ключ
1. 2
2. 2
3. 3
4. 3, 4
5. 1, 2
6. 3
7. личное местоимение
8. 1
9. 2, 3, 4
10. борьба
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется в аудитории во время занятия
2. Максимальное время выполнения задания: _____30______ мин./час.
3. Вы можете воспользоваться: конспектами лекций, учебником, словарями.
Критерии:
параметры методики | примечания (варианты параметров) |
Количество оценок | 4 | «2», «3», «4», «5» |
Названия оценок | «2» (неудовлетворительно), «3» (удовлетворительно), «4» (хорошо), «5» (отлично) | неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично |
Пороги оценок | 10-39 %- «2» (неудовлетворительно0 40-59 % - «3»(удовлетворительно) 60-79 % - «4» (хорошо), свыше 80 % - «5» (отлично) | устанавливаются преподавателем |
Предел длительности всего контроля | 40 минут | выбирается только один из параметров |
Разработчик ФОС: Гайворонская Н.Н. – преподаватель УЭТК СГУ
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Культура речи и деловое общение: учебник и практикум в 2 частях. Серия: профессиональное образование. Российский государственный педагогический университет имени Герцена. Под редакцией Панфилова А.П, издательство Юрайт, 2017.
Русский язык и культура речи: учебник и практикум 2-е издание Серия: Профессиональное образование. Московский государственный областной университет. Под редакцией Самсонова Н.Б, издательство Юрайт, 2017.
Русский язык и культура речи: учебник и практикум. 4-е издание Серия: Профессиональное образование. Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена. Под редакцией Черняк В.Д, издательство Юрайт, 2017.
Дополнительная литература:
Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь. Учебно-практическое пособие 2-е издание. Серия: Профессиональное образование. Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И. Герцена. Под редакцией Черняк В.Д. Издательство Юрайт, 2017.
Русский язык и культура речи. Практикум Учебное пособие. Серия: Профессиональное образование Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов; Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого. Под редакцией Голубева А.В. Издательство Юрайт, 2017.
Русский язык и культура речи. Учебник и практикум. Серия: Профессиональное образование. Под редакцией Голубева А.В. Издательство Юрайт, 2017.
Интернет-ресурсы:
1.www.slovari.ru.
2. www.gramota.ru.